Škoda MTB 29 Plus: для легкого кросс-кантри
Разбираемся, зачем автопроизводителю с ориентиром на масс-маркет велосипед премиального сегментаАвтомобильная компания Škoda возводит свою историю к 1895 г., когда компания Laurin & Klement начала производство велосипедов Slavia в городе Млада Болеслав.
(Хотя Škoda могла бы считать себя на 36 лет старше: граф Арнош Вальдштейн построил машиностроительный завод в Пльзени в 1859 г., а Эмиль Шкода купил этот завод у графа 10 лет спустя). Но нынешние маркетологи Škoda (теперь дочерней компании немецкого концерна Volkswagen) настаивают, что именно Laurin & Klement, ставшая частью Škoda в 1925 г., заложила традиции сначала вело-, потом мото-, а следом и автопроизводства (сама Škoda занималась в первую очередь тяжелым машиностроением); современное производство компании находится по соседству с историческим заводом Laurin & Klement, где теперь музей.
И сегодняшняя Škoda чтит свое велосипедное прошлое: компания является спонсором главной шоссейной многодневки на планете Tour de France и поддерживает три профессиональные велокоманды в Великобритании. В модельном ряду велосипедов Škoda – полная линейка: от детских до профессиональных шоссейных. На нашем тесте оказался горный велосипед Škoda MTB 29 Plus – на алюминиевой раме и с колесами стандарта 29 дюймов (велосипед с таким размером колес называется «найнер»).
Велосипеды из Млада Болеславa
В 1894 г. Вацлав Клемент, торговец книгами и член Чешского клуба велосипедистов, купил в родном Млада Болеславе велосипед Germania VI производства дрезденской компании Seidel & Naumann. Вскоре велосипед сломался, и поломка оказалась столь серьезной, что местный дилер справиться с ней не смог. Клемент написал рекламацию в Дрезден, приложив гарантийный сертификат. Но чешский покупатель совершил серьезную идеологическую ошибку: письмо он написал на родном языке, а не на немецком (в тот момент в Австро-Венгрии, частью которой тогда была Чехия, поднялась очередная волна германизации, чехи, как могли, протестовали), и вместо письма с извинениями Клемент получил из Дрездена ответ: «Пишите нам на том языке, который мы понимаем».
Этот ответ убедил Клемента, что ему нужно начинать собственный выпуск велосипедов. В партнеры Клемент позвал инженера Вацлава Лаурина, и производство под маркой Laurin & Klement стартовало в конце 1895 г. Денег у начинающих бизнесменов хватило только на помещение на самой окраине Млада Болеслава – в районе под названием “У семи злодеев”. Более того, первым дилером компании Laurin & Klement стал… местный ломбард: чтобы получить оборотный капитал, предприниматели закладывали только что собранные велосипеды, чтобы закупить новые комплектующие в Англии. Тем не менее бизнес пошел. В 1896 г. Клемент выпустил «Руководство для велосипедиста» – первую книгу о велосипеде на чешском языке. Вслед за успехом модели велосипеда Slavia и по мере развития технологий партнеры наладили выпуск мотоциклов, а затем и автомобилей.
Первая мировая война перекроила карту Европы, а с ней и европейский бизнес; Чехословакия стала независимым государством. В 1925 г. Laurin & Klement была поглощена компанией Škoda, крупнейшим машиностроительным концерном страны; хотя сделка проводилась как слияние, Лаурин и Клемент утратили всякое влияние в новой компании.
Сергей Смирнов
Старший веб-редактор
Рост 180 см
Ездит на самосборе на раме Surley Ogre, самосборе на раме "Старт-Шоссе", самосборе Specialized Globe Vienna
Для легкого кросс-кантри
Взглянув на геометрию рамы Škoda MTB 29 Plus, я предположил, что в седле велосипеда мне понравится. Заказчик явно знает, чего хочет от своего байка: короткий и мощный рулевой стакан, уплощенные трубы переднего треугольника должны давать минимум скручивания при боковых нагрузках и достаточный комфорт. Задний треугольник «мясистый», особенно прихотливо профилированные гидроформованные нижние перья – это явно сделано для достаточной жесткости при силовом педалировании в подъем.
Так и оказалось. MTB 29 Plus – динамичный, отзывчивый, катящий велосипед. Особенно хороша управляемость – быстрая, точная реакция вне зависимости от того, что под колесами. Даже если провокационно класть велосипед в повороте набок, сохраняется контроль и прозрачность подруливания корпусом. Мне подошел удлиненный кокпит, в котором удобно работать и в подъем, и переносить вес за седло на крутых спусках. Амортизационная вилка, как и надлежит, позволяет сохранить контакт колеса с поверхностью и руки велосипедиста. Главной опоре последнего при этом жестковато, но тут радикально помогут только хорошая сталь, карбон или задняя подвеска.
В общем, Skoda – почти образцовый по повадкам алюминиевый кросскантрийный «найнер». Но комплектация за такую цену могла бы быть богаче – получше обода и втулки, тормоза с ручками «под один палец», система с интегрированным валом, контактные педали. Хорошо, что не стали экономить на покрышках – установленные Schwalbe Smart Sam хороши. В текущем виде это велосипед без явных недостатков, от которого не стоит требовать невозможного – как справедливо гласит наклейка на вилке, он предназначен для leisure cross country.
