В 2013 г. продажи новых легковых автомобилей в России снизились на 5,5%
В прошлом году в России продали 2,78 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, при этом в декабре продажи, переломив тенденцию, выросли на 4%; тем не менее в 2014 г. эксперты ожидают дальнейшего сокращения продажРезультаты продаж легковых автомобилей и LCV по маркам в 2013 г.
В 2013 г. в России было продано 2,78 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 5,5% меньше, чем годом ранее, сообщил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер.
Самой популярной маркой в России осталась Lada. По данным АЕБ, продажи крупнейшего отечественного бренда снизились на 15% (до 456 309 единиц). Второй стала Renault, увеличившая продажи на 11% (210 099). На третьей позиции закончила год Kia - 198 018 (+6%). При этом продажи автомобилей марки Chevrolet снизились на 15%. Поэтому бренд опустился со второй на пятую позицию по количеству проданных автомобилей.
Тенденция последних лет на автомобильном рынке сохранилась. Продажи недорогих автомобилей падают, в то время как кроссоверов и дорогих машин - растут. По данным АЕБ, сегмент массовых автомобилей упал на 4,7% и занял 34,8% в общих продажах, а продажи компактных кроссоверов выросли на 4,8%, на них пришлось 26,8% продаж. Продажи автомобилей премиум-брендов, по подсчетам «Ведомостей», выросли на 5,5%, а доля рынка составила 5,6%. В течение года продажи двух участников «большой немецкой тройки» - Audi и BMW - только в августе показали отрицательную динамику. Рост премиум-сегмента происходит в том числе за счет их демократизации, указывает гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая, добавляя, что тенденция сохранится и в 2014 г.
Все опрошенные «Ведомостями» дилеры и автопроизводители утверждают, что проблем с затовариванием складов нет. В связи с тем что со II квартала 2013 г. рынок начал снижаться, пришлось корректировать свои программы поставок, поэтому к концу года ситуация улучшилась, говорит топ-менеджер одной из дилерских компаний.
Для автодилеров год начался с роста, но с марта рынок стал сокращаться, а с сентября темпы падения замедлились (см. график). В декабре рынок даже вышел в плюс, прибавив 14% к ноябрю и 4% к декабрю 2012 г., радуется Шрайбер. По его словам, причиной тому стало окончание госпрограммы льготного автокредитования: это подстегнуло клиентов купить автомобиль на более выгодных условиях, уверен Шрайбер.
Госпрограмма, действовавшая в 2013 г., предусматривала субсидирование из федерального бюджета части процентной ставки по кредитам, выдаваемым на покупку отечественных и импортных легковых автомобилей и LCV стоимостью до 750 000 руб. Первоначально заявлялось, что программа будет действовать до конца 2014 г., но в декабре министр промышленности Денис Мантуров объявил о ее прекращении «в связи с достижением основных задач программы по поддержанию уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей». По подсчетам «Ведомостей», в декабре было выдано 76 000 льготных автокредитов. Получается, на них пришлась почти треть всех декабрьских продаж. Активное анонсирование окончания программы дилерами и импортерами способствовало оживлению рынка в конце года, соглашается руководитель отдела розничных продаж «Авилон Фольскваген» Сергей Белогрудов. При этом спрос вырос не только на автомобили, которые напрямую подпадают под условия госпрограммы, но и на более дорогие модели, на которые импортеры стали предлагать аналогичные сниженные проценты по кредиту, указывает он.
Шрайбер надеется, что госпрограмма льготного автокредитования продлится и в 2014 г. О такой возможности в понедельник заявлял вице-премьер Аркадий Дворкович. Для большей эффективности необходимо увеличить предел стоимости автомобилей, подпадающих под программу.
АЕБ планирует подготовить соответствующие предложения для правительства, обещает Шрайбер. Впрочем, он оговорился, что пока пределы такого повышения еще не обсуждаются. На увеличение ценового порога надеются и все опрошенные «Ведомостями» дилеры.
В результате, по прогнозу АЕБ, в 2014 г. продажи новых автомобилей составят 2,73 млн штук - на 1,6% меньше, чем в 2013 г. По самому пессимистичному прогнозу, рынок составит 2,64 млн штук, по оптимистичному - 2,85 млн штук, добавил Шрайбер. В целом 2014 год будет стагнационным - предпосылок для резких скачков в сторону роста или падения не видно, соглашается Луковецкая. Этот год будет еще сложнее: автомобильный рынок стал зрелым и все основные изменения в его структуре скорее зависят от макроэкономических перемен, считает вице-президент ГК «Автоспеццентр» Владимир Моженков. Отсутствие стимулирующих спрос кредитных программ и неизбежное удорожание автомобилей из-за утилизационного сбора (все российские автопроизводители начали платить его с января) приведут к тому, что темпы развития автомобильного рынка не превысят 3-5%, рассуждает он.
Ситуация в целом будет зависеть от усилий брендов по выводу на рынок новых моделей, при этом традиционно для последних лет будет расти сегмент кроссоверов (на 20-30%) и премиум (на 10-15%), считает Луковецкая. Тенденции сохранятся - продажи иномарок будут расти (примерно на 2-3%) в отличие от отечественных брендов, уверена топ-менеджер «Рольфа». Снижение продаж отечественных брендов может быть замедлено какими-то программами поддержки, но, если состоятся обещанный запуск производства Datsun и его выход на рынок по сравнимой с «ВАЗами» цене, падение по ним будет еще более существенным, резюмирует она.