Из-за падения продаж автодилеры вынуждены оптимизировать свои сети

Впервые с 2009 года их общее количество сократилось
Дилеры режут сети
Дилеры режут сети / Д. Гришкин / Ведомости

За семь месяцев 2015 г. в России закрылось 268 дилерских центров (+20% год к году), тогда как новых открыто на четверть меньше, чем за этот же период 2013 г., – всего 229 салонов, подсчитал отраслевой журнал «Автобизнес ревю». Получается, что число дилерских центров в январе – июле сократилось на 39. Хотя последние пять лет их количество всегда росло, отмечает главный редактор издания Сергей Баранов.

В своих подсчетах «Автобизнес ревю» основывается на данных от автопроизводителей, статистике продаж и собственном анализе.

Почти половина (102) закрывшихся салонов полностью прекратили работу, отмечается в исследовании «Автобизнес ревю»: здания пустуют или перепрофилируются под другие виды бизнеса, не связанные с авторынком. Еще 12 центров приостановили продажи машин, но продолжают оказывать услугу сервисного обслуживания. Остальные сменили вывески и работают теперь с новыми брендами.

Случаи банкротства на рынке пока минимальны: за это время разорились или просто ушли с рынка 14 компаний, рассказывает Баранов. Например, 22 января с целью защиты от кредиторов заявление о собственном банкротстве подала одна из структур петербургской «Лауры» – ООО «Автоцентр Лаура-Купчино». За несколько дней до этого стало известно о закрытии группой одного из четырех дилерских центров. Спустя месяц о признании себя банкротом заявление подала другая структура группы – ООО «Лаура-авто». В марте был подан иск о банкротстве крупного автодилера в Перми – холдинга «Экс авто». При этом финансовое состояние многих дилеров сейчас крайне нестабильное, указывает Баранов.

Дорога поддержка заранее

Ассоциация «Российские автодилеры» («Роад») направила письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой продлить поддержку автомобильной отрасли на 2016 г. Сейчас в России действуют программы обновления автопарка (утилизация и trade-in), а также льготного автокредитования и лизинга. «Роад» просит продлить все программы на 2016 г. и увеличить лимит стоимости автомобиля по программе льготного автокредитования до 1,5 млн руб. (сейчас – 1 млн руб.).

Наибольшие потери понес «АвтоВАЗ»: с января закрылось 36 дилерских центров этой марки. По словам Баранова, с одной стороны, новый менеджмент занялся оздоровлением дилерской сети, с другой – ряд дилеров на фоне падения продаж оказались в дефолтном состоянии. Представитель «АвтоВАЗа» на запрос «Ведомостей» не ответил. Теряет и General Motors (закрыто 19 салонов), в марте объявившая об уходе из России. По 15 точек продаж лишились сети Peugeot и УАЗа. С начала 2015 г. продажи Peugeot упали на 75% до 3365 автомобилей, это худшая динамика в топ-30, свидетельствуют данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. В пятницу получить комментарии компании не удалось.

Из 229 открывшихся только 30 дилерских центров – это новые салоны, совокупные инвестиции в которые, по данным «Автобизнес ревю», превысили 7 млрд руб. Еще 139 новых точек продаж – результат смены брендов или расширения портфеля за счет «подселения» новых марок в уже действующие центры, указывает Баранов.

Как и в случае с закрытиями, наибольшую активность в расширении сетей демонстрируют отечественные автопроизводители: УАЗ запустил 24 новых салона, «АвтоВАЗ» – 21, рассказывает Баранов. Только в Москве «АвтоВАЗ» с начала года обзавелся четырьмя дилерами, заявлял в июле представитель компании. У «АвтоВАЗа» улучшаются условия работы, также близок выход новых моделей, которые наверняка станут флагманами рынка (Lada Vesta начнет выпускаться в сентябре, Lada Xray – в декабре), объясняет интерес к марке один из ее новых дилеров.

В сегменте иномарок наиболее привлекательными оказываются китайские марки, обращает внимание Баранов: в январе – июле открыто 17 новых автоцентров Lifan, 15 – DongFeng, 14 – Chery. Нынешняя экономическая ситуация – тяжелое и сложное испытание для всех, но она временная, считает представитель Chery Евгения Никитена-Кацарская. По ее словам, у российского рынка огромный потенциал: через два года на рынке возникнет отложенный спрос и, чтобы его удовлетворить, нужно инвестировать сейчас. Основную ставку компания делает на регионы, где автомобили Chery наиболее востребованы, указывает ее представитель.

По данным АЕБ, в январе – июле 2015 г. продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 35% до 913 181 шт.