Производство электроэнергии на АЭС в мире растет

Но «ренессанс атомной энергетики» может затруднить конкуренция с ВИЭ, считают эксперты
iStock

Выработка электроэнергии на атомных электростанциях (АЭС) в мире в 2023 г. выросла на 2%, достигнув 2602 млрд кВт ч. Об этом говорится в отчете Всемирной ядерной ассоциации (World Nuclear Association; WNA). На долю атомной энергетики в прошлом году пришлось 9% всей произведенной в мире электроэнергии.

По данным аналитического центра Ember, которые несколько отличаются от данных WNA, в январе – сентябре 2024 г. выработка атомных станций выросла на 2% в годовом выражении до 1985 млрд кВт ч. В прошлом году, по данным центра, производство электроэнергии на АЭС составило 2689 млрд кВт ч (+2%).

Среди «чистых» источников энергии атомная генерация занимает 2-е место в мире, уступая лишь гидроэнергетике. По данным WNA, в прошлом году ядерные реакторы помогли избежать выброса в атмосферу 2,1 млрд т углекислого газа – это больше, чем годовые выбросы любой отдельной страны в мире, кроме Китая, США и Индии.

Атомный ренессанс

Генеральный директор WNA Сама Бильбао-и-Леон, комментируя отчет, отметила активное развитие отрасли. Она напомнила, что в 2023 г. на конференции ООН по изменению климата (COP-28) ряд стран подписали декларацию об утроении мировых ядерных мощностей к 2050 г. «Вводятся в эксплуатацию новые реакторы и планируется новое строительство в самых разных странах. Сотрудничество и конкуренция в отрасли позволят реализовать множество новых проектов в ближайшие годы», – отметила она.

После аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии в 2011 г. началось постепенное сворачивание атомных проектов в Европе – одном из ключевых регионов для атомной энергетики. Но в феврале 2022 г. на фоне энергетического кризиса в Европе Еврокомиссия включила атомную энергию наряду с природным газом в «Зеленую таксономию ЕС» – классификацию зеленых видов экономической деятельности. Как поясняла еврокомиссар по финансовым вопросам Мейрид Макгиннесс, газ и атом «могли бы содействовать тяжелому переходу к климатической нейтральности».

За признание атомной генерации зеленым энергоресурсом тогда выступали Финляндия, Франция, а также большинство государств Центральной и Восточной Европы. Против были Германия, Австрия, Испания, Люксембург, а также ряд влиятельных некоммерческих организаций.

В декабре 2023 г. в ходе COP-28 более 20 стран-участниц приняли декларацию, в соответствии с которой планируется втрое увеличить мощность атомной генерации в мире к 2050 г. Декларацию подписали 22 страны, среди которых Великобритания, Венгрия, Канада, Нидерланды, ОАЭ, Польша, США, Украина, Финляндия, Франция, Швеция, Южная Корея и Япония.

Сейчас, по данным WNA, в процессе строительства в мире находится 64 атомных реактора в 15 странах. Еще более чем в 20 государствах, среди которых Польша, Филиппины и Гана, формируется политика по строительству первых АЭС.

В 2023 г., по данным ассоциации, были введены в эксплуатацию пять реакторов: по одному в Китае, США, Словакии, Белоруссии и Южной Корее.

Старые и новые лидеры

По данным МАГАТЭ, в 2023 г. мировым лидером по производству атомной энергии оставались США (779 млрд кВт ч), Китай (406 млрд кВт ч), Франция (323 млрд кВт ч), Россия (203 млрд кВт ч) и Южная Корея (171 млрд кВт ч). В США сейчас действует 93 реактора, во Франции – 56, в Китае – 55, в России – 37, а в Южной Корее – 26.

WNA отмечает, что на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивое развитие атомной генерации в Азии: из 64 строящихся сегодня реакторов более 2/3 приходится на Азию, в том числе 30 – на Китай.

По мнению управляющего директора корпорации по атомной энергии Объединенных Арабских Эмиратов Мохаммеда аль-Хаммади, тенденция по наращиванию атомной генерации в ближайшие годы продолжится. «Разрабатывается множество реакторов, и 64 находятся в стадии строительства. Мы с нетерпением ждем продолжения этого роста в рамках импульса по утроению глобальной мощности ядерной энергетики к 2050 г.», – приводятся его слова в обзоре WNA.

По оценкам МАГАТЭ, на ноябрь 2024 г. в мире насчитывалось 415 действующих энергоблоков общей мощностью 373,7 ГВт, еще 63 реактора на 66,1 ГВт находятся в стадии строительства.

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов обращает внимание, что почти половина всех строящихся в мире реакторов приходится на Китай, где возводится 29 энергоблоков общей установленной мощностью 30,8 ГВт. Второе место занимает Индия, где идет строительство семи энергоблоков на 5,4 ГВт. Остальные 27 реакторов на 29,9 ГВт строятся в 14 странах: России, Аргентине, Бангладеш, Бразилии, Египте, Франции, Иране, Южной Корее, Японии, Словакии, Турции, Украине и Великобритании.

Гендиректор портала «Геоэнергетика инфо» Борис Марцинкевич отмечает, что реализация планов по утроению мощности АЭС до 2050 г. сталкивается с регуляторными и технологическими сложностями. «После аварии на АЭС «Фукусима-1» МАГАТЭ был разработан «постфокусимский кодекс безопасности», но в Европе его нормы были ужесточены еще сильнее: атомные проекты на территории ЕС должны проходить дополнительные стресс-тесты», – отметил он.

