GM поможет дилерам продать свои машины
Концерн согласился распространить 25%-ные скидки на автомобили, находящиеся на складах дилеров в РоссииGM распространила свою скидочную акцию на автомобили, хранящиеся на складах дилеров, рассказали «Ведомостям» два дилера. Представитель автоконцерна не стал это комментировать. GM решила законсервировать завод в Санкт-Петербурге и прекратить с 2016 г. продажи в России всех моделей Opel и массовых Chevrolet.
В распродаже стоков GM участвовали только машины, хранящиеся на складах концерна в России. Скидки – до 25% в зависимости от модели. Закупки со склада компании были выборочными, рассказывает один из дилеров: «У нас самих большие запасы». По его оценке, у GM в стране примерно по 10 000 автомобилей Opel и Chevrolet, а у дилеров – по 5000 шт. обеих марок. После коллективного письма дилеров автоконцерн согласился компенсировать скидки и по автомобилям с их складов, рассказывает собеседник «Ведомостей». По его словам, это будет производиться ежемесячно, размер скидки (до 25%) и компенсации рассчитывается от цены закупки. Скидочная кампания, как и до расширения, касается автомобилей 2014 года выпуска (на них приходятся основные стоки), в ней участвуют Opel и массовые модели Chevrolet (кроме Niva), уточняет один из дилеров. Предложение рассчитано до 1 мая 2015 г., но, возможно, акция будет продлена, думает он: при текущих продажах (см. врез) имеющихся на складах у некоторых дилеров машин хватит вплоть до восьми месяцев. Представитель GM от комментариев отказался.
Хуже рынка
В 2014 г. продажи легковых автомобилей и LCV в России упали на 10,3%, автомобилей Opel – на 20% до 64 985 шт., Chevrolet – на 29% до 123 175 шт., гласят данные АЕБ. В январе – феврале 2015 г. при 32,1%-ном сокращении рынка продажи Opel рухнули на 82% до 1985 шт., Chevrolet – на 71% до 6305 шт.
Дилеры GM в России уже начали получать официальные извещения о предстоящем прекращении действующих договоров – они будут расторгнуты 31 декабря 2015 г., рассказал один из них. Рассылка писем такого содержания началась, подтвердил человек, близкий к группе GM. По словам дилера, в письмах говорится, что GM предложит дилерам рассмотреть возможность продолжить сотрудничество после 2015 г. в качестве авторизованных сервисных центров (автоконцерн обещает сохранить в России гарантийное и постгарантийное обслуживание машин). «Этот вариант будет рассматриваться в первую очередь. У нас много клиентов, и для нас важно сохранить с ними нормальные отношения», – заметил собеседник «Ведомостей». Об этом же говорит и другой дилер: «У нас есть обязательства, к тому же в некоторых городах наш сервисный центр единственный». Но сам по себе сервис автомобилей GM, без продажи машин, будет убыточен, предупреждает один из собеседников. GM хочет сохранить после 2015 г. лишь поставки в страну премиальных машин, включая Cadillac, но объемы их продаж невелики. В этой ситуации, скорее всего, будет происходить «подселение», думает дилер: например, тот или иной автоцентр с 2016 г. начнет вместо GM торговать моделями другого производителя, а их сервисное обслуживание совместит с обслуживанием машин американского концерна. Правда, не понятно, как к этому отнесутся другие автоконцерны, замечает дилер. О согласии принимать на обслуживание автомобили уходящих с рынка брендов ранее заявлял Ford Sollers.
О возможных компенсациях для дилеров в рассылаемых дилерам извещениях напрямую речь не идет, продолжает дилер. Но сказано, что в ближайшие недели консультанты GM свяжутся с компаниями, чтобы обсудить все имеющиеся вопросы. На значимые компенсации (кроме затрат на вывески и специнструмент) не стоит рассчитывать тем, кто давно сотрудничает с компанией и уже окупил инвестиции, думает собеседник «Ведомостей». «Мы рассчитываем на компенсации – нашим центрам нет и года», – надеется другой. По его оценке, создание дилерского центра в среднем обходится в 200–300 млн руб., у некоторых затраты доходили до 1 млрд руб.
Возможно, GM согласилась помочь распродать стоки дилеров в обмен или в надежде на отказ от каких-либо финансовых претензий в связи с реструктуризацией бизнеса американского концерна в России, рассуждает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: «Судиться никто не хочет» (ранее этого не исключала ассоциация «Российские автодилеры»). Плюс это поможет GM сохранить партнеров для сервисного обслуживания в стране, добавляет он.