Россия оказалась не готова к внедрению тахографов нового образца
Решение ввести в России тахографы нового образца оказалось поспешным – не готовы производители и регуляторы. Власти могут приостановить взимание штрафов за отсутствие новых тахографов у перевозчиковС 1 апреля в России вступил в силу федеральный закон, который обязывает отечественных перевозчиков оснащать свои машины тахографами – аппаратами, отслеживающими режим труда и отдыха водителей. Он был принят еще летом 2012 г. Одновременно с ним начали действовать поправки в КоАП, предусматривающие ответственность за отсутствие или использование неработающих тахографов. Перечень транспортных средств, на которые распространяются новые правила (грузовые автомобили более 3,5 т, а также коммерческие пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более восьми), был определен приказом Минтранса, который также вступил в силу 1 апреля. На основании всех этих документов ГИБДД начала штрафовать за отсутствие тахографов, что вызвало массу жалоб от перевозчиков, рассказывают в комитете Госдумы по транспорту.
Основной проблемой стало то, что по приказу Минтранса необходимо устанавливать тахографы нового поколения, которые имеют сертифицированные в России средства криптографической защиты информации (СКЗИ) в виде отдельного блока. СКЗИ защищают данные тахографов о режиме работы водителей от корректирования. Перевозчики жалуются на то, что времени на переход на новые тахографы было очень мало, процесс поставки и установки блока в России не отработан – приказ Минтранса был утвержден в феврале 2013 г.
Кроме того, выпуск тахографов нового образца – снабженных СКЗИ – сдерживает дефицит самих этих блоков, а также необходимость дополнительного лицензирования из-за работы со средствами криптографической защиты информации, сетует сотрудник одного из российских производителей тахографов. «Перевозчики ожидают поступления в продажу оборудования, которое удовлетворяет всем требованиям данного приказа, чтобы избежать дополнительных затрат, связанных с переоборудованием тех тахографов, которые они могут приобрести сейчас», – подтверждает руководитель автомобильного парка транспортно-логистической компании STS Logistics Игорь Богданов.
Догнать и перегнать Европу
В Европе тахографы с СКЗИ были внедрены еще в 2006 г., говорит гендиректор Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс) Минтранса Сергей Сухарев. Управление СКЗИ осуществляется только из одной точки, находящейся под контролем Евросоюза, разработка также подчинена стандартам ЕС (в частности, участвовать в разработке технических требований к тахографам могут только страны – члены ЕС), отмечает он. Российские власти, в свою очередь, «не вправе применять в своей деятельности несертифицированные в России иностранные СКЗИ и построение целостной системы контроля на основе западных технологий невозможно», добавляет он. В этой ситуации было принято решение разработать свою систему, поясняет Сухарев.
Тахографы нового поколения, которые сейчас внедряются в России, снабжены СКЗИ, системой GPS/«Глонасс», GPRS-модемом – это позволяет отслеживать не только режим труда и отдыха водителей (основная задача тахографов), но и маршрут и скоростной режим, перечисляет Сухарев. В Европе такие тахографы станут обязательными только в 2018 г., отмечает он.
В зарубежных тахографах применяется встроенное СКЗИ, в России решили сделать отдельный блок криптозащиты – такой подход облегчает процедуры сертификации изделия для производителя, позволяет использовать вместе с блоком тахографы, выпущенные за рубежом (СКЗИ могут разрабатывать только российские производители), утверждает Сухарев.
По данным ГИБДД, в России на конец 2012 г. зарегистрировано 5,7 млн грузовых автомобилей и более 900 000 автобусов, приводит данные заместитель гендиректора по техническому регулированию Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Борис Кисуленко. Оснащению тахографами подлежат примерно 2,3 млн грузовых автомобилей и 150 000 автобусов, отмечает он. По оценке Росавтотранса – до 4,7 млн шт. По требованиям «европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР), участником которого является Россия, транспортные средства, осуществляющие международные перевозки, уже оснащены тахографами, напоминает Кисуленко. Таких в России примерно 100 000 шт. «Но эти тахографы не соответствуют в полной мере требованиям, установленным приказом Минтранса России», – говорит Кисуленко. Для тех, кто уже использует тахографы, включая зарубежные, можно не менять тахограф, а только добавить блок СКЗИ, сертифицированный в России, отмечают в Росавтотрансе.