По мнению эксперта, достичь планов по развитию атомной генерации странам Евросоюза (ЕС) могло бы помочь сотрудничество с «Росатомом», у которого наработаны нужные компетенции. Но сейчас участие российской госкорпорации в европейских тендерах на строительство АЭС затруднено по политическим причинам, отмечает он.

В качестве примера успешного сотрудничества «Росатома» с европейскими странами Марцинкевич назвал проект АЭС «Пакш-2» в Венгрии, график строительства которой «Росатом» и МИД Венгрии утвердили в ноябре 2023 г. Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей страны Петер Сийярто тогда сообщал, что станция будет сдана в начале 2030-х гг.

Что и где строит «Росатом»

По данным «Росатома», в 2023 г. общая стоимость портфеля иностранных заказов компании составила около $200 млрд. Помимо АЭС «Пакш-2» компания осуществляет строительство еще нескольких станций за рубежом.

В Бангладеш компания строит АЭС «Руппур», которая будет состоять из двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200. Агентство Bloomberg оценивало стоимость проекта в $12,65 млрд. Ввод в эксплуатацию первого блока ожидается до конца 2024 г.

В рамках подписанного в ноябре 2015 г. межправительственного соглашения «Росатом» строит первую АЭС в Египте – «Эд-Дабаа». Она будет состоять из четырех энергоблоков ВВЭР-1200. Запуск первого блока намечен на 2028 г.

В 2017 г. были сданы два энергоблока АЭС «Куданкулам» в Индии с реакторами ВВЭР-1000, ведется строительство еще четырех блоков, ввод в эксплуатацию четвертого и пятого блоков запланирован на 2025–2026 гг.

Важным проектом в портфеле «Росатома» является строительство АЭС «Бушер» в Иране. Первый энергоблок был сдан Ирану в 2013 г., позднее началось строительство еще двух, которые должны быть введены в эксплуатацию в 2025 и 2027 гг.

Также «Росатом» построил четыре энергоблока Тяньваньской АЭС в Китае общей стоимостью 3,1 млрд евро. Следующие пятый и шестой энергоблоки Китай создал по собственному проекту, а седьмой и восьмой заказал у «Росатома». Их сдача запланирована на 2028 г. Также в Китае российская компания строит два энергоблока с двумя реакторами ВВЭР-1200 для АЭС «Сюйдапу» на северо-востоке страны, их сдача запланирована на 2027 и 2028 гг.

В Турции «Росатом» с 2010 г. ведет работу над АЭС «Аккую», проект которой предусматривает четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200. В 2023 г. состоялась официальная церемония загрузки топлива в первый энергоблок, он должен быть запущен в 2025 г., остальные блоки – до конца 2026 г. Общая стоимость проекта оценивалась в $22 млрд. В феврале 2024 г. гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев сообщил о «принятии политического решения» о строительстве еще одной АЭС в Турции.

В 2023 г. «Росатом» завершил строительство Белорусской АЭС, которая оснащена двумя энергоблоками ВВЭР-1200. Белоруссия изучает возможность строительства второй АЭС.

Кроме того, на различных стадиях реализации находятся соглашения о строительстве «Росатомом» энергоблоков в Бразилии, Мьянме, Узбекистане, Киргизии, Саудовской Аравии, Нигерии и других странах.

Будущее атома

Марцинкевич отмечает, что ЕС стремится развивать атомную энергетику независимо от российских технологий. «Но даже при наличии финансирования ЕС потребуется наращивать компетенции, на что может уйти около 10 лет», – говорит эксперт.

В свою очередь, «Росатом», по словам Марцинкевича, делает ставку на сотрудничество со странами БРИКС. В октябре 2024 г. на саммите БРИКС представители компаний атомного сектора поддержали концепцию создания общей платформы по атомной энергии. Атомщики БРИКС обладают нужными компетенциями, технологиями и опытом, но не вполне ясно, как будет решаться вопрос финансирования новых проектов, говорит эксперт.

Родионов отмечает, что, несмотря на развитие атомной энергетики в мире, доля АЭС в глобальной структуре выработки электроэнергии, по данным Ember, снизилась с 17% в 2000 г. до 9% в 2023 г. «Несмотря на широко обсуждаемый ренессанс атома, эта доля в ближайшие годы не будет серьезно расти из-за опережающего ввода ВИЭ», – считает эксперт. Он поясняет, что в 2023 г. мощность ветровой и солнечной генерации в мире суммарно достигла 461,5 ГВт, превзойдя установленную мощность АЭС.

Ключевую роль, по мнению Родионова, играет разница в капиталоемкости проектов: например, строительство третьего и четвертого энергоблоков АЭС «Вогтль» общей мощностью 2,2 ГВт, введенных в США в 2023–2024 гг., обошлось более чем в $30 млрд. При этом, по оценке Международного энергетического агентства (МЭА), в текущих налоговых и регуляторных условиях ввод 1 ГВт крупных солнечных электростанций в США может обойтись в $1,1 млрд, а наземных ветроэлектростанций – в $1,5 млрд.

На темпах строительства АЭС также будет негативно сказываться развитие технологий хранения энергии, позволяющих решить проблему зависимости возобновляемой энергетики от погодных условий, продолжает Родионов. Например, в США, по данным управления энергетической информации страны, установленная мощность накопителей в электроэнергетике в январе – сентябре 2024 г. выросла более чем на 50% – до 25 ГВт против 16 ГВт в декабре 2023 г. «Дальнейшее распространение накопителей позволит балансировать использование низкоуглеродных источников без АЭС. Поэтому доля АЭС в структуре электрогенерации в мире до 2050 г. не будет существенно превышать 10%», – заключает он.