Как будет расти сеть электрозаправок в России

Этим направлением бизнеса активно интересуются российские нефтяные компании
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Развитие сети электрозарядных станций (ЭЗС) в России идет ускоренными темпами – в июне 2024 г. количество публичных ЭЗС в России достигло 7410 шт., показав рост с начала года на 66,6%. Об этом говорится в материалах агентства «Автостат».

В том числе в России насчитывается 2555 быстрых зарядок (мощностью 50 кВт и более) и 4855 – медленных (до 50 кВт).

Растет и количество электромобилей. По итогам первого полугодия 2024 г. в России числится 90 000 электрокаров и подключаемых гибридных автомобилей (из них непосредственно электромобилей – 56,2%, остальное – гибриды), следует из данных «Автостата». Электрокары составляют порядка 0,2% от всего парка легковых автомобилей в стране.

При этом, согласно утвержденной в 2021 г. Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в России, к 2030 г. в стране должно быть более 72 000 ЭЗС (из них как минимум 28 000 быстрых) и 1,4 млн электромобилей (порядка 3 % общего количества автотранспорта).

Развитие электротранспорта – один из ключевых трендов в автомобильной промышленности последних лет, говорит старший консультант Б1 Александр Лебедев. По его словам, электрокары обладают рядом преимуществ по сравнению с авто на двигателе внутреннего сгорания. Среди них – экономия на стоимости топлива, наличие субсидий, бесплатные парковочные места. На этом фоне у продаж электромобилей есть большой потенциал, полагает он. Тем более что уровень обеспеченности ЭЗС в России, по оценке Лебедева, «весьма велик»: на одну станцию приходится 9,5 электромобиля, тогда как рекомендованный экспертами минимальный уровень в мире – 10 машин.

Но к 2030 г. ситуация может измениться. Если реализуются прогнозы, заложенные в концепции развития электротранспорта, к этому времени на одной зарядной станции будет обслуживаться более 15 электромобилей, что уже нельзя считать оптимальным показателем, отмечает Лебедев. К тому же именно проблема доступности ЭЗС остается ключевым фактором, который сдерживает спрос на электромобили, признает он. С другой стороны, это может говорить о том, что 72 000 ЭЗС для России далеко не предел, подчеркивает эксперт.

Кто в игре

Рынок ЭЗС растет ускоренными темпами. Крупнейшими игроками являются «Россети», «Мосэнергосбыт», «Русгидро», «Энергия Москвы» и Punkt E, причем быстрее всего инфраструктуру наращивает «Русгидро».

Сеть быстрых зарядных станций «Русгидро» к сентябрю 2024 г. выросла до 319 ЭЗС на территории 44 регионов России. Большинство станций работают в Приморском крае (75), Амурской области (19) и Омской области (17). Компания реализовала масштабный проект «Новый Шелковый путь», установив ЭЗС на всей протяженности трассы Владивосток– Москва, что дало автолюбителям возможность передвигаться на электромобиле между городами России.

Вместе с тем «Русгидро» развивает направление электросети не в одиночку. Так, в сентябре 2024 г. в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ-2024) компания договорилась с «Роснефтью» о продлении сотрудничества по установке зарядных станций на АЗС нефтяной компании. Планируется, что в год на них будет устанавливаться порядка 20 быстрых ЭЗС. На данный момент на автозаправках «Роснефти» уже работают 12 быстрых зарядных станций «Русгидро». Помимо этого компании договорились о совместном развитии многофункциональных зарядных комплексов на скоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом М-11 «Нева».

«Роснефть» на ВЭФ-2024 также заключила соглашение с «Россетями» о намерении сотрудничать в области зарядной инфраструктуры. Документ предполагает размещение быстрых зарядных станций для электромобилей на АЗС «Роснефти» в регионах России.

Согласно отчету в области устойчивого развития, на конец 2023 г. на АЗС «Роснефти» было установлено 78 ЭЗС, включая 68 быстрых. К сентябрю 2024 г. их количество суммарно выросло до 80 шт. ЭЗС работают в 12 регионах России от Санкт-Петербурга до Забайкальского края. Большая часть станций поддерживают функцию быстрой зарядки – они способны зарядить батарею электромобиля до 80% всего за 20 мин. При этом розничная сеть «Роснефти» представлена в 61 регионе России, сеть АЗС насчитывает около 3000 станций. Компания продолжит расширение географии зарядных станций в соответствии с прогнозами спроса и развитием рынка электромобилей, уточняется в сообщении.

