Импортерам придется оплатить утилизацию машин

Чиновники никак не хотят пускать в Россию импортные подержанные автомобили. Минпромторг нашел изящный способ обойти обязательства перед ВТО: импортеры и производители автомобилей должны будут платить специальный утилизационный сбор, и ставки для новой машины будут заметно ниже, чем для подержанной импортной
В.Саяпин
В.Саяпин / ИТАР-ТАСС

Поддержит ли правительство меры Минпромторга, пока не ясно: государство готово помогать отраслям, которые затронет вступление России в ВТО, но конкретных методов поддержки еще нет, сказал представитель премьер-министра Дмитрий Песков.

Предложения Минпромторга содержатся в докладе (копия есть у «Ведомостей») о поддержке российской промышленности после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Доклад этот был направлен первому вице-премьеру Игорю Шувалову в середине декабря 2011 г. Чиновник Минпромторга подтвердил существование документа, но комментировать его не стал.

Для поддержки российской автомобильной промышленности предлагается несколько мер (см. врез), но главная – это введение специальной системы утилизационных сборов для всех только что импортированных или собранных в России автомобилей. Ставка этой пошлины, по мнению Минпромторга, должна варьироваться – в зависимости от возраста и технических характеристик автомобиля.

По сути, речь идет о введении механизма, который компенсирует резкое снижение пошлин на подержанный автомобильный импорт – такое обязательство взяла на себя Россия при вступлении в ВТО, говорит сотрудник одного из автопроизводителей. Предполагается, что все поступления от новой пошлины будут использованы для утилизации автомобильного старья, объясняет сотрудник другого автомобильного концерна.

Программа автоутилизации действовала в 2010–2011 гг., финансировало ее государство.

Сборы будут платиться не только с импортных подержанных машин, но и с новых – как собранных в России, так и импортированных. Но в случае подержанного импорта ставки будут заметно выше – стоимость утилизации машин, выпущенных несколько лет назад, выше, чем производящихся, подчеркнул сотрудник автоконцерна.

Конкретный порядок исчисления и ставки пошлины еще не определены, уверяют все собеседники «Ведомостей».

Снижение пошлин на подержанные импортные автомобили – главная опасность для автомобилестроительной отрасли России после вступления в ВТО, в том числе и для иностранных концернов, рассказывали «Ведомостям» сотрудники автозаводов.

Сейчас пошлина на подержанные импортные легковые автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1,5–3 л возрастом не более 5 лет составляет 35%, но не менее 1,5–2,15 евро за 1 куб. см, старше 5 лет – 2,9–4 евро за 1 куб. см. Сразу после вступления в ВТО Россия будет обязана снизить пошлины на ввоз машин не старше 7 лет до 25%, но не менее 0,45–0,55 евро за 1 куб. см, а для 7-летних и старше – до 1,5–2,2 евро за 1 куб. см. Аналогично снизятся пошлины и на другие классы автомобилей, грузовиков и автобусов.

Сейчас в Россию импортируется 100 000–150 000 подержанных автомобилей в год, а с принятием России в ВТО этот показатель мог бы вырасти до докризисных значений – около 500 000 автомобилей в год, оценивает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. От роста подержанного импорта пострадали бы не только традиционные российские автопроизводители, но и зарубежные автоконцерны, имеющие заводы в России, а выиграли бы покупатели и мелкие импортеры подержанных машин, особенно на Дальнем Востоке, считает он.

Система сборов, предложенная Минпромторгом, не дискриминирует импортные и отечественные автомобили, а значит, не противоречит правилам ВТО, передал через пресс-службу директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков.

Прямой дискриминации подержанного импорта нет, претензий со стороны ВТО быть не должно, согласен профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский.

Представители «АвтоВАЗа», «Камаза», «Соллерса» и группы ГАЗ не стали комментировать предложения Минпромторга.