В мэрии Москвы подтвердили обсуждение возможности ввести плату за въезд в город
Это одна из возможностей, окончательного решения нет и его не примут без обсуждения с горожанами, заверяют в департаменте транспорта; Песков не слышал, что в Кремле уже могли одобрить введение платного въезда, понятно одно: шлагбаумов на въезде в Москву не будетВ мэрии Москвы давно обсуждают введение платы за въезд в город, но окончательного решения еще не принято, сообщил "Интерфаксу" источник в горадминистрации. Он уточнил, что "активно обсуждается" возможность введения платы за пересечение МКАД и движение по его внешней стороне для транзитного транспорта, введение платы за въезд в пределы Третьего транспортного кольца. По его мнению, в этом вопросе необходимо учитывать "не только градостроительный, транспортный, но и социальный фактор". РБК 28 ноября сообщило, что Кремль принципиально одобрил идею московских властей воспользоваться предновогодними пробками, подготовить общественность и ввести взимание платы за въезд в город или его центр. По информации источников агентства, "в марте или августе 2015 г. поездка по МКАД обойдется в 200 руб."
Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков заявил радиостанции "Говорит Москва", что ничего не знает о том, что введение платного въезда уже может быть согласовано с Кремлем, поэтому комментировать не будет. Он добавил, что такие инициативы "по идее, не подлежат согласованию".
О том, что департамент транспорта анализирует варианты платного въезда в Москву, "Ведомости" писали в сентябре со ссылкой на источники, близкие к департаменту. По их словам, до конца года чиновники собирались сформировать детальную концепцию и рассмотреть варианты платного въезда на МКАД и ТТК. Мэрию в этом вопросе консультирует McKinsey, говорили собеседники «Ведомостей». Представитель McKinsey от комментариев отказался. В пресс-службе департамента участие McKinsey опровергли: для транспортного планирования и моделирования достаточно инструментов Центра организации дорожного движения.
Один из вариантов решения проблемы пробок, по словам источника "Интерфакса" предусматривает взимание платы за пересечение МКАД со всех поголовно, в том числе и с москвичей. Еще не определено, как можно взимать за проезд по внешней стороне МКАД с транзитного транспорта - однократно или в зависимости от километража. Нет определенности и с размером платы. "Ранее называлась единая сумма в 200 руб., однако звучат предложения ввести дифференцированную плату: 100 рублей за пересечение МКАД и 150 - за въезд в пределы ТТК", - заявил собеседник агентства. Шлагбаумы на въездах устанавливать не будут: в случае ввода платы, как предполагается, фиксировать въезжающий автотранспорт будут специальные считывающие устройства, а затем автовладельцы получат квитанции на оплату.
В марте 2015 г. в Москве могут запустить эксперимент для проверки целесообразности платного въезда, а также для отработки технологии взимания денег. Если решение будет принято, то "первые квитанции автовладельцам придут уже в августе будущего года", - сказал источник "Интерфакса". 2015 год для такого решения выбран, потому что в 2016 г. будут выборы в Госдуму, "и вводить дополнительную финансовую нагрузку для населения было бы неразумно", - объяснил собеседник агентства. Решение и вовсе могут отложить "с учетом возникших в этом году негативных макроэкономических факторов", добавил он.
Принятие мер регулирующего характера для ликвидации автомобильных пробок в Москве является одним из возможных сценариев, которые рассматриваются городской администрацией, однако решения будут приниматься с учетом мнения горожан, причем всех категорий жителей, заявил "Интерфаксу" представитель пресс-службы столичного департамента транспорта. По его словам, среди предлагаемых мер - платный въезд и расширение зоны платных парковок, предложения поступают "от представителей бизнеса, общественных организаций и жителей". "В частности, идея платного въезда была высказана экспертами в рамках международного экспертного совета по вопросам транспорта, недавно прошедшего в Москве", - рассказали он. По словам собеседника агентства, введение регулирующих мер - это один из сценариев развития событий. "Они (меры) неприятны, но это один из существующих вариантов, по которому пошли крупнейшие города мира", - отметили в пресс-службе.
Еще один из сценариев для властей - "не предпринимать никаких решительных мер, но в таком случае ситуация не будет улучшаться, она постоянно будет ухудшаться, учитывая рост автомобилизации", отмечают в департаменте.
Обсуждается и сценарий дорожного строительства для масштабного расширения улично-дорожной сети. Чтобы эта сеть "могла принять только все текущие транспортные потоки, нам необходимо построить дорог, по площади равных 20 Ленинским проспектам", - подсчитали в департаменте. Однако, по прогнозам, к 2020 г. в Москве прибавится еще миллион автомобилей. "При этом дорожное строительство таких масштабов предполагает неизбежное изменение облика города: дороги будут строиться на месте парков, зеленых зон. Вероятно, что далеко не все москвичи будут согласны пойти на это", - рассуждает собеседник агентства.
Два источника РБК, близкие к Кремлю, говорят, что стоимость платного проезда будет составлять около 200 руб. Источник агентства, близкий к мэрии, говорит, что обсуждение введения платы за въезд продолжалось последние месяцы, в них участвовали и профильные чиновники правительства, и сотрудники администрации президента, отвечающие за транспорт, и месяц назад стало понятно, что мэрия согласится на это решение. Идею ввести плату за въезд на МКАД только для машин с иногородними номерами отклонили, чтобы не задеть власти Подмосковья, рассказал один из источников агентства. Общественные слушания могут провести в декабре, потому что это лучший месяц для обсуждения плохой транспортной ситуации в Москве, предположил источник, близкий к Кремлю. В ходе обсуждения власти покажут готовность идти на уступки, но после принятия первых решений зона платного проезда будет постепенно расширяться, считает он.
Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов слышал про обсуждаемый тариф в 200 руб. Депутат муниципального собрания Щукино Максим Кац считает, что платный въезд - "хорошая мера для борьбы с пробками, но она действует только в комплексе с другими".
Председатель президентского совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов считает, что "в нынешней сложной и противоречивой ситуации резкие движения абсолютно противопоказаны". "Не только в нынешней, но и вообще в любой ситуации подобное решение надо сначала обсуждать с людьми и не только с москвичами, - сказал он "Интерфаксу". - Есть жители Московской области, других сопредельных областей, которые тоже регулярно ездят в Москву. Не надо принимать решение, которое кого-то может ущемить".
Если в Москве введут плату за въезд, это решение вступит в противоречие с федеральным законодательством и с Конституцией, заявил "Интерфаксу" первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков ("Единая Россия"). Он напомнил, что Конституция и Единое экономическое и транспортное пространство предполагает свободное перемещение товаров и услуг по всей территории страны. Его "удивляет неуемное желание некоторых чиновников правительства Москвы брать деньги за все и всех, за каждый чих". Через Думу подобный закон не пройдет, уверен он.
26 ноября был опубликован опрос ВЦИОМ, проведенный в начале октября среди 1200 москвичей. 88% опрошенных сказали, что недовольны пробками, а 49% готовы поддержать взимание платы за въезд в некоторые районы города.