Dahon Jetstream D8: Вызовы для городского проныры
Разбираемся, насколько складной велосипед, созданный для американского города, удобен в МосквеКалифорнийская компания Dahon – редкий пример успешной велосипедной марки, созданной человеком, не имеющим отношения к велоспорту. Идея строить складные велосипеды пришла в голову физику Дэвиду Хону в разгар нефтяного кризиса 70-х гг., когда бензин резко подорожал: тогда молодому сотруднику оборонной корпорации Hughs Aircraft пришлось пересесть с автомобиля на свой студенческий велосипед. Дэвид получил семь патентов на складной велосипед и пришел с этой идеей к своему брату, бизнесмену Генри, – у Генри были накопления, которые он согласился вложить в новый проект. Но этих денег оказалось недостаточно: братья привлекли $2 млн от венчурных инвесторов и в 1982 г. открыли завод на Тайване, который начал выпускать компактные складные велосипеды.
Основные преимущества Dahon – удобство транспортировки велосипеда и его хранения: в сложенном виде он занимает совсем немного места. Рынка складных велосипедов в 80-е гг. не существовало – его сформировал Dahon, утверждает Генри Хон. Изначально братья хотели производить складные велосипеды для других марок, но никто из них не поверил в новый класс велосипедов, поэтому Дэвиду и Генри пришлось создать свой бренд: HON, который в 1995 г. превратился в Dahon. В том же году компания открыла в китайском Шэньчжэне свой новый завод, который стал ее крупнейшей производственной базой: здесь ежегодно выпускается 400 000 велосипедов Dahon. В Европу вся продукция Dahon поставляется из Болгарии.
У нас на тесте оказался 9-скоростной велосипед Dahon Jetstream D8: с передним и задним амортизаторами, дисковыми тормозами и на 20-дюймовых колесах.
Виктория Сункина
Редактор спецпроектов vedomosti.ru
Рост 160 см
Ездит на велосипеде Author Simplex
Вызовы для городского проныры
Выехав из редакции на Dahon Jetstream D8, первым делом проверила тормоза и поразилась их молниеносной отзывчивости – для городского велосипеда они показались мне даже чересчур хваткими. Впрочем, Dahon преподносит Jetstream D8 как модель для активного отдыха, так что на неухоженных лесных дорожках эти дисковые тормоза вполне бы пригодились.
Не прошло и трех минут, как на моем пути появился первый вызов для Jetstream D8: многие улицы Москвы до сих пор перекопаны, и тротуар на Сущевском Валу не стал исключением. Участок без асфальта был преодолен успешно, но главной задачей стало заехать на широкие желтые плитки, прислоненные к краю бордюра; они не были закреплены, как и сам бордюр. Велосипед справился с задачей, и я преодолела препятствие. На обычной городской модели с узкими колесами и жесткой вилкой, пожалуй, я бы не справилась.
Удивила способность велосипеда держать баланс: подъехав к светофору, можно смело стоять секунд тридцать, не слезая с него, и ждать, пока загорится зеленый.
Покрышки – широкие, с ярко выраженным протектором – прекрасно держат любые неровности, грязь, песок или мелкие камни и ямки. А при езде по ровному асфальту гудят - звук немного похожий на покрышки фэтбайка, но только в разы тише. Правда, эти же покрышки в сочетании с задним амортизатором играют злую шутку при езде на более-менее ровном асфальте с небольшими дефектами: вибрации приходят на седло довольно-таки сильно, как ни регулируй амортизатор. А если уж вы ослабили его, не забывайтесь, закладывая повороты, - велосипед так и норовит расшататься, как и любой двухподвес.
Эти минусы для меня уравновесили очень удобные грипсы и полюбившиеся многим шимановские шифтеры. Руль можно быстро настроить как вам удобно - регулировка с зажимом позволяет сделать это без дополнительных инструментов. А при движении в городском потоке всегда с благодарностью вспоминаешь конструкторов, если руль не очень широкий, как на этом Jetstream D8, – это удобно при маневрировании. Пока машины стояли в пробке, я без проблем прошмыгнула между ними и успела проехать на зеленый - снова плюсы.
Поднимать Jetstream D8 по лестнице не так уж и комфортно - конечно, велосипед много легче стандартного алюминиевого двухподвеса, но для складной модели Jetstream D8 все же очень тяжелый. Вес явно сконцентрирован сзади - виной этому задний амортизатор и даже небольшой сюрприз – насос в подседельном штыре. Видимо, производитель посчитал, что обладатель этого байка должен быть готов к любой нештатной ситуации, а крылья и подножка - атрибуты городского велосипеда - ему ни к чему.
