Владельцев дорогих автомобилей избавили от налога на роскошь как минимум в 2013 г.
Владельцам мощных автомобилей не придется в 2013 г. платить транспортный налог на роскошь – соответствующие изменения, концептуально одобренные правительством, не успели принять до 1 декабря. Тем временем президент Владимир Путин согласился с постепенной отменой транспортного налогаВсе изменения налоговых ставок, увеличивающие бремя, должны быть приняты и опубликованы не позднее 1 декабря перед годом вступления поправок в силу. Изучив все изменения в Налоговый кодекс, опубликованные до субботы, «Ведомости» не обнаружили поправок по транспортному налогу, сильно увеличивающих нагрузку на владельцев автомобилей мощностью свыше 410 л.с.
Налог на сверхпотребление для дорогих машин и недвижимости (см.врез) требовал ввести президент Владимир Путин, в том числе в предвыборных статьях. Это должно было стать частью налогового маневра – сокращение нагрузки на производство за счет роста нагрузки на потребление. Летом Минфин согласовал соответствующие поправки в Налоговый кодекс и внес их в правительство. По ним с 2013 г. для автомобилей с двигателем от 410 л.с. и выпущенных после 2001 г. ставка повышается с 15 до 300 руб. за каждую силу, для мотоциклов и мотороллеров от 150 л.с. – с 5 до 25 руб. Налог планировали увеличить и на водные транспортные средства: для катеров и яхт свыше 300 л.с. – с 20 до 100 руб. и с 40 до 200 руб. соответственно, для гидроциклов свыше 150 л.с. – с 50 до 250 руб. Фактические ставки могли быть еще выше: у регионов есть право повышать их в 10 раз.
Для Москвы это решение было эквивалентно увеличению налога на самые мощные автомобили вдвое. Так, для последней модели BMWM5 (560 л.с.) новый налог составил бы 168000 руб. При этом город мог бы повысить его еще в 10 раз, тогда как действующая ставка была на максимуме (150 руб. за 1 л.с., или 84000 руб. для BMWM5).
Новые ставки должны были коснуться примерно 20000 автомобилей, из которых 7000 находятся в Москве и 1000 – в Московской области, говорил замминистра финансов Сергей Шаталов. Среди них Maybach, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Bentley, Aston Martin, Rolls Royce, Chevrolet Corvette, а также шестилитровые Mercedes и некоторые BMW седьмой серии. Шаталов ожидал, что новый налог принесет до 3 млрд руб. Для сравнения: общие сборы транспортного налога в 2011 г. – 83,2 млрд руб.
Федеральный чиновник, участвовавший в обсуждении проекта, подтверждает, что поправки не внесены в Госдуму, а находятся в правительстве, что означает невозможность введения налога с 2013 г. Причин, почему его не внесли, он не знает. Проект поправок в правительстве одобрили летом, но они так и не были внесены, говорит зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин: после выборов забыли про обещания и в комитете этот вопрос не поднимался. По его мнению, задержка может быть связана со спорами по поводу транспортного налога.
Наталья Тимакова, пресс-секретарь председателя правительства, вчера вечером затруднилась прокомментировать, почему поправки не были внесены.
Отмена транспортного налога обсуждалась вместе с увеличением акцизов с 2011 г. на 1 руб. в год в пересчете на литр топлива. Но налог не отменили, а лишь снизили базовую ставку вдвое, после чего нагрузка почти не изменилась, так как регионы могли по-прежнему повышать ее в 10 раз. В прошлую пятницу во время встречи Путина с лидерами парламентских фракций вернуться к идее отмены налога и переноса его в стоимость топлива попросили руководитель фракции «Единой России» Владимир Васильев и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Путин согласился, что нужно стремиться к переносу налога в акциз, но сказал, что пока Россия к этому не готова. Отменять налог не стали по просьбам губернаторов, которые боялись, что обесточат их доходы, объяснил Путин: акцизы же сложно распределяются между регионами (в зависимости от количества техники и протяженности дорог. – «Ведомости»). С произведенного в России топлива собирается примерно столько же акцизов (81,7 млрд руб., 2011 г.), сколько и собирается транспортного налога. По данным за 2011 г., поступления от транспортного налога составили в среднем 1,5% собственных (без учета межбюджетных трансфертов) доходов консолидированных региональных бюджетов, говорит старший аналитик Standard & Poor's Карен Вартапетов: максимальную долю в собственных доходах налог составил в Московской, Вологодской, Новгородской, Владимирской областях (около 3%). В собственных доходах Москвы и Санкт-Петербурга – 1 и 1,8%. Начиная с 2012 г. транспортный налог полностью поступает в региональные дорожные фонды и может тратиться только на ремонт и строительство дорог, напоминает он: но в отличие от акцизов регионы имеют полномочия по изменению ставки налога, т.е. некоторую степень автономии.