Решение свернуть бизнес в России испортило отношения GM со всеми партнерами

Концерн потратит на реструктуризацию и компенсации около $600 млн
Дилеры не хотят ссориться с GM и готовы к компромиссам
Дилеры не хотят ссориться с GM и готовы к компромиссам / А. Гордеев / Ведомости

О консервации петербургского завода General Motors (GM) заявила в середине марта. Основное производство остановилось тогда же, цех крупноузловой сборки работает до конца июня. С начала 2016 г. компания прекратит в России продажи Opel и массовых моделей Chevrolet, сохранив их обслуживание. Общие затраты на реструктуризацию бизнеса GM в России составят около $600 млн, сообщила компания.

Завод в Петербурге был построен в 2008 г. и обошелся примерно в $300 млн, его мощность – 100 000 автомобилей в год. В 2014 г. из-за падения рынка производство снизилось на 64% до 36 708 машин. На собрании в марте руководство завода заявило, что предприятие, возможно, вновь заработает к 2020 г., сообщил сотрудник GM. В компании это не комментируют, как и судьбу оборудования петербургского завода. Пока все оборудование опечатано и находится на заводе, утверждает сотрудник отдела логистики предприятия.

Обычно при консервации оборудование направляют на другие производства корпорации, где есть необходимость в расширении, но таких планов у GM, похоже, нет, объясняет управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Общее производственное оборудование легко продать – для него существует обычный открытый рынок, добавляет Бончев. На GM работало три цеха: сварки, окраски и сборки. По оценке Бончева, новое оборудование всех цехов обошлось компании в $100–120 млн, продать его можно только с существенной скидкой.

Оборудование можно перевезти на другую площадку либо сдавать его в лизинг, рассуждает гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин: «Но, скорее всего, пока оно останется в Петербурге: площадка может использоваться временно для крупноузловой сборки любым концерном, который решит инвестировать в развитие автопроизводства в России».

Сотрудники

К концу 2014 г. на заводе GM работало 1000 человек. С марта по июнь предприятие покинули порядка 500 сотрудников, говорится в документах центра занятости населения. Компания предлагает сотрудникам уволиться по соглашению сторон или по сокращению штата: в первом случае компенсационный пакет предполагает единовременную выплату семи окладов, сообщила представитель GM. Согласно ТК РФ, организация должна уведомить сотрудников о сокращении за два месяца и выплатить по окончании этого срока две зарплаты, говорит гендиректор агентства «1000 кадров» Мария Маргулис. Если человек не устраивается на новую работу в течение месяца, он может претендовать еще на одну зарплату, добавляет она. Сотрудники, сократить которых закон не позволяет, останутся в штате до окончания срока действия особой социальной защиты, добавляет представитель GM. Подписание соглашения с таким сотрудником не исключается, говорит она, не комментируя его условий. Член Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Роман Косенков утверждает, что сотрудникам, которые не подпадают под сокращение, например находящимся в декрете, предлагали по 12 окладов.

На конец мая среднесписочная численность работников предприятия – 446 человек, сообщила представитель Центра занятости населения Петербурга. К середине мая было сокращено 368 человек, до конца марта 2016 г. планируется сократить еще 157 человек (из них пятеро будут уволены по соглашению сторон), добавляет она. По ее словам, 81 человек из обратившихся в службу занятости выразил желание получить статус безработного.

Не все работники соглашаются на семь окладов. Сотрудник завода на условиях анонимности рассказал «Ведомостям», что его не устроили предложенные условия и он отказался подписывать соглашение. «После этого работодатель прислал мне уведомление о том, что я буду сокращен, согласно законодательству РФ», – продолжает он. По его словам, в документах на сокращение его фамилия пока не значится: «Уведомление может быть просто способом давления корпорации».

