Госдума вводит утилизационный сбор на автомобили

Smartmoney
Smartmoney

Госдума на заседании в пятницу приняла в первом чтении поправки в законы «Об отходах производства и потребления» и «О безопасности дорожного движения», предполагающие введение в России утилизационного сбора для производителей и импортеров легковых и грузовых автомобилей. Если до конца сессии депутаты примут документ в трех чтениях, он вступит в силу с 1 августа 2012 г.

Импортеры должны будут выплачивать сбор за ввозимые в Россию автомобили таможенным органам до выдачи ПТС, а местные производители – до государственной регистрации автомобилей. Физлицам придется платить за утилизацию, только если они сами ввозят иномарку в Россию, объясняют разработчики документа. С автомобилей, ПТС на которые будет выдан до вступления закона в силу, сбор не возьмут.

Законопроект также освобождает от сбора производителей, «принявших на себя добровольные гарантийные обязательства по безопасной утилизации выпускаемых ими транспортных средств». Предполагается, что этой льготой смогут воспользоваться все российские производители.

Порядок уплаты сбора, а также его размеры должно установить правительство после принятия законопроекта. По предварительно обнародованным данным Минпромторга и Минэкономразвития, сбор за новую легковую машину может составить от 20 000 руб. до 45 000 руб., за грузовую – от 150 000 руб. до 400 000 руб. «Коэффициент утилизационной трудоемкости» для легковых автомобилей с объемом двигателя не более 1,3 л составит 0,5, то есть величина сбора будет 10 000 руб., уточняет «Прайм». Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 л — 1, а свыше 3,5 л — 3,5-3,6. В отношении подержанных автомобилей будут применяться повышенные коэффициенты, которые могут увеличить размер сбора в четыре раза.

Чиновники признавали, что утилизационный сбор должен оградить российский автомобильный рынок от потока автомобилей с непонятной историей, который может хлынуть в страну после вступления в ВТО. Условия вступления в ВТО предусматривают, что уже в этом году пошлина на подержанные иномарки возрастом три-семь лет должна упасть с 35 до 25%, а еще через семь лет — до 20%. Специфическая ставка снизится с 1,2-2,8 евро за 1 куб. см двигателя до 0,7-1,6 евро, объяснял ранее «Ведомостям» руководитель российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков. Производители автомобилей, успевшие построить в России свои заводы, опасались, что после открытия границ Россию могут наводнить подержанные иномарки и продажи бюджетных автомобилей местного производства упадут на 20%. Прежде всего это ударит по «АвтоВАЗу», но пострадают и иностранные бренды, говорил ранее гендиректор Renault в России Бруно Анселен.

Введение сбора существенно повлияет на цену импортных моделей, считает вице-президент ассоциации РОАД Дмитрий Гулин. Одновременно с этим сбор простимулирует продажи автомобилей, произведенных в России, отмечает он. Покупатели заметят введение утилизационного сбора, так как производители поднимут цены на импортные модели, согласен президент группы «Фаворит моторс» Владимир Попов. С ним не согласен гендиректор Auto-dealer.ru Олег Дацкив: по его мнению, цены сильно не изменятся. «Вступление России в ВТО приведет к тому, что заградительные пошлины на подержанные автомобили снизятся с 30% до 25%, эту разницу может занять утилизационный сбор». В группе «Рольф» также считают, что утилизационный сбор не повлияет на автомобильный рынок России. Величина сбора не слишком велика и для импортных машин может нивелироваться снижением таможенных пошлин в рамках вступления России в ВТО, а на стоимости собираемых в России иномарок утилизационный сбор не должен отразиться, говорит представитель «Рольфа» Мария Заикина. Сейчас такие иномарки занимают самую большую долю на российском рынке новых автомобилей: по оценкам «Рольфа», в этом году она составит 43%.

Новости о скором введении утилизационного сбора уже могли подстегнуть продажи подержанных автомобилей, считает начальник отдела маркетинга и рекламы автотрейдинговой компании «Формула 91» Михаил Лезжов. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», количество продаж автомобилей на вторичном рынке в январе-мае 2012 г. составило 2,2 млн единиц. Это на 20% больше, чем в январе-мае прошлого года, когда новых владельцев обрели 1,6 млн машин. Продажи новых автомобилей за тот же период увеличились на 15%. В прошлом году ситуация была противоположной: продажи новых машин бурно росли, а подержанных – стагнировали.

«Никто не знает, как введение утилизационного сбора повлияет на цену иномарок, уже находящихся на территории России, но на всякий случай готовятся к худшему», – объясняет Лезжов. Утилизационная стоимость, предлагаемая ведомствами, очень высока, говорил ранее директор автоторговой компании «Формула 91» Руслан Ермачков. Когда в кризис правительство запустило программу выдачи выплаты премий за утилизацию старых автомобилей, то стоимость утилизации легкового автомобиля была определена в 3000 руб., напоминает Ермачков. Сейчас компании, занимающиеся переработкой отходов, сами готовы заплатить деньги владельцу, желающему утилизировать автомобиль, и сами вывозят машину, добавляет он.