На следующий день меня ждал новый вызов - нужно было упаковать велосипед в небольшой багажник Nissan Micra, чтобы отправить его на новые тесты. Сложив байк за несколько секунд, мы легко разместили его в багажнике, не двигая и не складывая задние сиденья.
Так что могу смело сказать, что главная фишка Dahon – возможность быстро, компактно и удобно сложить велосипед – реализована на все «пять». А вот стоит ли ездить на таком не самом легком складном велосипеде по городу, решать каждому для себя. Я бы не стала. Мне показалось, что этот компактный велосипед слишком «наворочен» даже для движения по городу с таким неоднородным дорожным покрытием, как Москва.
Александр Губский
Заместитель главного редактора
Рост 180 см
Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R
Серийный самосбор
Калифорниец Дэвид Хон делал складной велосипед для себя, исходя из местных реалий: общественный транспорт в Лос-Анджелесе развит очень плохо, и велосипед – реальная альтернатива для горожанина: добраться на велике из дома до ближайшей станции метро, на нем – в даунтаун, поближе к офису, ну а последние пару миль до работы – вновь в седле.
В модели Jetstream D8 конструкторы Dahon попытались объединить все, что нужно современному горожанину, создав, так сказать, серийный самосбор. А горожанину нужны: комфорт (и потому у велосипеда передний и задний амортизаторы, чтобы сгладить рельеф не всегда качественных дорог), хорошее ускорение и тормоза (у Jetstream D8 – крупная передняя звезда на 52 зуба, а тормоза дисковые), компактность (у велосипеда складывается не только рама, но и руль и даже педали). К необходимым характеристикам надо бы добавить еще небольшой вес. По нашим измерениям, у Jetstream D8 он составляет 13,3 кг, но это немного только на первый взгляд.
Раз Dahon предлагает примерить на себя роль компьютера, я отказываться не стал: вышел из редакции как был, в цивильном – сорочке и пиджаке, надел сверху светоотражающий жилет и отправился в московскую ночь. Дорога из Марьиной Рощи до метро “Чеховская” заняла у меня меньше 15 минут, я даже умудрился разогнаться до 30,5 км/ч. Но это оказалось просто перемещение из пункта А в пункт Б, а не езда – никаких ярких эмоций Jetstream D8 мне не подарил: как и можно было предположить, компромиссы конструкции, вызванные стремлением сделать универсальный складной велосипед, сказались на его ездовых качествах.
В московском метро разрешается перевозить велосипеды только в сложенном виде; Dahon выглядит настолько компактно, что вахтерша не стала просить меня оплатить провоз багажа, а я не стал настаивать. Но вот спустить сложенный Jetstream D8 с улицы города на платформу метро “Чеховская” – по нескольким переходам и эскалаторам – оказалось нелегко: я устал больше, чем в седле велосипеда. Добравшись до своей “Чертановской”, я собрал велосипед уже на платформе. В этот раз мой велосипедный путь с работы домой составил не 25, а всего 5,5 км, я сжег не 530, а 115 Кал. И, к моему удивлению, я почти ничего не выиграл в скорости передвижения: весь путь на велосипеде занимает у меня около 70 минут, в этот раз я добрался до дома за 55 мин.
Можно сказать, что Dahon – это универсальный спортивный снаряд: если практиковать на нем ежедневные поездки, сопряженные со складыванием/раскладыванием, погрузкой/разгрузкой, вы накачаете не только ноги, но и руки. Но это не то, чего я жду от велосипеда.
Сергей Смирнов
Старший веб-редактор
Рост 180 см
Ездит на самосборе на раме Surley Ogre, самосборе на раме «Старт-Шоссе», самосборе Specialized Globe Vienna
Увесистый кубик
Складной велосипед всегда найдет себе нишу – это аппарат, на котором удобно покататься в центральном парке и уехать домой на метро, доехать от железнодорожной платформы до дачи, который можно закинуть на антресоли и забыть на зиму. Есть ли рыночная ниша в России у складного двухподвеса с весом «Камы» за 77 000 рублей? Вряд ли, показалось мне по итогам теста.
