Крупнейшие российские автодилеры смогли нарастить продажи на падающем рынке в 2014 году

На десятку лидеров пришлось больше 20% продаж
Группа «Рольф» стала абсолютным лидером авторынка по итогам 2014 г.
Группа «Рольф» стала абсолютным лидером авторынка по итогам 2014 г. / А.Махонин / Ведомости

Журнал «Автобизнес ревю» составил очередной рэнкинг крупнейших автодилеров. Эксперты издания проанализировали продажи более 200 дилерских групп, реализующих от 2000 автомобилей в год.

Продажи 25 крупнейших дилеров, на которых приходится 33,4% рынка, сократились меньше среднего по отрасли – на 1%, говорит главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. Весь авторынок, по данным Ассоциации европейского бизнеса, сократился за 2014 г. на 10,3% до 2,49 млн шт.

Десятке лидеров авторитейла в 2014 г. (см. график) удалось увеличить продажи на 3%, совокупно они продали 524 687 автомобилей и заняли 21% рынка, говорит Баранов. Все это результат консолидации отрасли и укрупнения сильнейших игроков, добавляет он.

Группа «Рольф» стала абсолютным лидером авторынка по итогам 2014 г.

Группа «Рольф» стала абсолютным лидером авторынка по итогам 2014 г., следует из данных «Автобизнес ревю». «Рольф» обогнал лидера прошлых лет – «Автомир» – и по выручке, и по числу проданных автомобилей. Продажи «Рольфа» выросли на 27%, группа стала первым дилером, который смог занять 3,7% рынка, говорит Баранов. Прежний рекорд – у «Автомира»: в 2009 г. его доля составила 3,4%.

«Рольфу» помогло то, что он зарабатывает на дополнительном оборудовании, финансовых услугах, на trade-in и сервисе (это создает так называемую кумулятивную маржу), а также децентрализация принятия финансовых решений, объясняет гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Сказались и изменения в портфеле брендов: «Рольф» увеличивал долю премиального сегмента в продажах – с 4,5% в 2008 г. до 18% в 2014 г., добавляет она.

«Рольф» успел до кризиса завершить все инвестиционные проекты, а также добился «максимально эффективного использования» торговых площадей, размещая новые дилерские центры на имеющихся локациях (как в 2014 г. произошло с центрами Chrysler Jeep и Skoda).

Продажи «Автомира», второго игрока по продажам, напротив, сократились в 2014 г. Это связано с общим падением рынка, говорит представитель компании. Весь год «Автомир» оптимизировал сеть дилерских центров, закрыв часть точек из-за высоких арендных ставок. Также компания отказалась от дилерства Lada, напоминает один из конкурентов «Автомира». Представитель дилера это не комментирует.

Пора объединяться

170 дилерских центров сменили собственников за последние два года, рассказывает Баранов. Как правило, активы переходили в пользу более сильных игроков, а прежние акционеры уходили с рынка

Самый значительный рост по продажам в первой десятке – у группы «Автоспеццентр» (АСЦ): на 30%. Дилер, который в прошлом году активно покупал чужие активы, поднялся в рейтинге с 13-го на 7-е место, говорит Баранов. Зампред правления АСЦ Валерий Макаев указывает, что консолидация – одна из причин роста продаж, но несущественная: купленные предприятия были реструктурированы и начали активно работать только в самом конце года. Всего, по его словам, в прошлом году АСЦ купил пять дилерских центров и один открыл сам.

В целом большая часть дилеров росли в прошлом году благодаря открытию новых центров, выходу в новые регионы, расширению портфеля брендов, покупкам активов (см. врез), указывает Баранов.

Например, краснодарский «Ключавто» впервые оказался в десятке лидеров по выручке. Сделать скачок холдингу позволило развитие в родном городе, выход на рынок Ростова, высокая доля премиум-сегмента, расширение за счет Сочи и Новороссийска, перечисляет Баранов. В 2014 г. компания открыла 13 дилерских центров (с учетом покупок активов конкурентов), но продажи росли не только за счет сделок – почти все центры «Ключавто» увеличивали показатели, говорит начальник PR-отдела «Ключавто» Владимир Вербицкий. Это связано как с ажиотажным спросом в ноябре – декабре 2014 г., так и с развитой дилерской сетью и сервисным обслуживанием, кроме того, «Ключавто» работает в Минеральных Водах – основном поставщике автомобилей в республики Северного Кавказа, добавляет он.

В этом году сделки в автобизнесе продолжаются, считает Баранов: слабые компании теряют долю или вовсе прекращают работу. Тогда как сильные компании чувствуют себя лучше рынка, а значит, укрепляют свое лидерство, резюмирует эксперт.