Nissan X-Trail: Электронное бессознательное

Вылет с карельской трассы в снежную целину не стал достаточным поводом для разочарования в новом поколении кроссовера
Новый X-Trail не очень выигрышно смотрится в роли покорителя бездорожья, но он почти безукоризнен в качестве гостеприимного хозяина
Новый X-Trail не очень выигрышно смотрится в роли покорителя бездорожья, но он почти безукоризнен в качестве гостеприимного хозяина / Фото: Nissan Motor

Пока за окном нового X-Trail мелькали непривычно высокие елки, в голове зрели вопросы. Почему названия населенных пунктов написаны кириллицей, но их невозможно прочитать с первого раза? Почему в этих городах и деревеньках скорость повсеместно ограничена 40 км/ч? Что и когда изменилось в сознании местных жителей, которые вопреки всем российским понятиям прилежно соблюдают это ограничение, также как и следуют всем указаниям дорожных знаков и разметки, — или эти люди всегда были такими? Может ли считаться внедорожником автомобиль, который вторую ось подключает с такой неохотой, словно каждая секунда с заблокированной межосевой муфтой приближает его на год к смерти на свалке металлолома?

В новом поколении кроссовера X-Trail установлена система «интеллектуального» полного привода с тремя режимами: шайбой у рычага КПП можно выбрать автоматически подключаемый (Auto), постоянный полный (Lock, только до 40 км/ч) или передний привод (2WD). В автоматическом режиме крутящий момент на заднюю ось подается только тогда, когда это сочтет нужным бортовая электроника. Но настройки ее таковы, что первоочередной задачей считается экономия топлива. В отличие, например, от Toyota RAV4, подключающего заднюю ось при каждом отклонении руля на 15 градусов и более и поддерживающего постоянное распределение тяги в 90:10 в «спортивном» режиме трансмиссии, X-Trail в быстрых виражах предпочитает оказывать водителю помощь тормозами, которые «прикусывает» система ESP.

Место и обстоятельства меняют как людей, так и машины. Если на асфальте переднеприводные наклонности кроссовера особых проблем не доставляли, то карельское бытие с его второстепенными дорогами, больше похожими на бобслейные трассы, здорово поменяло если не электронное сознание Nissan X-Trail, то его поведение на дороге. Клиренс в 210 мм (такой же, как у модели предыдущего поколения), интеллектуальный полный привод — все это неплохо работало на специально организованном внедорожном участке с кочками, который мы преодолевали ползком.

Но оказалось бессильно против искрящегося, не по-московски нарядного снега на дороге.До 40 км/ч в режиме принудительного включения полного привода режимом Lock, пока муфта непрерывно подавала на заднюю ось 50% крутящего момента, «Икс-трэйл» уверенно следовал за рулем, не успевая соскользнуть с траектории. Чувствуешь, что автомобиль все же «поплыл» в повороте, — просто прижимаешь акселератор чуть сильнее, и кроссовер, разбегаясь, стряхивает с себя уводящие вбок силы, как собака, вибрируя всем телом, сбрасывает налипший снег.

Но стоит стрелке спидометра перевалить за 40, и полноприводная японская карета превращается в моноприводную тыкву. Если верить анимации на приборной панели и собственным ощущениям, скромная порция тяги в 10-20% перепадала задней оси только при основательных пробуксовках. Шипованая «хаккапелитта», забившись снегом, превратила пассивно катящиеся задние колеса в пару салазок, на которых погуливал в поворотах «хвост» кроссовера. На укатанном снегу самым эффективным методом борьбы с заносами оказался дедовский — качание руля в сторону сбившейся с пути кормы.

Увы, в энный раз контратака баранкой прошла слишком поздно, и я пропахал десяток метров по сугробам, вылетев с дороги. Белая волна плеснула в лобовое стекло, и X-Trail замер в позе спящего на перилах кота, мирно свесив 18-дюймовые «лапы» по краям созданного им снежного подиума. От контакта с плотным снегом не пострадали ни бампер, ни пластиковая защита днища, но на дорогу кроссовер вернулся только с помощью могучего Nissan Patrol.

Пусть новый X-Trail не так выигрышно смотрится в роли покорителя бездорожья, но он почти безукоризнен в роли гостеприимного хозяина. Промокшие до колен ноги и ботинки мощная печка высушила буквально за 20 минут. Салон, один в один срисованный с нового Qashqai (впрочем, их и внешне теперь отличить сложно) — мягкий на ощупь, дорогой на вид и просторный по всем направлениям. По сравнению с прежним X-Trail новый вырос в длину всего на полсантиметра, но между осями здесь на целых 76 мм больше (2705 мм), поэтому на втором ряду сидений многие смогут устроиться, закинув ногу на ногу. В этом помогут и настраиваемые сиденья заднего ряда: помимо продольного перемещения можно регулировать наклон спинки. Увеличившийся на 18 л (до 497 л) багажник прячет под полом полноразмерную запаску и легко делится полкой на два этажа. Два глубоких подстаканника на центральном тоннеле (на время тест-драйва они приютили пару небольших термосов) могут подогреваться или охлаждаться. Семидюймовый сенсорный экран мультимедийной системы Nissan Connect 2.0 споро реагирует на нажатия, а сиденья, чьи формы подсмотрены у NASA, щадят спину на долгих и плохих дорогах.

Также галантна и подвеска — несмотря на обилие ям и маскирующихся под снег ледяных булыжин, она допустила жесткий пробой лишь раз, когда мы на полном ходу влетели в пересекавшую дорогу канавку. При этом по асфальту X-Trail идет очень плотно и собранно, команды рулем выполняет без задержек — по управляемости кроссовер способен дать фору седанам компании. Атмосферные бензиновые моторы обеих представленных версий ( 2 л и 2,5 л с вариатором, еще будет модификация с 130-сильным дизелем 1,6 л) не наделяют машину особой динамикой, но несут ее без усилий и вполне достаточны как в городе, так и на трассе. Вариатор с 7 псевдопередачами практически неотличим от хорошего «автомата» с гидротрансформатором: разгон всегда сопровождается ростом оборотов двигателя, при этом момент перехода на новую ступень незаметен.

Новый X-Trail не очень выигрышно смотрится в роли покорителя бездорожья, но он почти безукоризнен в качестве гостеприимного хозяина

Вычти из времени общения с «Икс-трейлом» моменты, проведенные на снежных трассах, — и окажется, что к машине, по большому счету, нет претензий. Учитывая особенности системы полного привода, при покупке версии с двухлитровыми двигателем от нее можно с легким сердцем отказаться в пользу переднего привода и сэкономить минимум 110 000 руб. Ну а совершенный транспорт для передвижения по снегу в ходе тест-драйва все же удалось опробовать — это нарты, запряженные дружелюбными сибирскими хаски. Там, где властвует природа, наиболее эффективными пока оказываются ее собственные «разработки».