Москву напугали транспортным коллапсом

В среду снегопад почти парализовал столичные дороги; критические ситуации в мегаполисе неизбежны, считают эксперты, призывая власти решать транспортную проблему более жестко и энергично
fotoimedia

В среду утром дороги столицы едва двигались после ночного снегопада. К девяти часам утра индикатор аналитического центра «Яндекс.Пробки» оценивал ситуацию в Москве в девять баллов по десятибалльной шкале. К полудню движение немного облегчилось, но днем аналитики сервиса «Яндекс.Пробки» предупредили, что заторы могут достичь рекордных с начала года показателей.

К вечеру ситуация изменилась с точностью до наоборот. Не смотря на продолжающийся снегопад, в 19.00 «Яндекс.Пробки» свидетельствовал о шестибалльной загруженности дорог, при обычных для этого времени суток и дня недели 8 баллах. Расчистка дорог и апокалиптические прогнозы сделали свое дело, и горожане предпочли отказаться от вечерних поездок или воспользоваться общественным транспортом.

Ситуация 15 февраля не первая в этом году и не последняя. Относиться к ней нужно философски, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. «Даже для городов с идеальной транспортной системой такие погодные катаклизмы задаром не проходят», - говорит эксперт. Самые сильные заторы были в Москве 2 февраля 2012 г., когда в вечерний час пик движение практически остановилось. Причиной огромных пробок тогда также стал снегопад.

Московские дороги в обычный день загружены на 80-90%, поэтому малейшее усложнение дорожной ситуации приводит к образованию пробок, объясняет ведущий специалист отдела развития компании «Геолайф» Михаил Каштанов. «При текущей пропускной способности дорог Москвы любое затруднение, не важно, от чего оно возникает: от ДТП, от снегопада или от ремонтных работ - вызывает значительное снижение средней скорости, что приводит к огромным заторам. Пропускная способность дорог на грани исчерпания», - констатирует Каштанов. То есть чем дальше, тем многочасовые заторы по всему городу будут возникать все чаще и предупреждения о риске транспортного коллапса перестанут удивлять горожан.

Транспортный коллапс, объясняет Михаил Блинкин, - это ситуация, когда город перестает укладывается в суточный цикл. То есть когда из района в район люди ездят, как в командировку. Москва пока худо-бедно, но в суточный цикл укладывается, считает эксперт. Еще один признак коллапса - недвижимость, которую никто не покупает не потому, что у нее плохая архитектура или неправильная цена, а из-за транспортной недоступности. В ближайшие годы транспортный коллапс вполне может наступить, считает эксперт, поскольку объем принимаемых мер и их жесткость несообразны с тем, как в Москве растет парк автомобилей и как в ней поддерживается такое «наивное» транспортное поведение.

«Нужно одновременно увеличить количество дорог, развязок, часть людей пересадить на общественный транспорт, - считает профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ Евгений Перцик. - Московское правительство принимает меры и эти меры достаточно разумные, если они будут действовать в сочетании - и реконструкция транспортной сети, и развитие общественного транспорта. Выделенные полосы для общественного транспорта - одна из таких разумных мер. Они обязательно приживутся, но не сразу, такие нововведения требуют какого-то времени, чтобы народ к ним привык».

"Увеличивать количество городского общественного транспорта в данный момент будет малоэффективно, поскольку он стоит в заторе вместе с остальным, - возражает Каштанов из «Геолайф». - Никто в глухой пробке не обращает внимание ни на выделенную линию, ни на приоритет общественного транспорта".

Михаил Блинкин призывает действовать более жестко. Владение автомобилем в городе нужно сделать не таким легким как сегодня, считает эксперт. «Пока в Москве можно приехать, к примеру, на Бульварное кольцо, под Кремлевскую стену и бесплатно там припарковаться, сколько бы ни вкладывали в строительство дорог и метрополитена, - транспортный коллапс будет приближаться", - говорит эксперт. Москвичи не должны иметь возможности оставлять бесплатно автомобили на ночь во дворах или на газонах. Парковочный режим должен быть строгим -- и во дворах, и на Садовом кольце. Без этого транспортной проблемы не решить никогда. "Менять транспортное поведение можно только очень жесткими методами, кнутом и пряником, - считает Блинкин. - Пряник — это гораздо лучший общественный транспорт, гораздо лучшая пешеходная среда».

Давление на автовладельцев не единственный способ облегчить транспортную ситуацию. Важнее оптимизировать дорожную сеть и принимать меры для облегчения движения транспорта. «В Москве очень много мест, где приходится делать крюк из-за отсутствия мостиков или проездов, - говорит Каштанов. - Нужно строить дополнительные дороги и магистрали, чтобы межрайонный и межокружной трафик не перетекал на крупные и кольцевые магистрали. Если улучшать местную дорожную сеть можно разгрузить Москву почти на 30% и выиграть несколько лет на то, чтобы модернизировать дорожную сеть города в целом".

Каштанов считает верным, но запоздалым решением реконструкцию радиальных магистралей, дающую увеличение пропускной способности на 10-15%. Строительство хордовых магистралей продлится не менее 3-5 лет и только спустя время смогут взять на себя часть миграционного трафика. Существенное облегчение – повышение средней скорости движения в городе на 30% - может дать внедрение Интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Но это произойдет только в том случае, если ее внедрение произойдет с использованием мирового опыта и стандартов.

Эксперты высказывают общий оптимизм относительно действий новых городских властей, но считают, что ближайшие пять лет они должны действовать крайне энергично, чтобы ситуация с движением транспорта перестала ухудшаться.