Продажи «Камаза» за полугодие упали на 53%
В июле основное производство автозавода будет работать всего восемь днейВ январе – июне выручка «Камаза» в сравнении с первым полугодием 2014 г. сократилась на 34,7% до 30 млрд руб., убыток от продаж вырос в 3,2 раза до 1,8 млрд руб., говорится в опубликованной вчера бухгалтерской отчетности завода по РСБУ.
Рост чистой прибыли почти в 15 раз во многом технический. В прошлом году автозавод получил всего 11 млн руб., поскольку выплатил утилизационный сбор за первое полугодие, а фактически компенсирующие эти затраты субсидии от государства – на поддержание рабочих мест, выпуск автомобилей «Евро-4» и проч. – получил только за I квартал, объяснял представитель компании. Теперь уплата утилизационного сбора не влияет на финансовые показатели, поскольку все компенсируется помесячно, говорит пресс-секретарь автозавода Олег Афанасьев.
Финансовый директор «Камаза» Андрей Максимов отмечает также заслуги компании, позволившие увеличить чистую прибыль, «несмотря на беспрецедентное падение рынка грузовиков»: успешно действующая программа повышения эффективности бизнеса, прибыль от финансовых вложений в уставные капиталы дочерних обществ, продажа неиспользуемых активов, перечисляется в пресс-релизе автозавода со ссылкой на топ-менеджера.
Инвестпрограмма
Долгосрочная инвестпрограмма «Камаза», рассчитанная до 2020 г., предполагает общие инвестиции в размере 60–80 млрд руб., но компания думает, как снизить расходы вдвое при сохранении числа проектов. Это будет сделано за счет создания совместных предприятий, пересмотра поставщиков и более эффективных решений при модернизации, объяснял Афанасьев. Для финансирования инвестпрограммы «Камаз» разместит под госгарантии облигации на 35 млрд руб., часть из них на сумму до 10 млрд руб. выкупит ВЭБ.
По словам Афанасьева, основные меры по программе эффективности – оптимизация закупок и складских запасов, сокращение расходов на электроэнергию, газ.
Максимов в очередной раз подчеркнул важную роль субсидирования процентных ставок по кредитам на инвестпроекты. Ранее директор «Камаза» по взаимодействию с органами госвласти Михаил Матасов говорил, что этот механизм субсидирования «очень действенный», поскольку удешевляет привлеченные средства, а благодаря Минпромторгу и Минфину «он идеально работает».
Российский рынок грузовых автомобилей массой 14–40 т за первое полугодие сократился на 64% до 13 500 шт., отмечает Афанасьев. По его словам, доля «Камаза» на рынке – 56% против 43,3% год назад; автозавод продал 7600 грузовиков (-53%).
Гендиректор «Камаза» Сергей Когогин на брифинге во время Петербургского международного экономического форума говорил, что за полгода «падение составит точно порядка 40%», но заметил при этом: «Второе полугодие однозначно ожидаем лучше» (цитаты по «Интерфаксу»).
«Падение продаж по нашей компании – 85%, если мы не на дне, то около него. Ситуация тяжелая: ожидали, что падение приостановится, но так и падаем с января все глубже», – признался представитель официального дилера «Камаза» из Подмосковья. Программа утилизации спрос сильно не стимулирует, более того, «вокруг нее сложились злоупотребления», утверждает он. По словам собеседника «Ведомостей», «сформировался рынок документов на утилизацию: дилеры покупают документы и по ним получают машины. «Камаз» утилизацией доволен – ему она эффект дает, а прибавка к продажам 2–3%».
Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов отмечает «большое предложение грузовиков на вторичном рынке, что сказывается на продажах» – без госзакупок и мер господдержки падение у «Камаза» было бы еще глубже. Спрос на грузовики зависит от инвестиционного спроса, при замедлении экономики этот рынок грузовиков проседает больше всего, продолжает эксперт. По его словам, экономисты ожидают, что экономика выйдет в рост на следующий год, тогда и начнет восстанавливаться рынок грузовиков.
Бизнес-план автозавода не пересмотрен, решение будет приниматься в сентябре, сообщил Афанасьев. По его словам, основное производство «Камаза» в июле будет работать только восемь дней, остальные дни отведены на временные работы.-