Renault Duster: Кирзовый крой

Почему в обновленном кроссовере не стоит оставаться в одиночестве
Когда асфальт закончился, началось форменное волшебство
Когда асфальт закончился, началось форменное волшебство / Кирилл Тищенко

Румыния, если выехать за пределы отчаянно притворяющегося современной европейской столицей Бухареста, – деревня деревней. Одноэтажные дома, поля пшеницы и разбитые дороги, обильно удобренные движителями многочисленного гужевого транспорта, стадами коров и отарами овец. Погода, как и пейзаж, меняются стремительно: выехав жарким безоблачным днем в степь, к вечеру оказываешься в залитых дождем, промозглых Карпатах.

Именно в этой стране в 2010 г. начали собирать Dacia Duster – по сути, универсальный ответ на все плохие дороги в мире. Румыния, Россия, Южная Америка, Индия, Магриб – везде, где качество дорожного покрытия и уровень доходов масс не поспевают за запросом на более-менее комфортное передвижение, «Дастер» оказывается в роли рыцаря в сияющих, пусть и бюджетных, доспехах. Обзавестись кроссовером по цене немецкой малолитражки не гнушаются и рачительные европейцы из стран с приличными дорогами. Количество выпущенных машин еще в апреле прошлого года перевалило за миллион.

Достаточно просто увидеть обновленную модель, чтобы понять, что новенькие кроссоверы будут выезжать из дилерских центров с еще большей частотой, чем прежде. Был пучеглазый лягушонок (дизайнеры компании рассказывали, что пытались реинкарнировать образ иконы дизайна - Renault 4) – стал модный кроссовок. Поделенные на несколько сегментов фары и задние фонари в виде шашек внедорожного протектора способны украсить концепт-кар. Новый бронзово-зеленый цвет хаки «Дастеру» тоже идет, эффектно дополняя разлапистый «внедорожный» дизайн.

Но если снаружи внедорожник только щеголяет окраской в стиле «милитари», то при создании интерьера дизайн-студию Renault словно и впрямь захватили конструкторы военной техники. Вот тебе, служивый, пара круглых приборов под козырьком, вот крошечная тумбочка центральной консоли с кнопками и крутилками, а справа бардачок, и все – из гулкой серой кирзы. Нечто подобное ожидаешь увидеть в российском автомобиле или «японке» из 90-х, но в произведении современного французского автопрома подобная безыскусная простота поначалу ошарашивает. Однако руль симпатичный, от нового «Логана», с приливами на ободе и кнопочками на спицах, приборы, от него же, с приятной лунной подсветкой хорошо читаются, а плосковатое кресло позволяет подобрать удобную посадку. Мультимедийная система, которой добавили оперативной памяти, по скорости работы сравнима с нормальным Android-планшетом, правда ее экран светится где-то в районе колен.

Из-под капота Duster, за рулем которого мне предстояло начать поездку, раздавалось негромкое тарахтение дизеля 1,5 dCi. Вибрации на педалях и рычаге 6-ступенчатой «механики» – почти незаметные, заглохнуть на старте практически невозможно. У ручной коробки передач «Дастера» особенным образом подобраны передаточные числа - первые три передачи ощущаются как понижающие, из них выбираешься, едва успев тронуться. Тишина в салоне – как у любой приличной современной иномарки (шумоизоляцию перекроили и усилили), а рокоток дизеля слышен ровно настолько, чтобы можно было переключаться, не глядя на тахометр.

На трассе «Дастер» без особых усилий набрал 130 км/ч, при этом оставаясь весьма отзывчивым к педали газа на шестой передаче. После обновления мощность дизеля выросла с 90 до 110 л. с., крутящий момент – с 200 до 240 Нм, и этих цифр вполне достаточно, чтобы чувствовать себя в «кроссовке»-Дастере если не спринтером или тяжелоатлетом, то как минимум всесторонне подготовленным кроссфитером. Несмотря на высокую посадку и пухлые шины «Дастер» с удовольствием вставал в виражи и без лишних кренов выполнял перестроения на высокой скорости, крепко упираясь «лапами» в асфальт. Приятно упругий руль подробно информировал о положении передних колес и надежности их сцепления с дорогой.

