Fiat Chrysler хочет объединиться с General Motors

Гендиректор концерна Серджио Маркионне обратился за помощью к хедж-фондам, но GM против слияния
Гендиректор Fiat Chrysler Серджио Маркионне продолжает продвигать идею о консолидации мировой автопромышленности и готов объединить свою компанию с General Motors
Гендиректор Fiat Chrysler Серджио Маркионне продолжает продвигать идею о консолидации мировой автопромышленности и готов объединить свою компанию с General Motors / Richard Drew / AP

Генеральный директор Fiat Chrysler Automobiles Серджио Маркионне попросил хедж-фонды и других потенциальных союзников подтолкнуть General Motors к слиянию с его компанией, говорят знакомые с ситуацией люди. Успехи инвесторов-активистов, под давлением которых GM в мае согласилась выкупить акции на $5 млрд, воодушевили Маркионне. Кроме того, аналогичную стратегию он может предпринять по отношению к по меньшей мере еще одному европейскому производителю, утверждают источники. Маркионне уже давно призывает к консолидации в автомобильной отрасли ради сокращения издержек, несмотря на то что сейчас возглавляемый им концерн прибыльный.

Однако норма прибыли у Fiat Chrysler значительно ниже, чем у конкурентов, поэтому концерн не является привлекательным партнером для слияний. Так, его операционная маржа в Северной Америке в I квартале составила 3,7% – вдвое меньше, чем у GM. Кроме того, GM уже разработала новую глобальную архитектуру, позволяющую ей сократить расходы, дублирующие производства, повысив эффективность деятельности. Компания реализует многолетнюю стратегию по внутренней консолидации и рассчитывает стать лидером отрасли по рентабельности капитала. Генеральный директор GM Мэри Барра неоднократно заявляла, что руководство компании не намерено отвлекаться от достижения этой цели.

В Fiat Chrysler от комментариев отказались.

У GM уже есть неприятный опыт ведения дел с Маркионне. В 2005 г. ей пришлось заплатить $2 млрд, чтобы избавиться от обязательства приобрести проблемный автомобильный бизнес Fiat. В результате компании отказались и от пятилетнего сотрудничества по совместному производству двигателей и трансмиссий. Позже GM отвергала и другие предложения Fiat Chrysler о сотрудничестве, в том числе – о слиянии, которое Барра получила в этом году.

Проблемы с властями

Министерство юстиции США рассматривает вопрос о предъявлении GM уголовного обвинения в связи с тем, что в своих заявлениях она вводила в заблуждение относительно дефекта замков зажигания, ставшего причиной гибели более 100 человек. Концерн более 10 лет откладывал отзыв около 2,6 млн автомобилей и сделал это только в начале 2014 г. Возможный штраф GM превысит $1 млрд.

Но GM находится под давлением инвесторов-активистов. В этом году группа хедж-фондов во главе с Гарри Уилсоном требовала от концерна потратить $8 млрд на выкуп акций. Чтобы избежать дальнейших споров по поводу их представительства в совете директоров, Барра согласилась выкупить акции на $5 млрд. Успех инвесторов-активистов заставил Маркионне задуматься о более агрессивном подходе к GM. По словам знакомого с ситуацией человека, кто-то из инвесторов-активистов способен заставить GM сесть за стол переговоров, учитывая готовность Барры сотрудничать с ними. Как отметил аналитик Morgan Stanley Адам Джонас, у GM, в отличие от Ford Motor, нет механизмов, которые защитили бы ее от кампаний активистов.

В прошлом GM уже могла объединиться с другими автопроизводителями. В 2006 г. гендиректор Renault и Nissan Карлос Гон вместе с миллиардером Кирком Керкоряном предлагал GM присоединиться к альянсу. В то время у Керкоряна была значительная доля в концерне, и он настаивал на изменениях в его бизнесе. Но изучив идею сотрудничества с Renault-Nissan, в GM решили не рисковать. В 2008 г. GM и Chrysler, тогда еще не принадлежавшей Fiat, грозило банкротство. Поэтому руководители обеих компаний думали о создании альянса, но в итоге отказались от этой идеи.

Маркионне уже достаточно давно прогнозирует консолидацию автомобильной промышленности в ближайшие годы. По его оценкам, будет три крупнейших автопроизводителя, выпускающих примерно по 15 млн автомобилей в год. GM, которая является сейчас третьим по величине концерном, уступая Toyota и Volkswagen, выпускает около 10 млн автомобилей в год. Fiat Chrysler занимает седьмую позицию с 4,7 млн автомобилей.

Перевел Алексей Невельский