Экономика Лондона теряет $8,5 млрд в год из-за пробок

К 2030 г. совокупные издержки превысят $200 млрд, и улучшение транспортной инфраструктуры не поможет решить проблему
Toby Melville
Toby Melville / Reuters

Экономика британской столицы потеряла в прошлом году из-за дорожных пробок $8,5 млрд, пишет Financial Times, приводя результаты доклада, подготовленного Центром исследования экономики и бизнеса (CEBR) и компанией Inrix, провайдером дорожной информации. На Лондон приходится 41,5% аналогичных потерь в экономике всей Великобритании.

«Разные исследования дают разные цифры потерь от пробок. Но мы все знаем, что хуже всего дела обстоят в Лондоне и на юго-востоке [Англии] из-за высокой плотности населения в этих регионах и количества компаний, страдающих из-за заторов на дорогах», - говорит специалист по транспортным вопросам Эдмунд Кинг, президент британской автомобильной ассоциации АА и профессор Университета Ньюкасла.

Исследование CEBR и Inrix основано на расчете как прямых издержек, таких, как стоимость топлива и времени, проведенного в пробках, а не на работе, так и косвенных, включая более высокие расходы компаний на транспортировку грузов и обслуживание автомобилей. По данным исследователей, в 2030 г. потери Лондона от заторов на дорогах достигнут $14,5 млрд, а совокупные издержки за этот период превысят $200 млрд.

Инфраструктурные инвестиции, такие, как высокоскоростные железные дороги, окажут лишь минимальный эффект на дорожную ситуацию, пессимистичен Кинг: «Я не хочу сказать, что высокоскоростная дорога не нужна, но не стоит обольщаться: она не решит проблему пробок».

«Улучшение инфраструктуры общественного транспорта может дать жителям больший выбор, но проблему не решит», - вторит ему Кевин Форман, генеральный менеджер по геоаналитике Inrix.

Ситуация в Великобритании в целом будет ухудшаться быстрее, чем в других ведущих развитых странах, прогнозируют авторы доклада. Потери от пробок в стране составят в 2030 г. $33,4 млрд; это рост на 63% к 2013 г. В США этот показатель будет расти медленнее - на 50% к 2030 г., хотя в абсолютном значении он будет гораздо выше - $186 млрд.

То, о чем говорится в этом исследовании, люди могут наблюдать каждый день, отмечает Кинг, в частности, на автостраде М25 (кольцевая дорога вокруг Лондона длиной 188 км), самой загруженной в Европе. «Каждый, кто регулярно пользуется М25, как я сегодня в 6 часов утра, знает, что это абсолютный кошмар. Но это основная транспортная артерия в аэропорты и порты - и не только для водителей с юга. Если спросить шотландских водителей трейлеров, какая самая важная дорога в Великобритании, они ответят - М25», - говорит он.

На развитие стратегической дорожной сети нынешнее правительство потратило и планирует потратить к 2012 г. 24 млрд фунтов ($38,2 млрд) - это крупнейшая программа более чем за 30 лет, заявил представитель министерства транспорта Великобритании.

По данным производителя навигационного оборудования TomTom, в 2013 г. водителю в Москве приходилось проводить в пробках в среднем 127 часов в год при условии, что он жил в 30 минутах езды от работы. По информации Министерства транспорта России на начало 2013 г., ущерб от пробок на дорогах страны оценивался в 4,5-5,3 трлн. руб. в год ($150,4-177,1 млрд по курсу того времени). За 10 лет число эксплуатируемых автомобилей выросло в 1,7 раза, а километраж дорог - лишь на 10%, объясняли тогда представители Минтранса.