В июне продажи автомобилей замедлили падение
Но прогноз на конец года ухудшилсяВ июне 2015 г. продажи автомобилей в России сократились к уровню годичной давности на 29,7% до 140 161 машины, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По сравнению с четырьмя предыдущими месяцами падение замедлилось, обращает внимание председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (в мае оно составляло 37,6%, в апреле – 41,5%, в марте – 42,5%, в феврале – 37,9%). Более того, впервые с марта зафиксирован рост продаж по сравнению с предыдущим месяцем – более чем на 11%. Но в целом на рынке царит неопределенность: «повода расслабляться» нет, говорит Шрайбер.
Рынок чувствует себя лучше, чем предполагала «Панавто» – официальный дилер Mercedes Benz: во II квартале покупатели стали активнее, говорит начальник отдела продаж легковых автомобилей этой компании Леонид Бородкин. Но пока не ясно, как рынок будет вести себя дальше, тревожится гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая: она рассчитывает на расширение госпрограммы льготного кредитования и разумную политику импортеров с точки зрения цены и маркетинга. В июне рынок мобилизовался: многие автосалоны предлагали скидки, активнее выдавались автокредиты, дистрибуторы стимулировали дилеров продавать больше, перечисляет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Но это улучшение он считает временным: в ближайшие шесть месяцев продажи будут ниже и рынок продолжит падать.
Как и раньше, лучше рынка продаются автомобили премиум-класса, а в аутсайдерах средний ценовой сегмент – платежеспособность его потребителя снизилась, говорит директор «Ауди центр север» (входит в группу «Рольф») Алексей Шапкин. Продажи выросли в основном на дорогие Mercedes Benz, подтверждает Бородкин. Низкобюджетные автомобили тоже находят покупателя: по словам представителя Kia Motor Rus, из всех ее моделей позиции лидера в январе – июне удерживает Kia Rio, на нее приходится 56% всех продаж Kia в России с начала года.
Несмотря на признаки улучшения в июне, прогноз на весь год АЕБ ухудшила: теперь она ожидает снижения продаж легковых и легких коммерческих автомобилей на 36% до 1,55 млн (а в начале года предсказывала сокращение на 24% до 1,89 млн автомобилей). По итогам года рынок сократится на 35–40% до 1,5 млн машин, согласны Удалов из «Автостата» и представитель Kia Motors Rus. Чуть оптимистичнее прогноз аналитиков «ВТБ капитала» – падение на 25–30%. Восстановление рынка возможно только через 2–5 лет после нормализации внешнеполитических отношений, сетует первый зампред правления «Автоспеццентра» Валерий Макаев.
Есть, впрочем, и оптимисты. Если не будет резких изменений в экономической и политической ситуации в России и за рубежом, то к концу 2015 г. рынок может даже немного вырасти, допускает Бородкин из «Панавто». Российский автомобильный рынок может начать расти в конце 2015 г., заявил недавно российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
«Я полагаю, что рынок стабилизируется, – заявил в интервью «Ведомостям» президент FordSollers Тед Каннис. – Однако это очень хрупкая стабилизация, вызванная акциями некоторых производителей. Июнь – важный месяц для подведения квартальной и полугодовой отчетности, а в действительности рынок слабее, чем думают». Каннис полагает, что июль и август окажутся слабее июня, но у него есть надежда, что осенью ситуация станет лучше, поскольку инфляция замедляется и люди успокаиваются. «Если же цены на нефть еще вырастут, как в начале года, а конфликтующие страны договорятся, то оптимизма станет еще больше. И, конечно, помогло бы снижение ключевой ставки ЦБ», – добавляет он.
Другая проблема, с которой столкнулись автодилеры, – затоваривание складов, знает руководитель Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков. По его оценке, на складах скопилось около 0,5 млн автомобилей. Причина – в давлении импортеров, объясняют он и Макаев: дилеры вынуждены покупать у них больше, чем могут продать, иначе не выполнят план и не получат бонусы.
У «Панавто» такой проблемы нет, говорит его финансовый директор Кирилл Саблуков: главный урок, который дилер вынес из кризиса 2008 г., – не наращивать склады. И у других дилеров Mercedes Benz ситуация не критическая благодаря осторожному отношению к закупкам и адекватным действиям дистрибуторов, знает он.
Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы ЦБ не понизил ключевую ставку, а правительство не возобновило субсидирование ставок на автокредиты и не поддержало программу обновления подержанных и старых автомобилей, считает Шрайбер. Из всех автомобилей Kia, реализованных за полгода, 21% продан по госпрограмме обновления автопарка по системе trade-in и утилизации, а 90% покупателей, взявших кредиты, воспользовались программой субсидирования ставки, говорит сотрудник Kia Motors Rus.
С начала года по программе утилизации и trade-in в России продано 160 000 легковых авто, приводил ранее Мантуров данные на первые числа июля. По льготному автокредитованию с начала запуска программы реализовано 60 000 автомобилей, еще по 170 000 банки уже вынесли решения. По программе льготного лизинга (действует с 15 мая) продано 6000 автомобилей.