Продажи Lada в России сократились в мае на треть

Падение продаж Lada в России начало замедляться благодаря мерам господдержки и укреплению рубля
Падение продаж Lada в России начало замедляться
Падение продаж Lada в России начало замедляться / М. Стулов / Ведомости

Российские продажи автомобилей Lada в мае по сравнению с тем же месяцем 2014 г. сократились на 33% до 22 800 шт. и остались на уровне апреля, рассказал вчера президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, ссылаясь на предварительные данные. Падение замедлилось: в апреле продажи Lada в России снизились на 38%, гласят данные АЕБ. По итогам года компания рассчитывает продать в России 325 000 шт. – на 16% меньше, чем в 2014 г.

Дилер «АвтоВАЗа» тоже говорит о снижении продаж Lada в мае на треть. По его мнению, основные конкуренты марки – Renault и Hyundai/Kia – упадут сильнее. Их представители вчера не раскрыли майские продажи. У Toyota (входит в топ-5 по итогам апреля) продажи в мае упали на 43% до 7561 шт., но они «на 8% больше на фоне прошлого месяца», сообщил представитель.

Новинки на подходе

30 млрд руб. – cтолько инвестировал «АвтоВАЗ» в подготовку производства Lada Vesta и Lada Xray, выпуск которых начнется в сентябре и декабре 2015 г. соответственно. В основном это кредиты ВЭБа

Данные по рынку в целом Андерссон не назвал. АЕБ их еще не публиковала. В апреле общие продажи легковых машин и LCV сократились на 41,5%, причем падение тогда тоже начало замедляться. «Российский автомобильный рынок продолжает сокращаться, однако скорость падения <...> относительно стабилизировалась в течение последних трех месяцев», – замечает представитель Toyota.

По оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, в мае российский автомобильный рынок сократился на 35%, директора автомобильной практики PwC Сергея Литвиненко – на 35–40%, дилера «АвтоВАЗа» – на 40%. Падение замедляется благодаря госпрограммам льготного автокредитования и лизинга, которые стартовали с апреля, считают Удалов и Литвиненко. Эффект от госпрограмм есть, но он не оказывает существенного влияния – слишком низкая сейчас покупательная способность, замечает дилер. Спрос поддерживает и постепенное снижение цен на иномарки на фоне укрепления рубля, продолжает Литвиненко. «АвтоВАЗ» чувствует себя лучше иностранных конкурентов благодаря высокому уровню локализации, подчеркивает он: на импортные компоненты приходится менее 20%. Из-за девальвации рубля и инфляции «АвтоВАЗ» тоже повышал цены (в январе в среднем – на 9%, в марте – на 4,8%), но удорожание было значительно меньше, чем у конкурентов (например, у GM рост цен доходил до 56%), добавляет эксперт. Плюс «АвтоВАЗ» дает дополнительные скидки на свои машины – в пределах 20 000–30 000 руб., говорит дилер. «АвтоВАЗ» вряд ли пойдет на снижение базовых цен, как это сделали некоторые компании, включая Renault и Ford Sollers, думает Удалов: «Разница со стоимостью иномарок остается значимой для покупателей в этом ценовом сегменте». Например, седан Lada Granta сейчас стоит от 331 600 руб., Renault Logan – от 429 000 руб., Hyundai Solaris – от 509 100 руб.

Производство на «АвтоВАЗе», несмотря на сокращение продаж, растет: за четыре месяца выпуск Lada увеличился на 4,1% до 139 361 шт., по данным компании. С начала года «АвтоВАЗ» насыщал автомобилями свою дилерскую сеть, устраняя дефицит Lada, возникший осенью 2014 г. из-за проблем с поставщиками, напоминает дилер. Сказался и эффект низкой базы, считает Удалов: в прошлом году на фоне общего снижения спроса в стране завод сокращал производство. Для альянса Renault-Nissan в январе – апреле «АвтоВАЗ» выпустил 46 496 машин – вдвое больше, чем годом ранее, следует из презентации компании. Но причина этого – увеличение количества моделей, напоминает Удалов.