Правительство расширяет поддержку автомобильной отрасли
Все эти меры не выведут продажи в плюс, признают в Минпромторге, но замедлят сокращение рынкаВ условиях усиливающегося падения продаж автомобилей российское правительство пошло в 2015 г. на использование беспрецедентного количества мер господдержки рынка и отрасли: субсидии на поддержку производства экологичных машин, субсидирование части процентной ставки по инвесткредитам, программы обновления автопарка, льготный автолизинг... Все эти меры не выведут продажи в плюс, признают в Минпромторге, но, по оценке министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, с господдержкой сокращение рынка составит 24%, без нее – 50%.
С января 2015 г. в России была продлена программа обновления парка, действовавшая с сентября 2014 г. В прошлом году на нее было выделено 12,9 млрд руб., в этом – 15 млрд руб. Государство компенсирует производителям скидки, которые в зависимости от схемы сдачи старой машины (утилизация или trade-in) и типа транспортного средства могут доходить до 350 000 руб. По расчетам Минпромторга, за счет этой меры поддержки в общей сложности будет продано помимо легковых машин около 19 500 единиц коммерческой техники.
Еще одна программа, которую правительство решило продолжить, – субсидирование закупок регионами газомоторной автомобильной техники: действие программы продлено на II квартал (в I квартале продолжились поставки по заявкам 2014 г.). Она обойдется федеральному бюджету в 3 млрд руб. и позволит дополнительно продать 1200 автобусов и техники для ЖКХ, по оценке Минпромторга. Основные производители таких машин в России – группы ГАЗ и «Камаз».
100 + 100
560 миллионов рублей потратит в 2015 г. правительство на субсидирование закупок муниципалитетами 100 трамвайных вагонов и такого же количества троллейбусов.
А с 1 апреля в России заработали программы по поддержке автолизинга (стоимостью 2,5 млрд руб.) и автокредитования (1,5 млрд руб. в 2015 г. и около 18 млрд руб. на период до 2019 г.). В рамках льготного автокредитования государство компенсирует часть кредитной ставки в размере 2/3 ставки ЦБ. Эта программа охватывает автомобили стоимостью до 1 млн руб. Общие продажи по программе, по расчетам Минпромторга, составят 200 000 шт. (доля коммерческой техники не уточняется). Прогноз по продажам в рамках программы льготного автолизинга – около 10 000 легковых автомобилей и LCV, а также 6000 грузовиков и автобусов. Государство компенсирует лизинговым компаниям часть авансового платежа – скидка составит 10% от стоимости автомобиля, но не более 500 000 руб.
В качестве дополнительной помощи в рамках антикризисного плана правительство выделит системообразующим предприятиям субсидии для поддержания рабочих мест – за счет финансирования их обучения и организации общественных работ. Об этом, в частности, попросили «Камаз», группа ГАЗ, «Соллерс», «АвтоВАЗ». Деньги выделяются регионам, а затем распределяются по конкретным заводам. К примеру, «Камаз» рассчитывает получить около 0,9–1 млрд руб., рассказывали источники «Ведомостей».
Кроме того, такие предприятия могут получить в течение 2015 г. госгарантии не только для привлечения заемных средств под инвестпроекты, но и для реструктуризации задолженности. Вопрос актуальный – после резкого роста ставки ЦБ повысилась и стоимость заемных средств. Первой среди автопроизводителей с такой просьбой обратилась группа ГАЗ: ей могут быть предоставлены госгарантии для реструктуризации долга на 16 млрд руб.
«Камаз» ранее уже получил госгарантии – для размещения облигационных займов на общую сумму 35 млрд руб. Деньги нужны для масштабной инвестпрограммы стоимостью 60–80 млрд руб. до 2020 г. – она предполагает модернизацию производства, обновление модельного ряда и проч. Но из-за неблагоприятной ситуации на долговом рынке (доходность по облигациям слишком высока, объяснял представитель завода) «Камаз» так и не разместил бумаги. В марте стало известно, что выкупить облигации предприятия может ВЭБ.
«MAN не получает субсидии и другую адресную поддержку государства, – говорит его представитель. – Но мы являемся российским производителем согласно определению, принятому в постановлении правительства № 656 о государственных и муниципальных закупках». По его словам, компания надеется, что «правительство будет придерживаться выбранного направления и сохранит условия государственных закупок». Запрет на госзакупки автомобилей, выпущенных за пределами Таможенного союза, был введен в России в 2014 г. В 2015 г. эта мера обеспечит локальным производителям продажи около 8000 коммерческих машин, по прогнозу Минпромторга. Также в этом году правительство планирует потратить на обновление парка для государственных нужд (прямые закупки для федеральных органов исполнительной власти) 10,7 млрд руб. Это позволит автозаводам продать около 5000 машин, подсчитали в Минпромторге.
В сегодняшних условиях госпрограммы – «единственная возможность для большинства потребителей инвестировать в покупку транспорта, при этом по сути эти программы являются самоокупаемыми с точки зрения бюджетного эффекта», комментирует представитель группы ГАЗ. Бюджетная эффективность льготного автолизинга – 183%, льготного автокредитования – 149%, приводил примеры директор департамента Минпромторга Александр Морозов. О необходимости господдержки говорят и представители других автопроизводителей. Важно, чтобы программы поддержки рынка и отрасли были долгосрочными, подчеркивает представитель группы ГАЗ. В частности, ранее компании предлагали сделать программу обновления парка, рассчитанную сразу на три года – с постепенным снижением размера скидок. А по мнению представителя Scania, меры господдержки нужно распространить на все предприятия, локализовавшие производство в России, вне зависимости от наличия режима промышленной сборки.
В перспективе российское правительство планирует ограничить сроки коммерческой эксплуатации автомобилей, а также заменить транспортный налог на экологический, внедрив коэффициенты, привязанные к возрасту машины и экологическому классу. Параметры еще не утверждены. Но эти меры в комплексе с программами, позволяющими получить скидку при сдаче старой машины, станут эффективным механизмом поддержки спроса – за счет обновления парка, подчеркивает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Российский парк очень старый, причем более половины машин – ниже экологического класса «Евро-2» (см. диаграмму), объясняет он.