«Все работники понимают, что с семью окладами будет очень трудно, – говорит Косенков. – Профсоюз требует, чтобы всем, кто еще не подписал соглашения, выплатили компенсацию в размере годового оклада». По его словам, средняя зарплата рабочего на предприятии в 2015 г. составляла порядка 37 000 руб. «Мы были наивными и верили в светлое будущее на заводе, но сейчас понимаем, что, кроме GM, нас нигде не ждут, тем более что в автопроме кризис», – объясняет Косенков. «На серьезных предприятиях при трудоустройстве требуется либо опыт соответствующей работы, либо профессия: но у нас нет ни того ни другого. Одно из наших требований – это переобучение персонала, но руководство завода не идет с нами на переговоры», – недоволен он. Уровень квалификации работников GM соответствует рыночному, считает Маргулис. Сокращенные сотрудники не спешат устраиваться в смежные отрасли, потому что зарплата там существенно ниже, добавляет она.

Поставщики

GM был крупнейшим в регионе потребителем автокомпонентов. Часть поставщиков пришла специально под этот завод, другие собирались, но не успели, говорит Майя Свиридова, представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в СЗФО. Вслед за GM сворачивает производство в Петербурге Johnson Controls, выпускавший автомобильные кресла. Два завода компании будут работать до сентября, говорит человек, близкий к компании. В начале 2015 г. холдинг Grupo Antolin отказался от строительства завода стоимостью $30 млн в Ленобласти, а «Русал», планировавший запустить завод стоимостью $20 млн в Волхове, скорректировал свои планы.

Другие поставщики вынуждены менять экономику проектов. «GM была для нас номер один в направлении поставок компонентов, мы рассчитывали на долгосрочное партнерство, но в итоге не получили финансового результата от сотрудничества», – говорит Евгений Дорофеев, исполнительный директор ООО «Металлопродукция» (поставляло защиту картера). По его словам, изначально контракт и объем поставок были рассчитаны на несколько лет, при этом заказы с завода ежемесячно корректировались: «При заключении контракта прописывается ориентир по поставкам, который не накладывает обязательств на заказчика, но цена на компоненты рассчитывается с учетом этого ориентира». Дорофеев не называет величину ущерба от прекращения сотрудничества, уточняя, что обсуждает компенсацию с представителями GM: «Было несколько встреч, еще предстоит несколько – это большая бюрократическая процедура. GM не предлагала никаких компенсаций, это была наша инициатива». По его словам, после потери крупного заказчика компания усилила работу по выходу на внешние рынки.

Переговоры с заводом ведет и компания «Гестамп Северсталь Всеволожск». «В договоре с GM есть положение, которое предусматривает расторжение контракта, в нем обговорены не все детали, поэтому мы обсуждает условия с представителями компании, – говорит ее гендиректор Владимир Березанский. - «Гестамп» – это не кондитерская фабрика, мы не можем слегка изменить упаковку, добавить немного сахара и выйти на новый рынок. Мы в полной зависимости от производителей, которые выбрали нас своими поставщиками. Можно подвинуть конкурентов, но только на новых тендерах, которые проводятся, как правило, под новые проекты. Рынок в Петербурге уже поделен».

По словам Березанского, стороны обсуждают расторжение контракта, а не его приостановку: «Если GM все-таки вернется в Петербург, то уже с совершенно другими моделями, и номенклатура компонентов будет другая».

Дилеры

Чтобы распродать оставшиеся на складах запасы, GM в марте объявила акцию под названием «Расстаемся друзьями», в рамках которой предоставила скидки на автомобили. До конца апреля они составляли 25%, в конце мая увеличились. Максимальная скидка на Opel Zafira Tourer, который стоит от 1,49 млн руб., составила 550 000 руб., на Opel Mokka – 361 000 руб. (1,16 млн руб.). Opel Astra GTC – 350 000 руб. (от 1,15 млн руб.).

Автомобили марок GM в Петербурге продают пять дилеров в восьми дилерских центрах (ДЦ). Как и поставщики, они узнали о консервации завода из новостей, ведут с GM переговоры о компенсациях.

