Как Россия и Казахстан развивают торгово-экономические связи

И какие проблемы им еще предстоит решить
Пресс-служба президента России
Пресс-служба президента России

В январе ‒ сентябре 2024 г. товарооборот между Россией и Казахстаном превысил $20 млрд, по итогам всего 2023 г. он составил $28,4 млрд, говорил в конце ноября президент Владимир Путин. За десять лет он вырос на 30%, рассказывал в ноябре 2024 г. вице-министр торговли и интеграции Казахстана Кайрат Торебаев. Наша страна остается для Казахстана вторым после Китая ($31,5 млрд в 2023 г.) торговым партнером, свидетельствуют данные казахстанского «Центра развития торговой политики QazTrade».

Количество совместных проектов и объем российских инвестиций в экономику Казахстана стабильно растут: в 2023 г. российские компании вложили в нее более $3 млрд, писал в ноябре 2024 г. президент страны Касым-Жомарт Токаев (его статью публиковали «Известия»). «Ведомости. Аналитика» разбирались, как развиваются взаимоотношения двух стран и какие проблемы еще предстоит решить.  

Историческое добрососедство

У стран богатый опыт торговых отношений, насчитывающий по меньшей мере 500 лет: в Средние века через территорию Казахстана на Русь проходил Великий Шелковый путь. Сейчас самая протяженная сухопутная граница России – с Казахстаном (7598,8 км). Друг к другу примыкают 11 российских регионов и восемь казахских. В приграничной зоне формируются до 80% казахстанского и 20% российского ВВП, свидетельствуют данные Евразийского банка развития.

В Казахстане реализуется 49 совместных российско-казахских проектов в разных сферах: от машиностроения и авиастроения до энергетики и нефтегазовой сферы, писал Токаев. Например, в 2023 г. страна договорилась с российскими партнерами о строительстве трех ТЭЦ и двух блоков Экибастузской ГРЭС-2, сообщали казахстанские СМИ. Всего в стране реализовано 90 совместных проектов более чем на $18 млрд, писал Токаев.

Для привлечения капитала из-за границы правительство Казахстана создало Совет по привлечению инвестиций и разработало механизм «зеленого коридора». Его преимуществом станет ускоренное и упрощенное прохождение инвестором, готовым вложить в создание проекта на территории республики не менее $15 млн всех необходимых процедур, от регистрации предприятия до ввода производства в промышленную эксплуатацию, говорил в марте 2024 г. государственный деятель, экономист Нурлан Байбазаров.

В апреле правительство предложило улучшить механизм соглашения об инвестициях, которое заключается с крупными инвесторами, срок рассмотрения заявок инвесторов предлагается сократить с 12 до трех месяцев, писало местное издание Kursiv.media. В новом Налоговом кодексе, который, как предполагается, вступит в силу в 2026 г., планируется ввести сервисную модель администрирования. По ней налогоплательщику будет оказана фискальная помощь, начиная от регистрации до снятия его с учета, объяснил Байбазаров. Объем налоговой отчетности станет меньше на 30% за счет отмены ряда расчетов и деклараций, а количество налоговых платежей в бюджет Казахстана снизится на 20%. В январе – ноябре 2024 г. бюджет страны получил 287,3 млрд тенге (56,14 млрд руб. по курсу на 9 января 2025 г.), говорится на сайте правительства республики.

Казахстан крайне привлекателен для российского бизнеса, говорит Юлия Зазуля, гендиректор, управляющий партнер «ЮРКОМКомпани», председатель Комитета Московской торгово-промышленной палаты по налоговой политике и аудиту. «Между странами нет языкового и культурного барьера, а также проблем с освоением нюансов местного законодательства. Действуют соглашение об избежании двойного налогообложения, льготные налоговые режимы (на упрощенной системе налогообложения налоговая ставка составляет всего 3% выручки), значительную часть процедуры при регистрации бизнеса можно пройти онлайн», – говорит Зазуля.

Цифры тому подтверждение. В Казахстане работает более 23 000 компаний с российскими корнями, в два раза больше, чем в 2021 г. В некоторых отраслях динамика выше. Например, число ИТ-компаний увеличилось в семь раз (на участников рынка из России приходится 75% рынка), консалтинговых предприятий в сфере образования – в 3,6 раза, компаний из обрабатывающей промышленности ‒ на 60%, сообщали СМИ со ссылкой на данные инвестиционного банка Halyk Finance.

Темпы роста регистраций российских компаний в Казахстане в ближайшие годы замедлятся и главным образом из-за банковских ограничений (срок обработки трансграничных платежей увеличен до двух месяцев), считает Зазуля.

Пресс-служба президента России
Istock

Железнодорожная карта

Товарооборот между странами также может замедлиться, считает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Обычно «бутылочным горлышком» является инфраструктура: имеющиеся автомобильные и железные дороги в определенный момент перестанут справляться с растущими объемами грузов, объясняет она.

