Штраф за вождение в нетрезвом виде могут поднять до стоимости автомобиля

На совещании у премьер-министра Медведева предложено ужесточить уголовную ответственность для виновников ДТП, а также ввести обязательное наркологическое тестирование для сдающих на права
Дмитрий Медведев/ М. Климентьев/ РИА Новости

"Всем привет от медиков!" - так премьер-министр Медведев начал сегодняшнее совещание по безопасности дорожного движения, на которое он прибыл после всероссийского съезда врачей. На совещании чиновники обсуждали, как бороться с вождением в нетрезвом виде. Обсуждение темы идет волнами, признал Медведев: происходят резонансные трагедии, поднимается волна народного гнева, но потом внимание ослабевает.

По итогам совещания предложено ввести штрафы за вождение в нетрезвом виде, равные стоимости автомобиля нарушителя на рынке соответствующего региона, сообщил журналистам первый вице-премьер Игорь Шувалов. Будет ли сумма штрафа фиксированной величиной или будут предусмотрены расчетные параметры для каждого региона, еще не решено. Сейчас максимальный штраф - 5000 руб.

Также, отметил Шувалов, за вождение в нетрезвом виде предлагается лишать прав на срок до трех лет. Повторное нарушение повлечет уголовную ответственность и более длительный срок лишения прав, но пожизненно лишать прав не будут. "Должна быть возможность искупить свою вину", - пояснил первый вице-премьер.

Сейчас уголовная ответственность тоже предусмотрена: максимальный срок - девять лет, причем нижнего предела нет, вместо этого за умышленное управление транспортным средством в нетрезвом виде, повлекшее гибель двух и более лиц, должно быть предусмотрено от пяти до 15 лет лишения свободы.

По словам Шувалова, предлагается сделать медицинское освидетельствование обязательным. Все участники совещания согласились, что допустимое содержание промилле алкоголя в крови водителей должно остаться нулевым.

На совещании был поднят вопрос увеличения штрафов и за другие опасные нарушения. Так, штраф за скорость выше 120 км/ч в городе может составить 50 000 руб. Должны вырасти штрафы за передвижение на красный свет светофора и нарушение правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов.

Все эти предложения должны быть доработаны в течение трех недель, сказал Шувалов, после этого они будут внесены в Госдуму. Основные меры должны быть утверждены до конца года.

На этот раз правительство и Госдума обратили внимание на борьбу с вождением в нетрезвом виде после трагедии в Москве на Минской улице, когда по вине пьяного водителя погибли пятеро детей и двое сопровождавших их взрослых. В крови водителя, 29-летнего Александра Максимова, обнаружено 2,78 промилле алкоголя и следы употребления марихуаны, сообщила на этой неделе пресс-служба ГУ МВД. Сейчас Максимову грозит до девяти лет лишения свободы.

"Нет никаких тормозов абсолютно!" - возмущался Медведев. После аварии ГИБДД провела рейд, и за неделю в Москве были пойманы 1300 пьяных водителей, 11 из них повторно, а один - в двадцатый раз. "Почему этот человек до сих пор за рулем?" - прокомментировал премьер. Это вопиющий пример безнаказанности и отсутствия сдерживающих факторов. В случае с пьянством за рулем "на государство пальцем не покажешь", отметил премьер, но когда человек столько раз уличен в правонарушении, возникают вопросы и к правоохранительным органам.

Предложений по ужесточению наказаний для нетрезвых водителей сейчас много, заметил Медведев, но должны не просто вырасти штрафы - должен меняться сам подход.

Чтобы не допустить за руль тех, кто регулярно принимает наркотики, будущие водители для получения прав должны будут не просто представить справку о том, что не состоят на учете в наркологическом диспансере, а пройти наркологическое тестирование. Если оно выявит следы употребления наркотиков, пройти тест повторно можно будет только через полгода, рассказала председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая.

Нужно заниматься и образованием будущих водителей, призвал Медведев. "Все можно втолковать", - заметил он. Программы для школьников обязательно должны развиваться, нужно развивать и систему обучения вождению, призвал премьер: сейчас у автошкол нет нормальных площадок, никто не занимается подготовкой инструкторов. За год водителями со стажем до трех лет совершается почти 1500 правонарушений, привел статистику замминистра внутренних дел Виктор Кирьянов.

В 2004-2010 гг. аварийность в целом и по вине пьяных водителей в частности неуклонно снижалась. Если восемь лет назад 10,3% ДТП было спровоцировано пьяными водителями, на эти аварии пришлось 10,6% погибших и 12,1% раненых, то в 2010 г. цифры снизились до 5,9, 7,4 и 6,9% соответственно. А в прошлом году число ДТП вновь стало расти.

По данным ГИБДД, всего за прошлый год количество ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения, выросло на 3,4% (12 252). Из них каждое пятое (2617) совершалось автомобилистом, лишенным прав на управление автомобилем либо их не имеющим.