Ferrari Racing Days: Миллионы на красное
Как и зачем итальянская компания организует автогонки для своих покупателейНа трассе Paul Ricard в окрестностях Марселя воют формульные моторы, а в гаражных боксах между гоночными машинами бродят зеваки со всего мира. Но это не очередной этап «Формулы-1» или фестиваль скорости, а праздник одной автомобильной марки. Мы стали гостями Ferrari Racing Days – мероприятия, которое итальянская компания регулярно проводит для своих постоянных клиентов и фанатов. Только здесь можно увидеть рядом десяток уникальных болидов F1 разных лет и выводок не менее редких автомобилей серии XX – экстремальных трековых версий дорожных моделей Ferrari. И все это здесь не для антуража: владельцы, миллионеры в гоночных комбинезонах (а меньше, чем за миллион долларов, такие машины не приобрести), пытаются улучшить собственное время круга и проходят инструктаж у бывших пилотов «королевских гонок», с сосредоточенными лицами разбирая графики с телеметрией заездов.
Что объединяет болиды F1 и миллионеров в гоночных комбинезонах
Публика с благоговением рассматривает одноместные болиды – на некоторых красуются имена Алонсо, Шумахера и других чемпионов «Скудерии». В прошлом большинство формульных болидов заканчивали свою карьеру в музеях и частных коллекциях – на них больше не ездили. Но не всем была уготована участь законсервированных музейных экспонатов. «Одной из причин, по которым мы создали программу F1Clienti в 2003 г., был растущий запрос со стороны клиентов, желающих ездить на формульных автомобилях», – рассказывает пресс-секретарь компании Джоанна Маршалл, в свое время ставшая первой женщиной-журналисткой, которую допустили к тест-драйву Ferrari.
«Старые болиды достаточно просты и дешевы в обслуживании, но более современные требуют внимания высококвалифицированных специалистов, – поясняет Маршалл. – В особенности это касается болидов «цифровой эры» – сезонов 2002-2003 гг. Ими достаточно легко управлять благодаря наличию электронных систем стабилизации, но один только запуск двигателя такой машины требует работы четырех механиков. Поэтому большинство из клиентских болидов, хранящихся в Маранелло, – это машины, произведенные в 1996 г. и позже».
Помимо поддержки во время мероприятий Ferrari одна из основных задач подразделения F1 Clienti сегодня – это обслуживание и ремонт более 200 болидов F1, построенных с 1970 г. и находящихся ныне в частных руках. В архивах Ferrari хранятся чертежи и спецификации всех деталей, когда-либо изготовленных для автомобилей, и это помогает компании поддерживать созданные за все время участия в гонках болиды в рабочем состоянии. А еще многие из механиков в «историческом гараже» Ferrari – это те самые люди, кто обслуживали эти автомобили во время состязаний. Среди них есть, например, механики, работавшие непосредственно с Найджелом Мэнселлом и Михаэлем Шумахером.
Легко ли стать владельцем болида, который пилотировали Кими Райкконен или Себастьян Феттель? «Обращайтесь к ближайшему дилеру», – советуют в Ferrari. Завершившие гоночную карьеру машины появляются в продаже регулярно. Единственное правило, которого придерживаются в компании, – продавать болиды не ранее, чем через два года после завершения сезона, в котором они участвовали. Таким образом, автомобили, соревнующиеся в нынешнем году, появятся на рынке только в начале 2018 г.
Цены высокие, но вполне сравнимы с расценками на гиперкары вроде Enzo и La Ferrari (и намного меньше аукционных на раритетные Ferrari): начальная стоимость составляет 1,5 млн евро и варьируется в зависимости от известности автомобиля и его пилота, завоеванных титулов. Пока мировой рекорд цены на участвовавший в гонках F1 болид составляет 2,4 млн евро – эту сумму отдали за чемпионский автомобиль Шумахера 2000 г.
Для чего запустили программу Ferrari XX
Но Ferrari Racing Days собирают не только владельцев формульных болидов. Обычно это три мероприятия в одном: помимо заездов участников программы F1 Clienti здесь проходят гонки официально зарегистрированной в FIA серии Ferrari Challenge, а также на трассы выводят свои автомобили участники программы XX. Эта программа, запущенная в 2006 г., – пример уникального сотрудничества между автокомпанией и ее клиентами. Машины этих серий предназначены исключительно для трека и при этом не могут использоваться в официальных гонках — для них не предусмотрено никаких омологаций или адаптаций под определенные требования. Клиент, купивший подобный автомобиль, тем самым дает согласие стать тест-пилотом Ferrari: в течение двух лет его приглашают участвовать в клиентских мероприятиях под присмотром механиков и инженеров марки. Для Ferrari машины серии XX – это прежде всего тестовые прототипы для отработки новых технологий, которые позже могут появиться на гоночных или гражданских моделях марки. А клиент получает возможность совершенствоваться на треке под присмотром инструкторов Ferrari, среди которых немало гонщиков "Формулы-1".
К данному моменту построено 30 автомобилей FXX (на основе среднемоторного гиперкара Ferrari Enzo) и 30 экземпляров 599XX (трековая версия переднемоторной модели 599). Внешне от гражданских версий их легко отличить по экстремально низкому клиренсу, более развитому аэродинамическому оперению и усеченной оптике. Технические изменения еще серьезнее – облегчены и усилены компоненты двигателя и подвески, перенастроена коробка передач, часть деталей, в том числе кузовных, заменена на карбоновые. Время от времени автомобили этих серий также появляются в продаже.