Для автопроизводителей предусмотрена возможность выбора: оснащать тахографами транспортные средства, сходящие с конвейера, либо предоставить возможность такого оснащения эксплуатанту, добавляет Кисуленко. С 2011 г. вся автобусная техника, выпускаемая группой ГАЗ, оборудуется электронными цифровыми системами контроля, рассказывает представитель группы. Например, 2070 автобусов «ЛиАЗ», поставленных в ГУП «Мосгортранс» в 2011–2012 гг., оборудованы цифровым тахографом производства VDO (Kienzle) с возможностью счета персональных карточек водителя, отмечает она. На легких коммерческих автомобилях «ГАЗ» группа обеспечивает возможность установки тахографов, добавляет представитель группы.
Дефицит производителей
В России тахографы, по данным Росавтотранса, выпускают четыре предприятия – «Штрих-М», КЗТА (входит в «Ростех»), группа «Инкотекс» и Continental VDO. Интерес к выходу на российский рынок с этой продукцией проявляют Samsung, M2M, Stoneridge, «Измеритель Смоленск», отмечают в агентстве. Единственный блок СКЗИ, который пока прошел сертификацию Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, производится ООО «Спецпроект-2», но к выпуску готовится «Штрих-М», разработку СКЗИ ведут «Орга Зеленоград» и ГК «Интек», говорят в Росавтотрансе.
Мощности КЗТА, к примеру, позволяют производить ежемесячно до 30 000 тахографов, сейчас завод ожидает поставок СКЗИ, чтобы начать выпускать тахографы, соответствующие требованиям приказа Минтранса, говорит представитель завода.
Российские тахографы без СКЗИ стоят от 23 000 руб., с СКЗИ – от 35 000 руб., а зарубежные тахографы – от 25 000 руб., говорит Богданов. Стоимость тахографа, удовлетворяющего текущим требованиям в России, с установкой будет начинаться от 45 000 руб., добавляет он. При условии, что в году в среднем 240 рабочих дней, удорожание одного дня работы автомобиля составит 187,5 руб., подсчитал он; это не приведет к существенному росту услуг крупных перевозчиков. А вот услуги мелких игроков (ИП и ООО) заметно подорожают, считает Богданов. Многие такие компании для предоставления на рынке низкой конкурентной цены на продукцию нанимают водителей со своим транспортом из регионов, которые в нарушение приказа Минтранса работают по 10–14 часов в сутки (оставшиеся восемь часов они отдыхают в своем транспорте), отмечает он. «В связи с введением тахографов небольшим перевозчикам необходимо будет привлекать к работе дополнительный персонал. А при движении в междугородном сообщении даже при наличии второго водителя в автомобиле время нахождения автомобиля в пути может увеличиться с трех до шести дней, – указывает Богданов. – При этом время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух водителей), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%».
В целом приказ Минтранса, с одной стороны, позволит сократить количество ДТП, связанных с усталостью водителей, с другой – существенно сократит на рынке количество игроков, которые могут предоставить низкие тарифы на транспортировку, что приведет к общему удорожанию услуг. «Возмещать данное увеличение, к сожалению, придется покупателям в магазинах», – замечает Богданов.
В Росавтотрансе напоминают, что по приказу Минтруда с 12 декабря 2012 г. Фонд социального страхования может компенсировать расходы на установку тахографов (включая сам тахограф, блок СКЗИ, карты) на сумму, равную 20% взносов в фонд за предыдущий год.
