Как отечественные автопроизводители готовятся к потенциальному кризису
Отечественные автозаводы и производители автокомпонентов, бизнес которых подкосил кризис 2008 г., придумали, как минимизировать последствия нового экономического спада. Если он наступит, они уже подстраховались: создают автомобильные и автокомпонентные альянсы с иностранцами, продают и сдают им в аренду простаивающие производственные площадкиВ Нижегородской области, по данным областного минпрома, сейчас работает около 200 производителей автокомпонентов. «Создание одного среднестатистического автокомпонентного производства дает области от 100 до 500 новых рабочих мест. Общие налоговые поступления в областной бюджет могут исчисляться десятками миллиардов рублей в год», – говорит аналитик БКС Богдан Зыков.
Импортное дороже. 46,9%
доля первичного рынка производства автокомпонентов и запчастей в России в этом году (объем рынка – $18,14 млрд, что на 58,6% больше, чем в 2011 г.), по прогнозам агентства «Автостат». Объем вторичного рынка – $20,58 млрд (+15,8%), говорит аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Рост рынка он объяснил изменением структуры производства легковых автомобилей в России в пользу иномарок, компоненты и запчасти к которым изначально более дорогие
Ожидание очередной волны кризиса притормозило продажи автомобилей и автокомпонентов. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев в стране было продано 2,681 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 12% больше по сравнению с таким же периодом прошлого года (см.диаграммы и таблицу). Однако в последние месяцы спрос на машины упал. Пик продаж пришелся на август и стал рекордным за всю историю страны. Тогда, подсчитали аналитики АЕБ, россияне купили 258761 легковой автомобиль и LCV (рост на 15%). Но уже в октябре продажи выросли лишь на 5% до 253732 машин, а в ноябре – всего на 0,3% до 240322.
«Несмотря на это, суммарный рост рынка за все предыдущие месяцы года позволяет прогнозировать, что в целом по итогам 2012 г. будет продано не менее 2,9 млн пассажирских и легких коммерческих автомобилей», – считает председатель автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. При этом иномарки демонстрируют более высокую динамику продаж в России: в 2011 г., по данным агентства «Автостат», их реализовали почти 1,1 млн, прогноз на этот год – свыше 1,3 млн (рост на 18,1%).
На фоне падения спроса на машины выглядит логичным и замедление темпов роста продаж автокомпонентов в России, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В 2011 г., по его данным, российский рынок автокомпонентов и запчастей вырос на 32,6% до $38,7 млрд, а в этом году, как ожидается, увеличится лишь на 8% до $41,8 млрд (см.врез).
Впрочем, в ближайшие годы российский рынок автокомпонентов и запчастей продолжит расти, уверен Удалов. По его мнению, этому будут содействовать два фактора: общее увеличение автопарка в стране и рост уровня локализации производимых здесь иномарок.
По условиям новых соглашений о режиме промышленной сборки автомобилей (дает льготы по ввозу комплектующих), которые заключили крупнейшие иностранные автопроизводители, работающие в стране, уровень локализации должен составить 60% (по старым условиям – 30%), напоминает Удалов. Среди других требований – комплектация 30% производимых в России иномарок выпускаемыми здесь же двигателями (или КПП) и выход на общий объем производства в 300000–350000 машин в год.
Поволжский кластер
Сейчас автомобильные и автокомпонентные кластеры в Поволжье сосредоточены в Самарской, Нижегородской, Ульяновской областях и в Татарстане. Это 45% общероссийского объема продаж автозапчастей и автокомпонентов, говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
Из 260 российских и зарубежных поставщиков комплектующих «АвтоВАЗа» 111 предприятий (42,7%) работают в Самарской области. В начале года их было 109. По данным областного правительства за 10 месяцев, доля автомобильного кластера в промышленности области – 28,2%. За этот период, по данным областного минфина, в консолидированный бюджет области от предприятий, основным видом деятельности которых является производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, поступило 1,427 млрд руб. (на 13,6% больше, чем за тот же период 2011 г.). В целом это 5,4% от всех налогов бюджета.
Нижегородская группа «Автокомпонент» в феврале открыла промышленную площадку по производству деталей интерьера в Тольятти. Поставлять продукцию компания будет на «АвтоВАЗ», Renault, Nissan, GM. Ранее 75% комплектующих «Автокомпонент» поставлял ГАЗу. В этом году тольяттинская площадка выпустила 70 наименований изделий на более чем 400 млн руб. На своем нижегородском заводе компания выпускает зеркала заднего вида, панели приборов, отопительные системы, климат-контроль, рулевые колеса. В производстве автокомпонентов ГК сотрудничает с испанской Ficosa (производство зеркал), французской Faurecia (производство деталей интерьера и экстерьера), австрийской Engel (производство технологического оборудования для производства деталей из полимеров).
Совместные планы
В следующем году правительство Самарской области прогнозирует увеличение объемов производства «со смещением структуры поставок в сторону заказов продукции локализованных иностранных производителей и совместных предприятий», сообщила пресс-служба правительства. По мере выполнения иностранными автопроизводителями условий режима промсборки будут увеличиваться их объемы производства в России и уровень локализации, а это приведет к росту числа игроков на российском рынке автокомпонентов, в том числе в форме СП, уверен и Удалов из «Автостата».