Однако для Ferrari построенный автомобиль – это уже старый автомобиль, шутят в Маранелло, даже если речь идет об экспериментальных прототипах. Новая звезда программы XX – гибридный FXX K, построенный на платформе первого в истории марки гибридного гиперкара La Ferrari. 1050 лошадиных сил, система KERS c 190-сильным электромотором и системой рекуперативного торможения, внешний вид, больше напоминающий фюзеляж реактивного истребителя или баллистическую ракету, – FXX K мало походит на обычный автомобиль. Как и болиды F1, это спортивный снаряд, предназначенный для достижения максимальных скоростей. Еще лучше понимаешь, насколько далек автоспорт от быстрой езды по обычным дорогам, сидя в кокпите FXX K по правую руку от формульного ветерана. Шестидесятисемилетний Рене Арну, прокативший журналистов, показался нам сверхчеловеком – несколько минут, за которые пролетал круг, целиком состояли из мощнейших перегрузок на разгоне, торможении и в поворотах, пришпиливавших тело к сиденью или заставлявших его безвольно повисать на ремнях. Не хочешь быть тряпичной куклой в руках высоких g – напрягай все мышцы. На прямиках трассы цифровой спидометр FXX K высвечивал 300 км/ч – результат, весьма близкий к формульным болидам.
Мировая премьера FXX K состоялась в ноябре 2014 г., все 40 экземпляров уже распроданы (хотя не все еще построены), несмотря на цену в 2,5 млн евро. Но в нее, как и для других машин XX-серий и болидов F1, входит целый пакет услуг, действующий на протяжении первых двух лет после покупки: участие в 7-8 мероприятиях в год; отдельная команда инженеров и механиков плюс место в гаражном боксе на время проведения мероприятия; профессиональный гонщик-инструктор, помогающий, в том числе, с анализом телеметрии (обычно ветеран "Формулы-1"); размещение в отеле высокого уровня; допуск в лаунж-зоны и ресторан итальянской кухни, разворачиваемый у трассы; гала-ужин в ресторане высокого уровня; отдельная комната для переодевания; врач; консьерж-служба. Бесплатно можно привезти с собой одного человека.
Не входят в пакет только транспортные расходы – для владельца и его автомобиля, в том числе если он предпочитает, как большинство клиентов Ferrari, хранить свой XX-мобиль или формульный болид в Маранелло. Доставка автомобиля из Маранелло на трассу Paul Ricard (около 620 км на автовозе), например, обходится в 2500 евро, и сумма может значительно вырасти, если машину нужно переправлять авиатранспортом. Но так все равно получается дешевле, уверяют в Ferrari, чем если бы клиент решил организовать транспортировку сам.
Привилегии участия в программе не закрепляются за одним владельцем: если автомобиль F1 или XX-серии решили продать до истечения двух лет после приобретения у Ferrari, новый собственник может рассчитывать на полный пакет обслуживания. После истечения двух лет участие в каждом мероприятии обходится примерно в 7000 евро, не считая авиабилетов и транспортировки автомобиля.
«Страсть к Ferrari объединяет»
На первый взгляд, у открытых одноместных формульных болидов и двухместных Ferrari XX с агрессивными кузовами должна быть разная аудитория. Но состоятельные клиенты, говорят в Ferrari, не привыкли выбирать – большинство владеет обеими машинами сразу и меняет их во время трек-дней. С одним из таких фанатов Ferrari нам удалось поговорить в перерывах между заездами. Пятидесятивосьмилетний британец попросил не раскрывать его имени («у меня есть бизнес-интересы и в США, и в России, и в некоторых странах, я предпочитаю не светиться в СМИ»), но с удовольствием вспомнил этапы своего романа с любимой маркой и автоспортом.
«Впервые меня посадили в Ferrari, когда мне было 8 месяцев, – это был автомобиль моего дедушки, на котором он участвовал в гонках, в том числе в Ле-Мане. Свой первый Ferrari, 328 GTS, я приобрел в марте 1988-го и почти сразу принял участие в состязании, организованном Французским клубом владельцев Ferrari – думал, что умею водить, но пришел семнадцатым из девятнадцати! Я записался в школу спортивного вождения и уже на следующей гонке пришел четвертым. Сейчас я участвую в 24-часовом марафоне в Ле-Мане на Ferrari 458 GTE, но стремлюсь улучшить время круга и на клиентских мероприятиях Ferrari. Официально мы здесь не соревнуемся, но посматриваем на результаты заездов друг друга».
Похож ли любительский автоспорт на гольф, где состоятельные люди знакомятся и совершают сделки, формально занимаясь спортом? «Я стараюсь не пропускать ни одного мероприятия, и у меня здесь много друзей, но нас всех объединяет страсть к Ferrari – мы говорим об автомобилях и спорте, но никогда о бизнесе». Автоспорт заставил нашего собеседника строже относиться к своему телу – он не пьет спиртное и ежедневно выполняет комплекс укрепляющих упражнений. Будучи владельцем болида "Формулы-1" и новейшего FXX K, британец утверждает, что сравнивать их нельзя: «Болид F1 – это самая экстремальная машина в мире, и этим все сказано. Что касается XX-серии, то это платформа для тестирования технологий будущего, уникальные автомобили, которые существуют вне рамок автоспорта и не подчиняются никаким омологационным правилам. Они интересны именно своей экспериментальностью».
Услышав же, что в России немногие владельцы Ferrari выезжают на трек, наш собеседник был категоричен: «Любой, кто владеет Ferrari, должен посетить трек, нанять инструктора и учиться. Только так можно понять, о чем вообще эта марка!»