У GM есть ряд условий: если ДЦ более пяти лет – компенсация за него не предполагается, так как здание должно было окупиться за этот период, если центру четыре года, то ведутся переговоры о возврате 20% стоимости, три года – 40% и т. д., рассказывает руководитель Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков. Три из последних пяти лет были кризисными для автопрома, окупить ДЦ за этот срок невозможно, добавляет он: «Инвесторы по требованию GM строили центры по корпоративным стандартам – центры, больше похожие на дворцы». Строительство нового центра стоит от 180–200 млн руб. и выше, в зависимости от размера, говорит представитель «Р-моторс». Речь идет не только о строительстве коробки, сюда входят затраты на идентификацию и на закупку необходимого оборудования у определенных поставщиков, добавляет он. Маржинальность при продаже марок GM составляла до 3%, но часть дилеров продавала машины в ноль, говорит Моженков.

Ниже рынка

26% на столько до 189 484 машин снизились продажи GM в России в 2014 г., по данным АЕБ. Продажи новых автомобилей в России в прошлом году сократились на 10,3% до 2,49 млн шт.

По словам дилеров, GM согласна выплачивать компенсации за идентификацию (баннеры, вывески) и рассматривает предложения о специальных компенсациях в индивидуальном порядке. Компенсации зависят от результатов продаж каждого дилера, но их размер они не называют, поскольку перед каждой встречей подписывают договор о неразглашении, уточняет Моженков.

«У GM есть ряд условий по величине амортизации в зависимости от срока эксплуатации центра, но и наши предложения компания тоже рассматривает, подавать в суд пока нет повода», – говорит гендиректор «Атлант-М Лахта» Евгений Пекарский.

Дилеры не хотят портить отношения с импортером, GM будет осуществлять гарантийную и сервисную политику в России, а сервис – существенная часть бизнеса дилеров, объясняет Моженков. Представитель «Р-моторс» говорит, что компания ищет компромисс: «Мы по-прежнему обслуживаем автомобили Opel и Chevrolet и планируем делать это дальше».

Бюджет

GM подписала с Министерством экономического развития и торговли РФ соглашение о промсборке, согласно которому завод должен был к 2018 г. увеличить долю локализации до 60%, за это он получил возможность беспошлинного ввоза автокомпонентов.

В Петербурге завод пользовался льготами стратегического инвестора (ставка налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, 13,5% и освобождение от налога на имущество на пять лет). Льготы распространяются на автосборочные предприятия, расположенные в Петербурге, кроме того, за счет средств городского бюджета была инженерно подготовлена промзона «Шушары-2», где находился завод, говорит представитель комитета по промышленной политике и инновациям, не уточняя суммы. Из городского бюджета на развитие инфраструктуры зон «Каменка» и «Шушары» было потрачено около 6 млрд руб.

Предоставляя льготы, администрация Петербурга рассчитывала на больший горизонт сотрудничества, говорит председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. Потери бюджета Петербурга от остановки завода он оценивал в 70–100 млн руб. По его словам, договоренности между заводом и администрацией в большей степени были устные, поэтому Смольный не может предъявлять претензии. Администрация Петербурга координирует свои действия с Минэкономразвития по возможной претензионной работе к заводу, добавляет представитель комитета. GM выполняла обязательства, взятые на себя в рамках заключенного с Минэкономразвития соглашения о промышленной сборке, завод будет законсервирован, а не закрыт, поэтому действие соглашения будет, по сути, заморожено, сообщил представитель Минпромторга РФ. Соглашение может быть расторгнуто по взаимному волеизъявлению сторон, добавляет он.

GM не ведет переговоры о возобновлении работы петербургского завода, цитирует губернатора Петербурга Георгия Полтавченко ТАСС. Единственное условие возвращения GM – это значительный рост авторынка, но даже в среднесрочной перспективе этого не предвидится, утверждает Бончев. При благоприятной конъюнктуре GM проще будет запускать сборку новых моделей через предприятия партнеров – «Автотор» и «Группу ГАЗ». Уход GM был непоследовательным с точки зрения развития бизнеса, поэтому пересмотр этого решения возможен, считает Чаплыгин.