Продажи «Камаза» за полугодие упали на 53%
В июле основное производство автозавода будет работать всего восемь дней
В январе – июне выручка «Камаза» в сравнении с первым полугодием 2014 г. сократилась на 34,7% до 30 млрд руб., убыток от продаж вырос в 3,2 раза до 1,8 млрд руб., говорится в опубликованной вчера бухгалтерской отчетности завода по РСБУ.
Рост чистой прибыли почти в 15 раз во многом технический. В прошлом году автозавод получил всего 11 млн руб., поскольку выплатил утилизационный сбор за первое полугодие, а фактически компенсирующие эти затраты субсидии от государства – на поддержание рабочих мест, выпуск автомобилей «Евро-4» и проч. – получил только за I квартал, объяснял представитель компании. Теперь уплата утилизационного сбора не влияет на финансовые показатели, поскольку все компенсируется помесячно, говорит пресс-секретарь автозавода Олег Афанасьев.
Финансовый директор «Камаза» Андрей Максимов отмечает также заслуги компании, позволившие увеличить чистую прибыль, «несмотря на беспрецедентное падение рынка грузовиков»: успешно действующая программа повышения эффективности бизнеса, прибыль от финансовых вложений в уставные капиталы дочерних обществ, продажа неиспользуемых активов, перечисляется в пресс-релизе автозавода со ссылкой на топ-менеджера.
Инвестпрограмма
По словам Афанасьева, основные меры по программе эффективности – оптимизация закупок и складских запасов, сокращение расходов на электроэнергию, газ.
Максимов в очередной раз подчеркнул важную роль субсидирования процентных ставок по кредитам на инвестпроекты. Ранее директор «Камаза» по взаимодействию с органами госвласти Михаил Матасов говорил, что этот механизм субсидирования «очень действенный», поскольку удешевляет привлеченные средства, а благодаря Минпромторгу и Минфину «он идеально работает».
Российский рынок грузовых автомобилей массой 14–40 т за первое полугодие сократился на 64% до 13 500 шт., отмечает Афанасьев. По его словам, доля «Камаза» на рынке – 56% против 43,3% год назад; автозавод продал 7600 грузовиков (-53%).
Гендиректор «Камаза» Сергей Когогин на брифинге во время Петербургского международного экономического форума говорил, что за полгода «падение составит точно порядка 40%», но заметил при этом: «Второе полугодие однозначно ожидаем лучше» (цитаты по «Интерфаксу»).
«Падение продаж по нашей компании – 85%, если мы не на дне, то около него. Ситуация тяжелая: ожидали, что падение приостановится, но так и падаем с января все глубже», – признался представитель официального дилера «Камаза» из Подмосковья. Программа утилизации спрос сильно не стимулирует, более того, «вокруг нее сложились злоупотребления», утверждает он. По словам собеседника «Ведомостей», «сформировался рынок документов на утилизацию: дилеры покупают документы и по ним получают машины. «Камаз» утилизацией доволен – ему она эффект дает, а прибавка к продажам 2–3%».
Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов отмечает «большое предложение грузовиков на вторичном рынке, что сказывается на продажах» – без госзакупок и мер господдержки падение у «Камаза» было бы еще глубже. Спрос на грузовики зависит от инвестиционного спроса, при замедлении экономики этот рынок грузовиков проседает больше всего, продолжает эксперт. По его словам, экономисты ожидают, что экономика выйдет в рост на следующий год, тогда и начнет восстанавливаться рынок грузовиков.
Бизнес-план автозавода не пересмотрен, решение будет приниматься в сентябре, сообщил Афанасьев. По его словам, основное производство «Камаза» в июле будет работать только восемь дней, остальные дни отведены на временные работы.-