BMW отстаивает планы выпуска большого кроссовера

В последние годы автопроизводитель тратил миллиарды на технологии по снижению вредных выбросов своих автомобилей, поэтому утверждает, что, несмотря на большие размеры, новый автомобиль будет экологичным
Bloomberg
Bloomberg

Создание нового большого кроссовера может показаться контрпродуктивным для производителя, которому приходится сокращать выбросы своих автомобилей. Но, даже запуская электромобиль i3 и гибрид i8, расширяя линейку компактных автомобилей и вкладывая миллиарды в технологии сокращения выбросов и легкие материалы, BMW готова добавлять модели на вершину модельного ряда, пишет Financial Times.

В марте, объявляя об инвестициях $1 млрд в американский заводе в Спартанбурге (Южная Каролина), выпускающий кроссоверы, BMW анонсировала, что кроссовер X5, и так грандиозный по европейским масштабам, вскоре получит старшего брата. У модели X7 исходя из характеристик других транспортных средств в сегменте, вероятно, будут три ряда сидений, кузов длиной более 5 м и вес больше 2 т.

Самый простой способ для автопроизводителя сократить выбросы - прекратить выпуск большого количества крупных автомобилей. Но BMW, как и конкуренты - Audi и Mercedes-Benz, не хочет идти таким путем. Ведь клиенты по-прежнему требуют мощные седаны и внедорожники, а они приносят значительную часть прибыли.

"X7 идеально отражает дилемму для премиального автопроизводителя", - говорит руководитель автомобильных исследований ISI Group Арндт Эллингхорст. "С одной стороны, они должны выпустить экологически чистые автомобили, с другой - делать деньги, чтобы иметь возможность позволить себе делать это".

BMW утверждает, что решение о выпуске X7 "полностью соответствует концепции экологичности". Считается, что большие автомобили и внедорожники потребляют очень много топлива, но наши SUV экономичные, говорят в компании.

Автопроизводитель собирался выпускать X7 еще до экономического кризиса 2008 г., но отказался от этой идеи, чтобы сосредоточиться на маленьких кроссоверах, потребляющих меньше топлива. С тех пор BMW отполировала свой имидж «зеленого» производителя запуском i-бренда, включающим городской хетчбэк i3 и гибридный спорткар i8 с кузовами из углеволокна. BMW заслужила похвалы за технологии сокращения выбросов Efficient Dynamics и восемь лет подряд признавалась лучшей автомобильной компанией по устойчивому развитию в индексе Dow Jones Sustainability.

Тенденция к переходу на маленькие автомобили с низким потреблением топлива хорошо известна в Европе. Как ожидается, i3 также будет пользоваться спросом на Западном побережье США. Но в других штатах, и особенно в Китае, большие внедорожники пользуются высоким спросом и покупатели готовы тратить деньги на дорогостоящие комфорт и опции.

С 1999 г. BMW продала более 3,3 млн внедорожников X-линейки, что составило более четверти всех продаж компании. Доля SUV в ее продажах, как ожидается, в ближайшие годы превысит 30%.

Автопроизводители пытаются найти путь между двумя явно противоречащими целями, говорит директор по исследованиям авторынка центра автомобильных исследований при университете Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дюденхоффер. "В частных беседах руководители автокомпаний признают, что 99% прибыли и объемов до сих пор приносят обычные автомобили. Но они пытаются найти путь, который является для их компаний приемлемым и не наносит ущерба бренду, - говорит он. - Это большой вызов - удовлетворение спроса на внедорожники одновременно с достижением целевых показателей по выбросам углекислого газа".

Гендиректор BMW Норберт Райтхофер считает, что нет никакого противоречия между «зелеными целями» и линейкой внедорожников, в том числе X6, который весит более 2 т и выбрасывает 236 г CO2 на км (для бензиновой версии). "У клиентов в мире очень разные потребности, и, в частности, в США они всегда просили модели больше X5. Сейчас мы реагируем на эти пожелания", - сказал он на встрече с инвесторами в мае. "Внедорожники не ставят под угрозу наши цели по CO2", - сказал он журналистам в том же месяце, отметив, что будущие внедорожники будут оснащены гибридными приводами.

В апреле на автосалоне в Нью-Йорке BMW представила концепт X5 Edrive, который потребляет 3,8 л топлива на 100 км и может проехать 30 км только на электроприводе. Компания активно вкладывается в технологии сокращения рабочих объемов двигателей внутреннего сгорания. С прошлого года начала впервые продаваться версия кроссовера X5 с 4-цилиндровым дизельным двигателем. Новейшие технологии повышают КПД двигателей, которые потребляют все меньше топлива, говорят в компании.

BMW смогла сократить средние выбросы в Европе с 210 г CO2 на 1 км в 1995 г. до 133 г/км в прошлом году. В соответствии с правилами ЕС компания должна к 2021 г. снизить средний уровень выбросов до 100 г/км. BMW также собирается к 2020 г. сократить на 45% потребление ресурсов на производстве (к уровню 2006 г.).

X7 в некоторой степени является ответом конкурирующей Mercedes-Benz на семиместный внедорожник GL (вес 2455 кг, длина 5,1 м). В свою очередь Audi дала ход проекту дополнения линейки кроссоверов моделью Q8, еще большей, чем коренастый Q7. При этом BMW находится в невыгодном положении относительно Audi, поскольку по правилам ЕС та считается частью концерна Volkswagen, производящего большие объемы компактных моделей. Audi стремится самостоятельно достичь целевых показателей ЕС, сказала компания.

"Райтхофер был первым, кто заявил, что целевые показатели по выбросам 2020 г. могут навредить немецкому автопрому, - он имел в виду, конечно, что они могут повредить BMW", - напоминает Дюденхоффер.

Покупатели электромобилей i3 будут чувствовать себя спокойными, что их машины имеют нулевые выбросы. Но Эллингхорст из ISI не сомневается, откуда появляются деньги на финансирование разработок «зеленых» автомобилей. "За калифорнийских защитников окружающей среды заплатят китайцы [покупатели SUV]", - говорит он.