Причем конструкция Dahon сама по себе интересная: здесь, например, стоит параллелограммная амортизационная вилка, попробовать которую мне хотелось давно. Эти вилки были ограниченно распространены в 90-х и отличались прекрасной обработкой неровностей. Но сложность конструкции и плохое поведение при педалировании в подъем свели их со сцены. Увы, подвеска Dahon Jetstream D8 не дает ожидаемой бархатной мягкости. Похоже, здесь она для того, чтобы приблизить поведение априори тряского байка на 20-дюймовых колесах к 26-дюймовому, и это создателям удалось. Едет он по городу, как неплохой обычный «горный» ригид (главное, не въезжать на бордюры под углом). Стоит ли это дополнительного веса, усложнения и удорожания конструкции? Мне кажется, нет – хорошее седло на пружинах даст примерно такой же эффект.
Впрочем, складывается велосипед, включая педали, без инструментов, надежно и легко: магнитные защелки сразу находят ответные части, а обрезиненные опоры защищают выступающие детали. Что неудивительно – конструкция вылизана за тридцать лет истории этой марки. К сожалению, «кубик» получается увесистый. Для перевозки в автомобиле это не так важно, но проносить Dahon через турникет в метро я бы предпочел в разложенном виде.
В общем, если вы чувствуете нужду в хорошем складном велосипеде, купите Dahon попроще.
Александра Астахова
Начальник фотоотдела
Рост 165 см
Ездит на велосипеде Merida Matts
Быстрый, жесткий и не мой
Городской велосипед Dahon Jetstream D8 оказался первым велосипедом с маленькими колесами, на котором я ездила за последние лет пятнадцать. Я раньше признавала только большой диаметр колес, была уверена, что они быстрее и на них меньше устаешь. Может быть, потому, что как-то в детстве прокатилась на «Каме» и пришла от этого велосипеда в ужас после своего «Аиста» с мужской рамой.
Я выехала на Dahon Jetstream из редакции на родительские собрания к детям, опаздывала, очень торопилась, мне надо было успеть в две школы, и велосипед меня не подвел. Благодаря этому транспортному средству успела везде. Dahon Jetstream очень быстро набирает скорость, он мобильный и подвижный. Первый раз у меня буквально ветер в ушах свистел. На путь до школы я обычно трачу минут двадцать, на Dahon проехала за двенадцать минут. По сравнению с велосипедами, на которых я ездила до, этот велосипед легкий, я спокойно его поднимала и спускала по лестницам. Он легко складывается. Припарковать у школы его было негде, я его лихо сложила и взяла с собой в здание. В общем, в первый день я видела в Dahon Jetstream только плюсы. Возможно, потому, что торопилась и главной для меня была скорость, а не удобство.
На второй день я прочувствовала все минусы. Велосипед очень жесткий, долго на нем ездить сложно. К тому же такое седло для меня просто противопоказано. Для моей комплекции под конец пути это было уже пыткой. Половину пути я ехала стоя, соответственно, устали ноги. По плохой дороге Dahon Jetstream ехал неплохо, но сама я при каждом скачке привставала с седла, так как на бордюры-то он заскакивал, был устойчивым, но уж очень он жесткий.
Поэтому велосипед хороший, резвый, и свое мнение о велосипедах с маленьким диаметром колес я, благодаря Dahon Jetstream D8, изменила, но тем не менее себе бы такой не купила.
Рама | Двухподвесная |
---|---|
Материал рамы | Алюминий |
Размер рамы | Мультирама, от 140 до 190 см. |
Вилка | RS12-EPICON R 25 (воздушная) |
Задний амортизатор | X fusion air shock |
Рулевая колонка | Кованый алюминий, технология Radius-V |
Шатуны | Кованные, со звездой на 52 зуба и защитой цепи |
Шифтеры | Shimano M310 |
Задний переключатель | Shimano Acera |
Количество передач | 9 |
Кассета | 11-38 |
Цепь | KMC Z82 |
Тормоза | Дисковые механические |
Тормозные диски | 160 / 160 |
Тормозные ручки | PROMAX XL-91 под 2 пальца |
Обода | 20" из облегчённого алюминиевого сплава" |
Покрышки | Kenda Small Block Eight 20" x1.95""" |
Руль | Прямой руль из алюминия 6061, шириной 580 мм, с углом подъёма 9 градусов |
Грипсы | DAHON Ergo Comfort |
Подседельный штырь | DAHON Custom из алюминия 6061, 33,9 мм x 580 мм |
Седло | DAHON Ergo Comfort |
Педали | DAHON, складные, резиновое основание |
Спицы | Нержавеющая сталь |
Вес | 13,1 кг |
Розничная цена | 77 199 руб. |