На следующий год запланировано открытие производств нескольких изготовителей автокомпонентов – резидентов ОЭЗ «Тольятти». Это «Эдша Тольятти» («дочка» немецкой Edscha собирается производить петли капота, багажника, дверей и др.), TPV-Rus (сиденья) и «Рулевые системы» (системы рулевого управления для легковых автомобилей). В ноябре резидентами ОЭЗ «Тольятти» стали ООО «Джей ви системз» – подразделение СП «Джи эм – АвтоВАЗ», которое займется производством кузовных деталей. ООО «Сано Волга» (дочерняя структура японской Sanoh) планирует наладить за 784 млн руб. выпуск автокомпонентов для тормозных и топливных систем автомобилей, потребители – «АвтоВАЗ», «Джи эм – АвтоВАЗ», Renault-Nissan, Volkswagen. ООО «Мубеа компоненты подвески Русь» (дочерняя структура немецкой корпорации Mubea) собирается организовать производство пружин подвески, инвестиции – 717 млн руб., заказчики – Ford Sollers, «Джи эм – АвтоВАЗ», Renault-Nissan, Volkswagen, ГАЗ.
Собираются развиваться совместные предприятия в Нижегородской области и Татарстане. В этом году группа ГАЗ и немецкая Bosal создали на мощностях Горьковского автозавода СП по производству систем выпуска отработанных газов (СВОГ– выхлопная труба, глушитель, нейтрализатор), продукции стандарта «Евро-4». Инвестиции в проект – около 200 млн руб. Продукцию СП планируется использовать для модернизированной «Газель-бизнес» и при контрактной сборке авто иностранных брендов. А СП со шведским производителем деталей крепежа Bulten (подписано соглашение о его создании) будет заниматься разработкой и производством деталей крепежа для ГАЗа, сторонних предприятий автопрома и других отраслей.
С декабря на промплощадке Горьковского автозавода начался выпуск автомобилей Skoda Yeti по полному производственному циклу. Восьмилетнее соглашение о контрактной сборке в Нижнем Новгороде 110000 автомобилей Skoda и Volkswagen в год Volkswagen Group Rus и группа ГАЗ подписали в 2011 г. Крупноузловую сборку Skoda Yeti запустили на ГАЗе в ноябре прошлого года.
К сборке Jetta в Нижнем Новгороде Volkswagen планирует приступить весной 2013 г., Octavia – с июня 2013 г., рассказал сотрудник пресс-службы Volkswagen Group Rus.
По планам в следующем году в Нижнем Новгороде намерены собрать около 13000 автомобилей Skoda Yeti. Не менее 30% машин российской сборки будут оснащаться двигателями либо коробками передач, изготовленными в России.
Планирует развиваться и СП татарстанского «Камаза» – ООО «ЦФ Кама» (создано в 2005 г. совместно с германским концерном Zahnrad Fabrik). Пока оно производит ежегодно свыше 20000 коробок передач и уже подписано соглашение по увеличению мощностей до 89000 КПП в год.
Сам «Камаз» в этом году увеличил объемы производства не только грузовиков, но и запчастей, которые завод поставляет своим дилерам, сервисным центрам и корпоративным потребителям. По словам директора по связям с общественностью «Камаза» Олега Афанасьева, за 11 месяцев завод выпустил запчастей почти на 13 млрд руб. (плюс 10% к объемам 2011 г.).
По данным пресс-службы, продажи грузовиков «Камаз» выросли за девять месяцев на 13% до 29200 (с конвейера сошла 31000). 60% продаж совершено через дилерскую сеть.
Для Ford Sollers в татарстанской ОЭЗ «Алабуга» компания «Джошкоунз Алабуга» (ее учредила турецкая Coskunoz) будет выпускать кузовные детали. Компания собирается инвестировать 2,29 млрд руб. В планах самого Ford Sollers на следующий год – переход от крупноузловой сборки кроссоверов Ford Explorer и Ford Kuga к полному циклу производства.
Через парки
«Соллерс» в этом году заявила о создании на мощностях своего Заволжского моторного завода (ЗМЗ) индустриального парка производителей автокомпонентов. Таким образом компания компенсирует свои потери от снижения объемов производства для ГАЗа. При плановой годовой мощности компании в 250000 двигателей год назад завод выпустил 997 двигателей. По мнению гендиректора и совладельца «Соллерса» Вадима Швецова, в ближайшие два-три года ЗМЗ сумеет привлечь 20–25 крупных компаний. Это, по словам Швецова, встраивается в стратегию всего холдинга: локализация комплектующих для СП Sollers с Ford и других автопроизводителей.
На промплощадке ЗМЗ уже работают несколько зарубежных компаний – «Дайдо металл Русь» (принадлежит японской Daido Metal Co., производитель подшипников скольжения), шведская Trelleborg Automotive (производство фантивибрационных компонентов), немецкая Leoni (производство проводов, кабелей и оптоволокна для автомобильной промышленности). В сентябре на ЗМЗ пришла и немецкая компания Flaig+Hommel (выпускает крепежные элементы для машин). «Идея создания индустриального парка на базе ЗМЗ – мера вынужденная и антикризисная, но логичная и эффективная», – полагает старший аналитик ФГ БКС Игорь Краевский.
«Иностранные производители принесут средства и технологии, что увеличит конкурентоспособность российской продукции», – считает Шенк. Через свой технопарк «Кип-мастер» «Камаз» также оперирует освободившимися площадями, санирует их и предоставляет в аренду производителям компонентов, и не только, рассказал Афанасьев. По его словам, на сегодняшний день все пустующие площади заняты.
Индустриальный парк собираются открыть и на базе Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ, Ульяновская обл., входит в «Объединенные автомобильные технологии»). По данным правительства Ульяновской области, на димитровградской площадке уже созданы ООО «ДААЗ штамп», ООО «Димитровградский завод алюминиевого литья», ООО «Автосвет» и ООО «Климатические системы».