Импортерам придется оплатить утилизацию машин

Чиновники никак не хотят пускать в Россию импортные подержанные автомобили. Минпромторг нашел изящный способ обойти обязательства перед ВТО: импортеры и производители автомобилей должны будут платить специальный утилизационный сбор, и ставки для новой машины будут заметно ниже, чем для подержанной импортной
В.Саяпин/ ИТАР-ТАСС

Предложения Минпромторга содержатся в докладе (копия есть у «Ведомостей») о поддержке российской промышленности после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Доклад этот был направлен первому вице-премьеру Игорю Шувалову в середине декабря 2011 г. Чиновник Минпромторга подтвердил существование документа, но комментировать его не стал.

Для поддержки российской автомобильной промышленности предлагается несколько мер (см. врез), но главная – это введение специальной системы утилизационных сборов для всех только что импортированных или собранных в России автомобилей. Ставка этой пошлины, по мнению Минпромторга, должна варьироваться – в зависимости от возраста и технических характеристик автомобиля.

По сути, речь идет о введении механизма, который компенсирует резкое снижение пошлин на подержанный автомобильный импорт – такое обязательство взяла на себя Россия при вступлении в ВТО, говорит сотрудник одного из автопроизводителей. Предполагается, что все поступления от новой пошлины будут использованы для утилизации автомобильного старья, объясняет сотрудник другого автомобильного концерна.

Программа автоутилизации действовала в 2010–2011 гг., финансировало ее государство.

Сборы будут платиться не только с импортных подержанных машин, но и с новых – как собранных в России, так и импортированных. Но в случае подержанного импорта ставки будут заметно выше – стоимость утилизации машин, выпущенных несколько лет назад, выше, чем производящихся, подчеркнул сотрудник автоконцерна.

Конкретный порядок исчисления и ставки пошлины еще не определены, уверяют все собеседники «Ведомостей».

Снижение пошлин на подержанные импортные автомобили – главная опасность для автомобилестроительной отрасли России после вступления в ВТО, в том числе и для иностранных концернов, рассказывали «Ведомостям» сотрудники автозаводов.

Сейчас пошлина на подержанные импортные легковые автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1,5–3 л возрастом не более 5 лет составляет 35%, но не менее 1,5–2,15 евро за 1 куб. см, старше 5 лет – 2,9–4 евро за 1 куб. см. Сразу после вступления в ВТО Россия будет обязана снизить пошлины на ввоз машин не старше 7 лет до 25%, но не менее 0,45–0,55 евро за 1 куб. см, а для 7-летних и старше – до 1,5–2,2 евро за 1 куб. см. Аналогично снизятся пошлины и на другие классы автомобилей, грузовиков и автобусов.

Сейчас в Россию импортируется 100 000–150 000 подержанных автомобилей в год, а с принятием России в ВТО этот показатель мог бы вырасти до докризисных значений – около 500 000 автомобилей в год, оценивает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. От роста подержанного импорта пострадали бы не только традиционные российские автопроизводители, но и зарубежные автоконцерны, имеющие заводы в России, а выиграли бы покупатели и мелкие импортеры подержанных машин, особенно на Дальнем Востоке, считает он.

Система сборов, предложенная Минпромторгом, не дискриминирует импортные и отечественные автомобили, а значит, не противоречит правилам ВТО, передал через пресс-службу директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков.

Прямой дискриминации подержанного импорта нет, претензий со стороны ВТО быть не должно, согласен профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский.

Поддержит ли правительство меры Минпромторга, пока не ясно: государство готово помогать отраслям, которые затронет вступление России в ВТО, но конкретных методов поддержки еще нет, сказал представитель премьер-министра Дмитрий Песков.

Представители «АвтоВАЗа», «Камаза», «Соллерса» и группы ГАЗ не стали комментировать предложения Минпромторга.