Ford получил контроль в СП Ford Sollers
У российской компании есть опцион на продажу всей своей доли партнеру не менее чем за $135 млнFord Motor Company получила контроль в совместном предприятии (СП) Ford Sollers, сообщил в пятницу Sollers и подтвердил представитель «Ford Европа» Джон Гардинер. Американская компания выкупила допэмиссию привилегированных акций. Бумаги «обеспечивают большинство голосов и право контролировать некоторые важные решения», говорится в презентации «Соллерса» к отчету по МСФО за 2014 г. «Это будет распространяться на основные вопросы операционной деятельности СП», – замечает представитель СП. Ранее при решении вопросов нужен был консенсус, добавляет он. Сумма сделки и количество купленных акций не раскрываются. У партнеров остается по 50% обыкновенных акций.
Деньги, которые СП получило за привилегированные акции, пойдут на развитие, поясняет первый заместитель гендиректора «Соллерса» Николай Соболев. При создании Ford Sollers в 2011 г. (взносом Ford стал завод в Ленинградской области, «Соллерса» – площадки в Татарстане) предполагалось, что для финансирования инвестпрограммы СП будет достаточно кредитов ВЭБа и собственных средств. К концу 2014 г. общие вложения в проекты Ford Sollers составили 41,8 млрд руб., включая 35 млрд руб., привлеченных у ВЭБа, говорит Соболев. Но из-за сокращения российского рынка и девальвации рубля возникла необходимость привлечения дополнительных средств. Выделить нужные деньги согласился Ford в обмен на получение контроля, объясняет Соболев. Об этом говорит и Гардинер: «Учитывая потребности нашего бизнеса по дальнейшему развитию предлагаемых продуктов и локализации компонентов, Ford предоставит ему дополнительную финансовую поддержку». В 2015 г. также ожидается поступление дополнительных средств от ВЭБа в размере 13,5 млрд руб., напоминает Соболев.
Прибавка к прибыли
Оценка доли в Ford Sollers в рамках опциона, который получил «Соллерс», будет учитываться в его отчетности, говорит Соболев. Это снизит негативный эффект в случае получения совместным предприятием убытка, объясняет он: к примеру, без учета чистого убытка СП «Соллерс» получил бы в 2014 г. чистую прибыль в размере 1,73 млрд руб. Этот год «Соллерс» планирует закончить с прибылью.
Сам «Соллерс», по словам Соболева, инвестировать в СП не планирует, концентрируясь на развитии собственных заводов, прежде всего УАЗа. Ему в 2015 г. требуется более 2 млрд руб. Как глобальный игрок, Ford в отличие от «Соллерса» может позволить себе дополнительные риски, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
«Соллерс» получил также опцион на продажу партнеру своей доли в СП. Минимальная его стоимость – $135 млн (см. врез). Правда, Соболев заверяет, что воспользоваться такой возможностью «Соллерс» в среднесрочной перспективе не планирует. Он говорит, что оба партнера верят в российский рынок и продолжат сотрудничество. По его оценке, в 2015 г. продажи сократятся на 32% до 1,7 млн шт., а в дальнейшем могут начать расти. В краткосрочной перспективе ситуация на рынке России «остается крайне нестабильной и сложной», но «мы считаем, что российский рынок имеет значительный потенциал в долгосрочной перспективе», вторит ему Гардинер. Он напоминает, что Ford Sollers расширяет модельный ряд «для более полного удовлетворения потребностей российских клиентов». «Это позволит СП оказаться в выгодном положении, когда рынок восстановится, – отмечает Гардинер. – СП будет также увеличивать локализацию компонентов и сырья в России, чтобы снизить расходы и уменьшить зависимость от колебаний курсов валют, начнет локальное производство двигателей в декабре 2015 г.».
В 2014 г. Россия была для Ford третьим по величине рынком в Европе после Великобритании и Германии. Но продажи марки в нашей стране стремительно падают: в 2013 г. – на 18% до 106 734 шт., в 2014 г. – на 38% до 65 966 шт. (данные АЕБ). По итогам прошлого года Ford списал $329 млн убытков от обесценивания активов в СП Ford Sollers (по данным отчета «Соллерса», чистый убыток СП составил 10,93 млрд руб. при выручке 52,17 млрд руб.). Потери всего европейского подразделения, к которому относится Россия, составили в прошлом году $443 млн против $86 млн годом ранее.
Другой американский автоконцерн – General Motors (GM) – в марте 2015 г. объявил о прекращении производства автомобилей в России и продаж автомобилей Opel и массовых моделей Chevrolet.
«Ford верит в российский рынок и его восстановление в обозримом будущем, при этом инвестиционная программа Ford Sollers – в завершающей фазе», – комментирует человек, близкий к одному из партнеров СП. Проведена модернизация заводов СП во Всеволожске и Татарстане, построен R&D-центр, достроен завод двигателей, растет число локально выпускаемых моделей, перечисляет он. Локализация автомобилей Ford, выпускаемых в России, составляет 40%, а к 2019 г. может достигнуть 85%, сказал на прошлой неделе первый вице-президент и исполнительный директор Ford Sollers Адиль Ширинов. Ford в отличие от GM гораздо дальше продвинулся в своей инвестпрограмме в России, говорит и Беспалов. Для сравнения: у автомобилей GM, выпускавшихся в Санкт-Петербурге, локализация составляла около 20%.