Скидки на автомобили маскируют реальное состояние европейского рынка

Не исключено, что продажи растут только за счет тактики автосалонов
Balint Porneczi
Balint Porneczi / Bloomberg

Последние данные свидетельствуют о медленном восстановлении автомобильного рынка в Европе. Однако не все автодилеры ощущают это. Один из продавцов автомобилей в салоне Ford во Франкфурте отмечает, что клиенты уходят просто так, несмотря на скидку в 20% на новый Ford Focus и даже еще более выгодные условия на модель Fiesta. «Я не знаю, откуда взялась идея, что рынок становится лучше, - говорит он. - Клиенты много говорят, но не так много покупают».

Похожие истории можно услышать во всех дилерских центрах Европы. Последние шесть лет в ЕС снижался объем продаж автомобилей. Из-за этого европейские подразделения таких автопроизводителей, как General Motors, PSA Peugeot Citroen и Fiat-Chrysler, терпели убытки на миллиарды евро. Огромные скидки на автомобили искусственно поддерживали хрупкий рынок, но это негативно сказывалось на финансовом состоянии автомобильных компаний.

Объем продаж автомобилей в Европе наконец начал расти только в конце 2013 г., и в этом году он продолжился. Но этот рост опять отчасти обусловлен снижением цен на автомобили в ущерб марже. Поэтому рост прибыли автопроизводителей не всегда идет вровень с увеличением объема продаж.

По словам исполнительного директора Hyundai Europe Аллана Рашфорта, корейская компания фокусируется на том, чтобы построить в Европе прибыльный бизнес, а не просто увеличить свою рыночную долю любой ценой. «Продажи новых автомобилей в Европе растут, хоть и в сравнении с очень низкими уровнями. Вопрос в том, насколько это органично и обусловлено тактическими действиями автопроизводителей», - отмечает он.

Ford отмечает, что продажи компании на европейском рынке год от года растут, а доля автомобилей, проданных со скидкой, при этом ниже, чем в среднем по отрасли. «В то время как мы должны быть конкурентоспособными на европейских рынках, наша стратегия по-прежнему сосредоточена на каналах продаж высокого ценового сегмента», - говорит Стивен Оделл, президент европейского отделения Ford.

Согласно данным консалтинговой компании AlixPartners, после финансового кризиса 2008 г. годовой объем продаж автомобилей в Европе сократился примерно на 4 млн единиц до 13 млн единиц. Из-за этого в среднем шесть из 10 европейских автомобильных заводов перестали быть прибыльными. Поэтому автопроизводители стали закрывать некоторые свои заводы или переориентировать их на экспорт продукции на развивающиеся рынки.

Кроме того, автодилеры в Европе часто продают автомобили корпоративным клиентам по большим скидкам. А компании, предоставляющие автомобили напрокат, покупают их по себестоимости или еще дешевле. Иногда автодилеры даже регистрируют автомобили в качестве демонстрационных образцов, чтобы только избавиться от них, продав за полцены. Такие методы особенно распространены у немецких автодилеров. По данным исследования Dataforce, доля продаж новых автомобилей частным клиентам в Германии составляет всего 36%. Немцы неохотно тратят деньги и привыкли покупать автомобили по специальным программам, которые субсидировались государством во время финансового кризиса. «Естественный спрос на рынке медленно растет, но он по-прежнему значительно ниже исторических уровней», - утверждает аналитик Dataforce.

Среди основных европейских автопроизводителей самая маленькая доля продаж частным клиентам у Opel - всего 40%, свидетельствуют данные, которые видели журналисты Financial Times. Но по словам профессора Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанда Дуденхоффера, даже частные покупатели в Германии часто приобретают автомобили со скидкой около 25%. Кроме того, согласно его исследованию, Ford, Opel и Skoda предлагают свои флагманские модели автомобилей со скидками на уровне 30%.

Перевел: Алексей Невельский