В развитии сети ЭЗС заинтересована и «Газпром нефть». В сентябре в ходе РЭН-2024 глава компании Александр Дюков заявил, что сейчас на АЗС «Газпром нефти» и партнерских локациях работает 65 ЭЗС, на которых можно зарядить электромобиль за 25–30 мин. В 2025 г. компания планирует увеличить их количество до 140 шт., прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, а также в Нижнем Новгороде. По словам Дюкова, «Газпром нефть» исходит из того, что этот рынок будет постепенно расширяться за счет роста числа электромобилей. ЭЗС «Газпром нефти» будут работать под брендом «Розетка», говорится в сообщении компании.

Сколько стоит ЭЗС построить

Стоимость строительства ЭЗС зависит от типа зарядной станции, говорит директор практики «Машиностроение и технологии» консалтинговой компании Strategy Partners Роман Тиняев. Стоимость медленной ЭЗС обойдется в несколько сотен тысяч рублей, быстрой – в 1,5–3 млн руб., ультрабыстрой (от 150 кВт) – в 3,5–4 млн руб. К этой стоимости прибавляются затраты на строительно-монтажные работы и технологическое присоединение. Они могут сильно варьироваться в зависимости от местоположения зарядной станции – от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей, уточняет эксперт.

Схожую оценку дает Лебедев. По его словам, инвестиции в одну быструю ЭЗС могут составлять в среднем 5–6 млн руб., но за счет субсидий их размер снижается до 2,5–3 млн.

Как льготируют строительство ЭЗС

Концепция развития электротранспорта предполагает поддержку строительства ЭЗС. Сейчас субсидия на покупку одной быстрой зарядной станции составляет 2,7 млн руб. Из этой суммы 1,8 млн руб. идут непосредственно на оборудование, а еще 900 000 руб. предназначены для технологического присоединения к электросетям.

Зачем ЭЗС нефтяникам

Для нефтяных компаний установка зарядных станций на своих АЗС – это возможность привлечь на заправки владельцев электромобилей, увеличить выручку от нетопливного бизнеса и нарастить лояльность к бренду, говорит Тиняев. Прибыль ЭЗС формируется за счет разницы между ценой продажи и покупки электроэнергии, поясняет он.

При этом такой бизнес является капиталоемким, отмечает Тиняев, так как зарядные станции и техприсоединение к электросетям требуют существенных вложений, которые могут окупаться несколько лет. По словам Лебедева, срок окупаемости ЭЗС варьируется в зависимости от загрузки и мощности. В среднем он составляет 2 года 4 месяца, говорит он, ссылаясь на данные IT-компании Electro.cars.

По мнению Тиняева, в ближайшее время направление ЭЗС вряд ли сравнится по доходам с АЗС. Но в долгосрочной перспективе это может произойти: доходность ЭЗС будет увеличиваться с ростом спроса на зарядку электромобилей и, соответственно, увеличением тарифов. При этом время, необходимое для зарядки, будет постепенно снижаться, говорит он.

Максим Стулов / Ведомости

Доля электротранспорта в России растет, но не так быстро, чтобы ЭЗС приносили доход, сравнимый с доходом АЗС, говорит директор «Яков и партнеры» Максим Болотских. По его мнению, это будет возможно не ранее чем через 10 лет. В ближайшие годы развитие ЭЗС будет в основном в городах миллионниках, где уже сейчас наблюдаются самые высокие продажи электротранспорта и уже развитая инфраструктура, отмечает эксперт.

По мнению гендиректора Open Oil Market Сергея Терешкина, интерес нефтяников и операторов сетей АЗС к сегменту электрозаправок связан с перспективами расширения спроса на электрокары в России. Если продажи новых легковых авто в последние годы переживали стагнацию, то продажи электромобилей росли, хотя и из-за эффекта низкой базы, отмечает он. По данным «Автостата», продажи новых электрокаров в России в январе – сентябре 2024 г. выросли на 60% к показателю за аналогичный период прошлого года до 13 961 шт.

Максим Стулов / Ведомости

При этом уже сейчас ЭЗС приносят прибыль. По словам Терешкина, общероссийская выручка ЭЗС в 2023 г. составила 2 млрд руб. К 2030 г., по его оценке, она может превысить 90 млрд руб.

По словам Лебедева, доходность бизнеса ЭЗС для нефтяников может значительно вырасти за счет дополнительных услуг – кафе и магазинов, находящихся на территории станции. Наличие готовой инфраструктуры АЗС, способной максимизировать рентабельность ЭЗС, служит стимулом к развитию сети электрозаправок в России, заключает он.