Александр Губский
Заместитель главного редактора
Рост 180 см
Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R
Škoda премиум-класса
Получив MTB 29 Plus в компании, которая выдает на тесты и автомобили, и велосипеды Škoda, я загрузил чистенький новенький велик в багажник и отправился домой. Там переоделся в велосипедное и выехал в Битцевский лес (прихватив для нового велика – на всякий случай – комплект ключей). Лес – естественная среда обитания для «найнера»: коренья и кочки 29-дюймовые колеса проглатывают намного легче, чем 26-дюймовые и даже 27,5-дюймовые. Но вот незадача: я почувствовал первые признаки усталости уже через три километра. Неужели я так растерял форму за две недели отпуска? Не должно бы: ведь дежурные 50 км велопробега сразу после отпуска дались мне без труда. Я покинул лес и покатил на работу. Но уже через 15 км пути усталость стала очевидной. А потом у меня прямо в движении по ровному асфальту провернулся плохо закрепленный в выносе руль – к счастью, без последствий. Я вернул руль в прежнее положение, закрепил его, проверил другие соединения (но не регулировки) и продолжил движение. И тут же пробил заднее колесо. Ремкомплекта с собой у меня не было.
К счастью, авария произошла у метро "Павелецкая". От метро "Новослободская" меня с байком забрала коллега на универсале и доставила в сервисный центр. Мастер, возвращая мне MTB 29 Plus, поинтересовался: «Как вы не убились?» Оказалось, что новенький велосипед был вообще не протянут, в том числе и передний тормоз оставался в контакте с тормозным диском. То-то я недоумевал: почему у «найнера» такой слабый накат? Сразу стал понятен и источник моей ранней усталости.
Но, несмотря на эти злоключения, у меня остались от Škoda MTB 29 Plus самые хорошие впечатления. Велосипед очень красив, построен на современной раме с коническим (а не цилиндрическим) рулевым стаканом – утверждается, что такая геометрия способствует более точному и уверенному рулению. Финишная обработка сварных швов рамы MTB 29 Plus – на премиум-уровне, он оборудован высококлассным задним переключателем Shimano Deore SGS Shadow, т. е. велосипед под маркой Škoda явно метит в люксовый сегмент, в то время как одноименные автомобили – это масс-маркет. И когда я ехал на MTB 29 Plus, и позже, когда шел с ним, то ловил на велосипеде заинтересованные взгляды прохожих. (Кстати, велосипеды для Škoda строит чешская фирма Superior из города Копрживнице – ее название можно разглядеть на пере рамы.) Вот только я совсем не могу себе представить покупателя велосипеда Škoda. Велосипед своих денег стоит, но все равно: заплатить полмиллиона рублей за автомобиль Škoda Rapid, а потом 59 699 руб. за велосипед Škoda MTB 29 Plus? Боюсь, что это вызовет не восторги окружающих, а сомнения в душевном здоровье покупателя. Я бы порекомендовал маркетологам Škoda переименовать их велосипеды в Laurin & Klement – Škoda (как назывались автомобили компании после слияния в 1925 г.) или в Škoda Slavia – тогда хотя бы можно будет говорить потенциальным покупателям, что это «премиум-бренд с более чем столетней историей в производстве велосипедов».
Борис Басс
Системный администратор
Рост 179 см
Ездит на велосипедах Pinarello FPTeam и Cannondale Trail SL 3
Не Yeti, но Škoda
«Найнер» – относительно новое веяние в семействе горных велосипедов. Опыта езды на больших колесах именно на кросс-кантри у меня не было. Поэтому пересесть с моего Yeti на двухколесный Škoda было особенно интересно.
В целом мои ожидания, которые я почерпнул из статей о «найнерах», подтвердились. Немного большая инерционность хороша на длинных прямых: разгоняешь велосипед и катишь, а он своими большими колесами с большим моментом инерции тебе немного помогает. В профессиональном спорте для этого используют специально сконструированные колеса, со смещением массы к ободу.
Но если нужно резко тронуться, то разгон требует чуть больших затрат, чем на классических двадцать шестых колесах. Дисковые тормоза MTB 29 Plus вполне справляются со своими функциями и даже в экстренной ситуации не подведут.
Шимановские курковые переключатели скоростей имеют, на мой взгляд, как плюсы, так и минусы. Расположенные под указательным и большим пальцем, они интуитивно понятнее и перестраиваешься на них с шоссейных довольно быстро. Также приятно радует легкость переключения – усилия прикладывать практически не приходится. Минус же при такой схеме заключается в том, что когда нажимаешь на переключатель указательным пальцем и вдруг понадобилось срочно затормозить, то перебрасывание пальцев на рукоятку тормоза точно займет несколько лишних мгновений.
