Chrysler подала заявку на IPO

Главным владельцам автоконцерна - итальянской Fiat и пенсионному фонду UAW - так и не удается урегулировать разногласия
David Zalubowski
David Zalubowski / AP

Американский автоконцерн Chrysler подал заявку на проведение первичного размещения акций. Сейчас 58,5% компании принадлежит итальянской Fiat, 41,5% - пенсионному фонду объединенного профсоюза работников автопромышленности США (UAW Retiree Medical Benefits Trust или Veba).

Сроки проведения IPO и цена размещения бумаг пока не сообщаются. Аналитики The Wall Street Journal (WSJ) говорят, что Chrysler может быть оценена в $10-11 млрд. Организатором размещения станет JPMorgan.

Заявка на IPO была подана по решению пенсионного фонда. UAW решил воспользоваться своим правом на IPO после того, как переговоры с Fiat провалились. Итальянский концерн хочет стать 100%-ным владельцем Chrysler, но не может договориться с профсоюзом о цене. Профсоюз оценил свою долю в $4,27 млрд - почти вдвое больше, чем Fiat.

Гендиректор Fiat Серджио Маркионне (также возглавляет Chrysler) ранее говорил, что хочет объединить компании в одну и после этого сделать ее публичной в I квартале 2014 г. Таким образом, Chrysler вновь может стать публичной (компания стала частной в 2007 г. после выделения из концерна DaimlerChrysler).

Fiat и пенсионный фонд на протяжении года пытались урегулировать спор и даже обратились в суд с просьбой дать справедливую оценку стоимости доли UAW. В июле суд заявил, что у него недостаточно информации и показаний экспертов для вынесения решения.

Как отмечает WSJ, действия пенсионного фонда в этом вопросе вполне оправданны - фонду необходимо быть уверенным в том, что ему удастся покрыть медицинские расходы тысяч сотрудников Chrysler, которые выйдут на пенсию.

"Они [пенсионный фонд] идут на IPO, чтобы узнать рыночную стоимость Chrysler. А затем UAW использует эту цифру в качестве основы на переговорах с Fiat", - считает Ричард Хилгерт из Morningstar Inc. (цитата по Bloomberg).

Слияние Fiat и Chrysler станет значительным шагом на пути реализации планов Серджио Маркионне. Он возглавил Fiat в 2004 г. и дал понять: он считает, что компания сможет выжить, только если найдет партнера для создания автопроизводителя такого уровня, что он сможет конкурировать с General Motors, Volkswagen и Toyota. В 2012 г. объем производства каждой из трех перечисленных компаний превысил 8 млн автомобилей, Fiat выпустила около 2 млн машин, Chrysler - 2,4 млн.

Во время спада на автомобильном рынке США в 2009 г. многие эксперты полагали, что Chrysler не сможет выдержать конкуренцию в мировых масштабах. В министерстве финансов даже думали о ликвидации компании, пока Маркионне не заключил сделку, согласно которой Fiat получила долю в 20% и оперативный контроль над Chrysler, которая была проведена через процедуру банкротства.

С тех пор Chrysler вернулась к прибыли и смогла вернуть долги правительству США, а Fiat увеличила долю до 58,5%. Но тяжелая экономическая ситуация в Европе подорвала финансовое положение Fiat и возможность быстрого выкупа оставшейся доли. Если бы не прибыли Chrysler, Fiat несла бы убытки.