Согласно индексу глобальной конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум, Казахстан по уровню транспортно-логистической инфраструктуры занял 73-е место из 141 страны (цифры от 2019 г.). В 2022 г. Министерство индустрии и развития инфраструктуры страны опубликовало статистику, по которой 40–70% автодорог не дотягивает до стандартов. В 2021 г. исследователи при Институте Азиатского банка развития – на их работу ссылается казахстанский портал Петропавловск.news – посчитали: улучшение транспортной сети всего на 1% помогло бы росту экспорта на 9,15%, импорта – на 5,12%.

Казахстану, стране на пересечении торговых путей между Европой и Азией, крайне выгодно создавать логистическую инфраструктуру, считает Косарева.

В частности, для этого в ноябре 2024 г. РЖД и «Казахстанские железные дороги» (КЖД; «Казахстан темир жолы») подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Компании договорились к 2028 г. увеличить пропускную способность девяти пограничных пунктов, через которые проходят грузовые составы, а также обновить железнодорожную инфраструктуру. Предполагается, что через два года после того, как проект будет реализован, объем транзитных перевозок через Казахстан вырастет на 15%, в течение пяти лет на 20% увеличится объем двусторонней торговли, говорится на сайте КЖД. В 2023 г. по железной дороге через Казахстан прошло более 27 млн т транзитных грузов, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития.

Развивается и автодорожная инфраструктура. В августе 2024 г. страны определили порядок ремонта автомобильного моста через реку Таловая, который соединяет пункты пропуска «Сырым» (Казахстан) и «Маштаково» (Россия). В планах – строительство четырехполосного моста через реку Иртыш в казахстанском Павлодаре и обновление участка федеральной трассы А-310 Челябинск – Троицк – граница с Республикой Казахстан, где ежедневно проезжает свыше 30 000 автомобилей.

Транспортная экономика – одна из ключевых сфер российско-казахстанского взаимодействия, говорил изданию «Гудок» эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев. Грузооборот Россия – Казахстан составляет около 110 млн т в год. Поэтому Россия готова принимать участие в программе модернизации казахстанской магистральной инфраструктуры (включая терминалы) в направлениях своих основных потоков, писало издание.

Сотрудничество с Казахстаном развивается не только на федеральном, но и на региональных уровнях. Среди наиболее активных в этом Ульяновская и Саратовская области, заинтересовавшие казахстанских партнеров своими инвестиционными и технологическими предложениями, а также Башкирия, свидетельствуют данные местных СМИ. В 2023 г. товарооборот Башкирии с Казахстаном вырос на 4,2% и в деньгах превысил $450 млн, сообщало региональное правительство. 83% – это экспорт из Башкирии, в основном – продукция нефтегазохимического комплекса. Чтобы упростить логистику, начато строительство новой железнодорожной линии протяженностью 160 км. По публикации ТАСС, она пройдет по Башкирии и Оренбургской области и свяжет восточные районы Среднего и Северного Урала с Казахстаном и Китаем. В результате сократится логистическое плечо до приграничных пунктов пропуска «Орск» и «Сагарчин» больше чем на 250 км: сейчас железнодорожные перевозки из Башкирии в Казахстан идут через Челябинский железнодорожный узел.

Работа и отдых

Один из наиболее актуальных треков по взаимодействию России и Казахстана – это туризм, говорил замминистра экономического развития России Дмитрий Вольвач (цитата по economy.gov.ru). Казахстан, по его словам, обладает уникальным туристическим потенциалом, что позволяет России развивать приграничные туристические потоки, создавать интересные и конкурентоспособные маршруты.

В 2023 г. Казахстан вошел в топ-3 наиболее популярных у россиян стран, казахстанские граждане также в числе лидеров по количеству поездок в Россию, рассказывал в марте 2024 г. посол Казахстана в Москве Даурен Абаев. По его данным, в 2023 г. нашу страну посетили более трёх млн туристов из Казахстана, на 27% больше, чем годом ранее.

Причины растущего интереса к Казахстану у россиян – близкое расположение, безвизовый режим и разнообразие предложений, включающих возможность как спокойного, так и активного отдыха. «Среди популярных у отдыхающих из России локаций – космодром Байконур, Долина замков в Чарынском каньоне, крупнейшая в Казахстане мечеть «Хазрет Султан» и курорт Актау на побережье Каспийского моря», – прокомментировала Косарева.

Для нужд туристов в стране строятся новые современные отели, расширяется спектр услуг, развивается индустрия развлечений. В 2024 г. только в Алматы планировалось сдать около тысячи номеров в семи новых отелях, писал Kursiv.media. «Всего в Алматы в процессе строительства 23 объекта размещения. Но пока отелей по-прежнему не хватает: разместить группу людей в одной гостинице трудно, например участников семинара или конференции», – рассказала Косарева.