Suzuki Jimny и Grand Vitara: Японский малый
Корреспондент «Пятницы» выяснил плюсы и минусы езды по козьим тропам«Ты не мог бы держаться поближе к машине перед нами, чтобы она нам подсвечивала дорогу? – озабочено просит меня напарник. – Так как-то спокойнее...»
Мы замыкаем колонну маленьких внедорожников Suzuki Jimny, которая козьими тропами пробирается по предгорьям Балкан, недалеко от хорватского Сплита. Пока карабкались наверх, стемнело. GPS-навигатор теперь бесполезен и давно перекочевал со стекла в бардачок – ему неведомы эти дорожки, к тому же он отваливается от стекла всякий раз, когда машина подпрыгивает на крупных камнях и кочках. Изо всех сил цепляюсь за руль, отрываюсь, только чтобы сменить передачу. Автомобиль кидает на очередной кочке, инструктор в головной машине велит включить пониженную передачу 4WD-L и заклинает ни в коем случае не останавливаться в глубоких лужах перед крутым подъемом.
Фары упираются в землю, потом «ищут самолеты» в небе. По ощущениям, пониженная сейчас Jimny ни к чему. Можно и в луже притормозить, чтобы потом победоносно вскарабкаться на травяной холм.
На самом деле Jimny на бездорожье способен на многое. Надо только усвоить ряд правил: например, не садиться за руль в крупной обуви, потому что расстояния между педалями сделаны в масштабе машины. Еще: заднее сиденье предназначено для сумок, а не для людей, кулисой при включении пятой и задней легко травмировать колено переднего пассажира и, наконец, никогда не надо разгоняться на нем до максимальной скорости.
В Suzuki обновили оба внедорожника – не только Jimny, но и Grand Vitara. У маленького новые капот и общее оформление передка, у большого – передняя часть и начинка салона, включая встроенный навигатор Garmin с тачскрином. В таком виде им теперь предстоит дотянуть до настоящей смены поколений в 2016 году. Сейчас, объяснили нам в компании, конструкторы и дизайнеры полностью поглощены запуском новых моделей. В ближайшие пять лет компания собирается выпускать в год по одной новой машине. Первым в конце следующего года появится кроссовер на базе концепта S-Cross, представленного осенью на автосалоне в Париже. Этот паркетник длиной 4,3 м уже не способен на подвиги рамного самурая Jimny и будет чуть меньше Grand Vitara. Подключаемый автоматически полный привод станет опцией, а технически он будет близок к кроссоверу SX4 и седану Kizashi.
При свете следующего дня мы проходим горную трассу на Vitara, но уже без экстрима и козьих троп. Подвеске большого Suzuki все же недостает бесконечной энергоемкости пружин Jimny, крупные камни отдаются в руле мелкой дрожью, чего совершенно не было в самурай-джипе с его цельными мостами.
Сначала нам достался дизель, который японцы, к сожалению, никак не хотят пускать в Россию: сомневаются в качестве нашей солярки. Возможно, дизели привезут в Россию для нового S-Cross, и они будут уже современные, итальянские (свои Suzuki не выпускает). Старый мотор Renault 1,9 л шумит, будто в каждый цилиндр добавили сушеного гороха, зато легко и непринужденно вытягивает массивную Vitara на гравийные подъемы без блокировок и пониженных передач.
Неожиданно хвост колонны встает в начале крутого подъема. Одна из машин заглохла, руль заклинило, замок зажигания заблокирован. Заглохшую Vitara приходится кое-как скатывать по кривой на ровное место. Причина неисправности довольно быстро обнаруживается на заднем сиденье в кармане куртки водителя: транспондерный ключ, «потерянный» иммобилайзером машины. Его место – только в лотке между сиденьями, иначе машина решает, что ее угнали, хотя и не предпринимает никаких действий, пока находится в движении. Когда коллега неудачно переключил передачу на подъеме, мотор заглох и компьютер заблокировал систему. Как только ключ-брелок вернулся в центр пассажирского салона, мы снова полезли в гору.
Сменили дизельную версию на бензиновую – и наконец услышали тишину в салоне. Правда, звукоизоляция в обновленной версии внедорожника не улучшилась: слышно и шуршание шин, и рев мотора при обгоне на узком приморском шоссе. 2,4-литровый атмосферник неожиданно слабо реагирует на газ даже при понижении передачи: вместо третьей приходится экстренно перетыкать вторую, и только так удается разойтись со встречным автобусом.
Горный экстрим и езда в колонне не вызывают стадного чувства, но при этом учат нас не отрываться от коллектива. Ровно в той мере, чтобы при нас осталась та самобытность, которую пока удалось сохранить маленьким японским внедорожникам.