Как Россия и Казахстан развивают торгово-экономические связи
И какие проблемы им еще предстоит решитьВ январе ‒ сентябре 2024 г. товарооборот между Россией и Казахстаном превысил $20 млрд, по итогам всего 2023 г. он составил $28,4 млрд, говорил в конце ноября президент Владимир Путин. За десять лет он вырос на 30%, рассказывал в ноябре 2024 г. вице-министр торговли и интеграции Казахстана Кайрат Торебаев. Наша страна остается для Казахстана вторым после Китая ($31,5 млрд в 2023 г.) торговым партнером, свидетельствуют данные казахстанского «Центра развития торговой политики QazTrade».
Количество совместных проектов и объем российских инвестиций в экономику Казахстана стабильно растут: в 2023 г. российские компании вложили в нее более $3 млрд, писал в ноябре 2024 г. президент страны Касым-Жомарт Токаев (его статью публиковали «Известия»). «Ведомости. Аналитика» разбирались, как развиваются взаимоотношения двух стран и какие проблемы еще предстоит решить.
Историческое добрососедство
У стран богатый опыт торговых отношений, насчитывающий по меньшей мере 500 лет: в Средние века через территорию Казахстана на Русь проходил Великий Шелковый путь. Сейчас самая протяженная сухопутная граница России – с Казахстаном (7598,8 км). Друг к другу примыкают 11 российских регионов и восемь казахских. В приграничной зоне формируются до 80% казахстанского и 20% российского ВВП, свидетельствуют данные Евразийского банка развития.
В Казахстане реализуется 49 совместных российско-казахских проектов в разных сферах: от машиностроения и авиастроения до энергетики и нефтегазовой сферы, писал Токаев. Например, в 2023 г. страна договорилась с российскими партнерами о строительстве трех ТЭЦ и двух блоков Экибастузской ГРЭС-2, сообщали казахстанские СМИ. Всего в стране реализовано 90 совместных проектов более чем на $18 млрд, писал Токаев.
Для привлечения капитала из-за границы правительство Казахстана создало Совет по привлечению инвестиций и разработало механизм «зеленого коридора». Его преимуществом станет ускоренное и упрощенное прохождение инвестором, готовым вложить в создание проекта на территории республики не менее $15 млн всех необходимых процедур, от регистрации предприятия до ввода производства в промышленную эксплуатацию, говорил в марте 2024 г. государственный деятель, экономист Нурлан Байбазаров.
В апреле правительство предложило улучшить механизм соглашения об инвестициях, которое заключается с крупными инвесторами, срок рассмотрения заявок инвесторов предлагается сократить с 12 до трех месяцев, писало местное издание Kursiv.media. В новом Налоговом кодексе, который, как предполагается, вступит в силу в 2026 г., планируется ввести сервисную модель администрирования. По ней налогоплательщику будет оказана фискальная помощь, начиная от регистрации до снятия его с учета, объяснил Байбазаров. Объем налоговой отчетности станет меньше на 30% за счет отмены ряда расчетов и деклараций, а количество налоговых платежей в бюджет Казахстана снизится на 20%. В январе – ноябре 2024 г. бюджет страны получил 287,3 млрд тенге (56,14 млрд руб. по курсу на 9 января 2025 г.), говорится на сайте правительства республики.
Казахстан крайне привлекателен для российского бизнеса, говорит Юлия Зазуля, гендиректор, управляющий партнер «ЮРКОМКомпани», председатель Комитета Московской торгово-промышленной палаты по налоговой политике и аудиту. «Между странами нет языкового и культурного барьера, а также проблем с освоением нюансов местного законодательства. Действуют соглашение об избежании двойного налогообложения, льготные налоговые режимы (на упрощенной системе налогообложения налоговая ставка составляет всего 3% выручки), значительную часть процедуры при регистрации бизнеса можно пройти онлайн», – говорит Зазуля.
Цифры тому подтверждение. В Казахстане работает более 23 000 компаний с российскими корнями, в два раза больше, чем в 2021 г. В некоторых отраслях динамика выше. Например, число ИТ-компаний увеличилось в семь раз (на участников рынка из России приходится 75% рынка), консалтинговых предприятий в сфере образования – в 3,6 раза, компаний из обрабатывающей промышленности ‒ на 60%, сообщали СМИ со ссылкой на данные инвестиционного банка Halyk Finance.
Темпы роста регистраций российских компаний в Казахстане в ближайшие годы замедлятся и главным образом из-за банковских ограничений (срок обработки трансграничных платежей увеличен до двух месяцев), считает Зазуля.
Железнодорожная карта
Товарооборот между странами также может замедлиться, считает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Обычно «бутылочным горлышком» является инфраструктура: имеющиеся автомобильные и железные дороги в определенный момент перестанут справляться с растущими объемами грузов, объясняет она.