Пауза для штрафов
В мае ФАС сообщила о возбуждении дела в отношении Минтранса, усмотрев в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
Утвержденные Минтрансом требования к тахографам могут ограничить круг их производителей и исключают возможность оснащения транспортных средств тахографами, произведенными до 1 апреля 2013 г., вне зависимости от их функциональных характеристик, говорится в сообщении службы: «Более того, возможности участников рынка по производству тахографов напрямую будут зависеть от наличия доступа к СКЗИ, которые на сегодняшний день имеет возможность производить только одна компания-монополист».
Комментируя сообщение ФАС, Сухарев заметил, что Минтрансом утверждены общие, унифицированные требования к тахографам нового поколения – «ни о каких конкретных конструктивных особенностях или определенных моделях приборов речи не идет». Он добавил, что кроме Минтранса в разработке требований участвовали Минэкономразвития, Минпромторг, МВД и ФСБ, а также российские и европейские эксперты в области тахографического контроля. «Проект приказа прошел общественные слушания и процедуру оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития. Требования, прописанные в приказе, абсолютно прозрачны – любой производитель, обладающий технологической базой, может подать заявку на сертификацию», – подчеркивает Сухарев. Он отметил, что Минтранс «полностью поддерживает расширение списка производителей и создание полноценного конкурентного рынка тахографов».
На днях в Госдуму был внесен и одобрен в первом чтении законопроект с поправками в КоАП, приостанавливающий на год действие штрафов за отсутствие тахографов. Минтранс полностью поддерживает этот законопроект и «благодарен депутатам, которые учли инициативу Минтранса, ранее обратившегося в МВД с просьбой не штрафовать водителей за отсутствие тахографов», говорит Сухарев. Штрафы не должны взиматься без разработанного порядка оснащения транспортных средств тахографами нового поколения – такова позиция Минтранса, подчеркивает Сухарев. Данный порядок Минтранс планирует утвердить летом 2013 г. В нем помимо прочего будет прописано, что модернизацию уже установленных тахографов необходимо провести до 2015 г.
Представитель ГИБДД не смог сказать «Ведомостям», сколько всего было выписано штрафов за отсутствие тахографов. Собеседники «Ведомостей» среди перевозчиков рассказали о единичных случаях, когда выписывали штрафы водителям большегрузных автомобилей, работающим внутри России (все автомобили, используемые на международных маршрутах, снабжены тахографами).
По оценке Сухарева, для массового внедрения системы тахографического контроля в России потребуется не менее года. По его мнению, основным сдерживающим фактором является дефицит стоянок для отдыха водителей. «Минтранс готовит план мероприятий, направленных на создание достаточной инфраструктуры стоянок», – добавляет он.
По мнению председателя комитета Госдумы по транспорту, президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгения Москвичева, необходимо определить переходный период для обязательного использования тахографов в 2–3 года, чтобы подготовить производство всех необходимых элементов нового тахографа, сертифицировать их по европейским стандартам, создать инфраструктуру для установки тахографов, а правительству – провести разъяснительные встречи с перевозчиками, переговоры с отечественными и зарубежными производителями о возможности установки тахографов нового образца на выпускаемых ими машинах, чтобы потом не возникали проблемы с гарантией.
Европа внедряла цифровые тахографы (вместо аналоговых) шесть лет, трижды переносила сроки, приводит пример Москвичев. Причем в ЕС в итоге было решено, что новыми тахографами необходимо комплектовать только новые, серийно выпускаемые транспортные средства, а тем грузовикам, которые уже находятся в эксплуатации, разрешить использовать аналоговые тахографы до списания машин, добавляет он.
По мнению Москвичева, категории транспортных средств, которые должны быть снабжены тахографами в России, нужно скорректировать с учетом статистики аварийности. Тахографы нужно устанавливать только на машины, работающие на межрегиональных маршрутах, убрать из этого списка сельхозмашины, считает он.
Но главная проблема в сфере коммерческих грузоперевозок в России – отсутствие лицензирования этой деятельности, считает Москвичев. По его словам, комитет Госдумы по транспорту планирует осенью 2013 г. внести на рассмотрение соответствующий законопроект, как это уже сделано в сфере пассажирских перевозок.