Суровых дорожных условий по пути от дома до работы у меня нет. Пришлось заехать на ВДНХ, где я намеренно поездил по бордюрам, и Škoda справилась с этой задачей без каких- либо проблем. И еще с удовольствием, практически не снижая скорости, пересекаются трамвайные и железнодорожные пути, главное – не забыть включить вилку. Ход вилки вполне достаточен для этих целей, что также приятно.
Выехав же на хороший асфальт, вилку выключил и покатил в горку. При езде по асфальту, когда слева проносятся машины, приятным бонусом стал лучший обзор вбок и назад. А это, в свою очередь, позволяет увереннее совершать маневры на дороге и в целом чувствовать себя комфортнее в агрессивной среде автомеханических транспортных средств.
Виктория Сункина
Редактор спецпроектов vedomosti.ru
Рост 160 см
Ездит на велосипеде Author Simplex
Плюсы больших колес
«Разве под твой рост подходят такие большие колеса?» - поинтересовался коллега, встретив меня со Škoda MTB 29 Plus. «Вот и посмотрим», - парировала я, уезжая на первый тестовый круг - для начала по пустынной вечерней парковке. На гладком, только что уложенном асфальте маунтинбайк разогнался неожиданно резво, повороты на заблокированной амортизационной вилке удержал отменно даже на приличной скорости. До ближайшего лесопарка проехала в городском режиме за минимальное время. Большие колеса с жесткими ободами и жесткая рама дали хороший накат. К тому же велосипед показал себя очень отзывчивым и послушным в рулении. И, казалось бы, слишком широкий для меня руль не помешал маневренности Škoda MTB 29 Plus, пока я пробиралась через небольшую пробку на шоссе.
В Тимирязевский парк я уже въезжала, воодушевившись бодрым накатом байка. Интересно, что настроение осталось прежним на протяжении всей поездки. Ослабив вилку на максимум, я покатилась по дорожкам. Покрытие в парке – на любой вкус: от дорожек с плотным песчаным грунтом до укатанных тропинок, местами перемежающихся грязью и корягами (хоть и не горы, но для легкого эндуро подойдет). MTB 29 Plus продолжал мчать меня все дальше в лес, только вот переключаться нужно было поактивнее, чтобы удержать приличный темп. Вилка покорно проглатывала неровности, чуткие дисковые тормоза придавали уверенности, шимановская трансмиссия отзывчиво, хоть и с некоторым промедлением для спортивного режима, реагировала на нажатие переключателей, и лишь грипсы не давали мне нужного удобства. Хват показался мне совсем неэнергономичным и узким, хотя в целом посадка была удобной.
Порадовали покрышки немецкой фирмы Schwalbe – именно в них я сомневалась больше всего. Сначала они мне показались немного тяжеловесными и совсем не подходящими для эксплуатации в городских условиях на ровном асфальте. Но сочетание такого протектора и жестких ободов, спиц и идеальной геометрии рамы сделали свое дело – в городе сопротивления протектора я практически не почувствовала. А в парке колеса уверенно держали грязь и помогали мне не увязнуть на подъемах и спусках с песком и норовившими выскользнуть из-под колес насыпями мелких камней.
Ко всем предыдущим достоинствам Škoda MTB 29 Plus показался мне очень красивым горным велосипедом для своего класса, и даже мелкие детали в нем претендуют на люкс. В глаза сразу же бросается идеальная отделка сварочных швов на раме, а на рубашке тормозного троса красуется серебристая надпись Schimano, подчеркивая качество комплектующих.
Стала бы я на таком передвигаться по городу с учетом нынешних транспортных условий? С удовольствием. А большие колеса, оказывается, могут быть весомым плюсом - при условии правильно подобранной ростовки рамы.
Рама | Алюминиевая 6061.T6 двойной баттинг |
---|---|
Вилка | SR Suntour XCR HLO |
(системаподвески// амортизация) | Пружинно-масляная с блокировкой |
(ход подвески) | 100 мм |
Задняя подвеска | x |
Рулевая колонка | FSA Orbit 1.5B ZS NO.57B |
Каретка | под "квадрат" CH51 |
Вынос | Sport SL, длина 90 мм |
Руль | Прямой, ширина 660 мм |
Подседельный штырь | Sport SL, 31,6 мм |
Седло | Selle Royal Seta M1 |
Тормоза (передние/задние) | Shimano BR-M355 дисковые гидравлические 180/160 мм |
Манетки | Shimano Acera Rapid Fire Plus 3x9 |
Передний переключатель | Shimano Alivio 34.9 мм |
Задний переключатель | Shimano Deore SGS Shadow |
Система | Shimano FC-M391 44/32/22T |
Кассета | Shimano HG300-9 11-34T |
Цепь | FSA CN-906 Drive Link |
Втулка передняя | Shimano HB-M4050 CL QR |
Втулка задняя | Shimano FH-M4050 CL QR |
Обода | Weinmann U28 Disc Sport 32H |
Спицы | Sapim анодированные (черные) |
Покрышки (передние/задние) | Schwalbe Smart Sam 2.10" |
Педали | Marwi SP-610 Сплав |
Количество передач | 27 |
Вес | 14,5 кг |
Розничная цена | 59 699 рублей |