Затем асфальт закончился и началось форменное волшебство. Если до этого под нами было просто упругое, плотное шасси, то над колдобинами под днищем «Дастера» словно заработала воздушная подушка. Глаза видели глубокие ямы, уши слышали буханье проваливающихся туда колес, а до тела доходило в лучшем случае слабое покачивание. И это без пневматической подвески или электронноуправляемых компонентов – обычные пружины и гидравлические амортизаторы. Даже и когда закончилось жалкое подобие дороги, а остались только булыжники, кочки и рытвины, «Дастер» продолжал нести груз и пассажиров с мягкостью пантеры, переносящей детенышей в пасти. Он с легкостью преодолевал водяные броды по галечному дну, карабкался по огромным валунам и выбирался из похожей на густой мед карпатской глины. Порой мы ехали почти на двух колесах по глубокой колее в лесной чаще.

Все внедорожные трюки автомобиль проделывал на штатных шинах «Амтел Круиз», и большую часть времени провел в режиме Auto полноприводной трансмиссии: многодисковая муфта подключала заднюю ось по необходимости. В системе полного привода менять ничего не стали – никто ни на что не жаловался, говорят в Renault. Зато добавили много приятных мелочей, которые наверняка оценят будущие владельцы: подогрев лобового стекла, дистанционный запуск мотора кнопкой на ключе (через мультимедийную систему можно запрограммировать время старта или запуск через интервалы на 10 минут для морозных ночей), камеру заднего вида, шторку в багажнике заменили жесткой полкой. Хотя, конечно, и после обновления у владельцев Duster пара вопросов к производителю останется – широченные пороги по-прежнему стремятся пометить ноги хозяина грязью, пимпочка регулировки зеркал все так же прячется под рычагом стояночного тормоза, а подлокотников нет ни спереди, ни сзади (правда, бокс-подлокотник между передними креслами можно заказать как дополнительное оборудование).

Двухлитровый бензиновый двигатель в следующем «Дастере» озадачил меня громким ревом, хотя моторы на легком топливе считаются более комфортными для ушей. Натужный разбег 143 «лошадей» тоже проигрывал на фоне приятных волн тяги, которые легко уносили вперед автомобили с дизелем. К тому же здесь приходилось чаще орудовать не самым четким механизмом переключения: при «прыжке» на две-три ступени легко промазать мимо нужной передачи. При этом версия с тем же двигателем и 4-ступенчатым автоматом – вполне приятный городской автомобиль. Трансмиссия незаметно выполняет свою работу на низких и средних скоростях, но способна заставить нервничать во время обгонов на трассе: после кикдауна ожидание разгона может затянуться на несколько секунд.

Весь обратный путь из туристического Брашова до аэропорта Бухареста я провел в полном одиночестве, и человека справа мне очень не хватало. Причина не в скуке. На незнакомой дороге водитель «Дастера» остро нуждается в паре лишних глаз и рук - чтобы не приходилось самому нырять к бликующему экрану навигации, шарить по спрятанным в «подвале» крутилкам кондиционера, чтобы кто-то мог подпереть дребезжащую от динамика правую дверную панель. Все-таки бывает неудобно в «Дастере», неудобно в том числе и за французских авторов машины. Создав шикарное шасси, способное принести истинное удовольствие на любой дороге, они будто сбагрили эргономику и дизайн интерьера паре румынских стажеров, знакомых с автопромом только по старым «дачиям» и «жигулям», и которым невдомек, что, даже выкраивая кроссовки из кирзы, нужно позаботиться об удобной мягкой подкладке.

Когда асфальт закончился, началось форменное волшебство