Fiat планирует полностью выкупить Chrysler и провести IPO

Акции объединенной компании разместят в США; но для начала Fiat надо договориться о выкупе 41,5% акций Chrysler у профсоюза, который оценивает долю в $4,3 млрд (Fiat – в $1,75 млрд)
D.Zalubowski
D.Zalubowski / AP

Итальянский автомобильный концерн Fiat разрабатывает план по полному выкупу Chrysler Group, а затем хочет провести IPO акций объединенной компании в США, говорят источники, знакомые с ситуацией. Финансирование сделки по выкупу 41,5% акций Chrysler у UAW Retiree Medical Benefits Trust, фонда медицинского обслуживания Объединенного профсоюза работников автомобильной промышленности, автоконцерн обсуждает с группой банков, среди которых JPMorgan Chase, Bank of America Merrill Lynch и Deutsche Bank.

Fiat оценивает долю Chrysler, принадлежащую UAW, в $1,75 млрд, сам фонд — в $4,27 млрд, спор будет решен в суде, слушания должны начаться в четверг. В Fiat от комментариев отказались.

IPO вновь сделает Chrysler публичной (компания стала частной в 2007 г. после выделения из концерна DaimlerChrysler).

Завершение слияния Fiat и Chrysler станет значительным шагом на пути реализации планов Серджио Маркионне. Он возглавил Fiat в 2004 г. и дал понять, что считает, что компания сможет выжить, только если найдет партнера для создания автопроизводителя такого уровня, что он сможет конкурировать с General Motors, Volkswagen и Toyota. В 2012 г. объем производства каждой из трех перечисленных компаний превысил 8 млн автомобилей, Fiat выпустила около 2 млн машин, Chrysler — 2,4 млн. Недавно General Motors и Volkswagen объявили о планах осуществить миллиардные капиталовложения в развитие производства в Китае, и необходимость наращивать масштабы производства для Fiat и Chrysler стала еще более актуальной.

Во время спада на автомобильном рынке США в 2009 г. многие эксперты полагали, что Chrysler не сможет выдержать конкуренцию в мировых масштабах. В министерстве финансов даже думали о ликвидации компании, пока Маркионне не заключил сделку, согласно которой Fiat получила долю в 20% и оперативный контроль над Chrysler, которая была проведена через процедуру банкротства.

С тех пор Chrysler вернулась к прибыли и смогла вернуть долги правительству США, а Fiat увеличила долю до 58,5%. Но тяжелая экономическая ситуация в Европе подорвала финансовое положение Fiat и возможность быстрого выкупа оставшейся доли. Если бы не прибыли Chrysler, Fiat несла бы убытки.

Полное слияние могло бы помочь Fiat, которая сейчас ограничена в доступе к средствам Chrysler условиями долговых соглашений последней. Объединенной компании было бы проще рефинансировать долги и преодолеть ограничения, а размещение акций в США стало бы дополнительным источником финансирования, говорят люди, знакомые с ситуацией.

Маркионне надеется завершить процесс слияния к 2014 г., несмотря на то что еще придется преодолеть разногласия с UAW. Для финансирования сделки Fiat, вероятно, придется полагаться на собственные и заемные средства. У компании есть непрофильные активы, но вряд ли за счет их продажи удастся финансировать сделку.

По состоянию на конец года запас денежных средств и ликвидных активов Fiat (не включая Chrysler) составлял $14,45 млрд — достаточно, чтобы выкупить у UAW долю в Chrysler. Но использование этих средств может привести к понижению долгового рейтинга Fiat и, соответственно, росту стоимости заимствований. Осведомленный источник говорит, что Маркионне может пойти на этот риск. «Мы изучаем все возможности, но никакое решение не может быть принято, пока неизвестна точная стоимость доли», - добавляет источник.

Если сделка будет завершена, размещение акций объединенной компании в Нью-Йорке поможет привлечь средства и будет способствовать восприятию компании инвесторами как американской, а не европейской. Филипп Ушуа, аналитик лондонского UBS, полагает, что такой шаг имеет смысл. «Формально вы получите компанию, больше похожую на Ford, чем на [альянс] Renault-Nissan. Если вы посмотрите на структуру сейчас, то увидите хорошего ребенка при проблемном родителе, что может угрожать перспективам компании. Если, наоборот, Fiat станет подразделением Chrysler, с объединенной компанией будет проще иметь дело», - считает Ушуа.

Пока неизвестно, сохранит ли Fiat листинг в Милане — Маркионне против отдельного размещения акций Fiat и Chrysler. Но окончательное решение по размещению акций еще не принято и будет зависеть в том числе от готовности семьи Аньелли (основатели Fiat) пойти на размывание их доли, которая сейчас составляет 30,05%.

Перевела Надежда Дмитриенко