Согласно индексу глобальной конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум, Казахстан по уровню транспортно-логистической инфраструктуры занял 73-е место из 141 страны (цифры от 2019 г.). В 2022 г. Министерство индустрии и развития инфраструктуры страны опубликовало статистику, по которой 40–70% автодорог не дотягивает до стандартов. В 2021 г. исследователи при Институте Азиатского банка развития – на их работу ссылается казахстанский портал Петропавловск.news – посчитали: улучшение транспортной сети всего на 1% помогло бы росту экспорта на 9,15%, импорта – на 5,12%.
Казахстану, стране на пересечении торговых путей между Европой и Азией, крайне выгодно создавать логистическую инфраструктуру, считает Косарева.
В частности, для этого в ноябре 2024 г. РЖД и «Казахстанские железные дороги» (КЖД; «Казахстан темир жолы») подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Компании договорились к 2028 г. увеличить пропускную способность девяти пограничных пунктов, через которые проходят грузовые составы, а также обновить железнодорожную инфраструктуру. Предполагается, что через два года после того, как проект будет реализован, объем транзитных перевозок через Казахстан вырастет на 15%, в течение пяти лет на 20% увеличится объем двусторонней торговли, говорится на сайте КЖД. В 2023 г. по железной дороге через Казахстан прошло более 27 млн т транзитных грузов, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
Развивается и автодорожная инфраструктура. В августе 2024 г. страны определили порядок ремонта автомобильного моста через реку Таловая, который соединяет пункты пропуска «Сырым» (Казахстан) и «Маштаково» (Россия). В планах – строительство четырехполосного моста через реку Иртыш в казахстанском Павлодаре и обновление участка федеральной трассы А-310 Челябинск – Троицк – граница с Республикой Казахстан, где ежедневно проезжает свыше 30 000 автомобилей.
Транспортная экономика – одна из ключевых сфер российско-казахстанского взаимодействия, говорил изданию «Гудок» эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев. Грузооборот Россия – Казахстан составляет около 110 млн т в год. Поэтому Россия готова принимать участие в программе модернизации казахстанской магистральной инфраструктуры (включая терминалы) в направлениях своих основных потоков, писало издание.
Сотрудничество с Казахстаном развивается не только на федеральном, но и на региональных уровнях. Среди наиболее активных в этом Ульяновская и Саратовская области, заинтересовавшие казахстанских партнеров своими инвестиционными и технологическими предложениями, а также Башкирия, свидетельствуют данные местных СМИ. В 2023 г. товарооборот Башкирии с Казахстаном вырос на 4,2% и в деньгах превысил $450 млн, сообщало региональное правительство. 83% – это экспорт из Башкирии, в основном – продукция нефтегазохимического комплекса. Чтобы упростить логистику, начато строительство новой железнодорожной линии протяженностью 160 км. По публикации ТАСС, она пройдет по Башкирии и Оренбургской области и свяжет восточные районы Среднего и Северного Урала с Казахстаном и Китаем. В результате сократится логистическое плечо до приграничных пунктов пропуска «Орск» и «Сагарчин» больше чем на 250 км: сейчас железнодорожные перевозки из Башкирии в Казахстан идут через Челябинский железнодорожный узел.
Работа и отдых
Один из наиболее актуальных треков по взаимодействию России и Казахстана – это туризм, говорил замминистра экономического развития России Дмитрий Вольвач (цитата по economy.gov.ru). Казахстан, по его словам, обладает уникальным туристическим потенциалом, что позволяет России развивать приграничные туристические потоки, создавать интересные и конкурентоспособные маршруты.
В 2023 г. Казахстан вошел в топ-3 наиболее популярных у россиян стран, казахстанские граждане также в числе лидеров по количеству поездок в Россию, рассказывал в марте 2024 г. посол Казахстана в Москве Даурен Абаев. По его данным, в 2023 г. нашу страну посетили более трёх млн туристов из Казахстана, на 27% больше, чем годом ранее.
Причины растущего интереса к Казахстану у россиян – близкое расположение, безвизовый режим и разнообразие предложений, включающих возможность как спокойного, так и активного отдыха. «Среди популярных у отдыхающих из России локаций – космодром Байконур, Долина замков в Чарынском каньоне, крупнейшая в Казахстане мечеть «Хазрет Султан» и курорт Актау на побережье Каспийского моря», – прокомментировала Косарева.
Для нужд туристов в стране строятся новые современные отели, расширяется спектр услуг, развивается индустрия развлечений. В 2024 г. только в Алматы планировалось сдать около тысячи номеров в семи новых отелях, писал Kursiv.media. «Всего в Алматы в процессе строительства 23 объекта размещения. Но пока отелей по-прежнему не хватает: разместить группу людей в одной гостинице трудно, например участников семинара или конференции», – рассказала Косарева.