Экспорт российских товаров в Китай с начала года превысил $65 млрд

Большая часть поставок все еще приходится на сырьевые товары
Развитию российского экспорта в Китай будет способствовать расширение номенклатуры товаров, снижение регуляторных барьеров со стороны КНР, а также увеличение провозной способности российских железных дорог
Развитию российского экспорта в Китай будет способствовать расширение номенклатуры товаров, снижение регуляторных барьеров со стороны КНР, а также увеличение провозной способности российских железных дорог / Евгений Разумный / Ведомости

Экспорт российских товаров в Китай в первом полугодии 2024 г. увеличился на 4% по сравнению с показателем аналогичного периода 2023 г. до $65,2 млрд. Это следует из данных Главного таможенного управления Китая, с которыми ознакомились «Ведомости». Больше всего в январе – июне 2024 г. Китай импортировал минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки: на общую сумму $50 млрд против $47 млрд годом ранее. Рост экспорта этих товаров, подчеркивает партнер Б1 (бывшая Ernst & Young в России) Вильгельмина Шавшина, является основным фактором увеличения товарооборота между двумя странами.

Углеводороды обеспечивают около 75% стоимости всего российского экспорта в Китай, говорит директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов. Рост поставок этой продукции он объясняет, в частности, увеличением экспортных цен. Средняя цена поставок российской нефти в Китай в первом полугодии 2024 г. увеличилась на 9% к аналогичному периоду 2023 г. до $80,3/барр. В натуральном выражении экспорт нефти за этот период вырос на 5% до 55,1 млн т, говорит Салихов. Стоимость поставок трубопроводного газа увеличилась на 17% до $4 млрд.

Высокий спрос на сырье способствует росту финансовых показателей российских производителей. Например, одна из крупнейших нефтегазовых компаний – «Роснефть» в I квартале 2024 г. увеличила выручку на 42,3% до 2,6 трлн руб., чистую прибыль – на 23,5% до 399 млрд руб., говорится в финансовой отчетности компании по МСФО.

Динамичнее всего в первом полугодии 2024 г. росли поставки из России в Китай алюминия и изделий из него (+64% до $1,8 млрд), отмечает эксперт в сфере аналитики рынков и внешнеэкономической деятельности Агентства трансформации и развития экономики Ксения Банникова. Она также отмечает рост поставок металлических руд (+15% до $2,3 млрд) и древесины (+2% до $1,7 млрд).

По другим позициям в 2024 г. наблюдается отрицательная динамика, сетует Банникова. Сильнее всего сократились поставки растительных и животных масел – на 32% до $1 млрд, рыб и ракообразных – на 11% до $1,3 млрд, перечисляет эксперт.

За первое полугодие 2024 г. в натуральном значении также снизились поставки угля – на 15,2% к аналогичному периоду 2023 г. до 43 млн т, экспорт сжиженного природного газа сократился на 9,2% до 3,5 млн т, электроэнергии – на 75% до 0,5 млрд кВт ч, добавляет Банникова.

Структура российского экспорта в Китай в первом полугодии 2024 г. «остается традиционной», отмечает Шавшина. Большая часть поставляемых товаров приходится на энергоносители (нефть, газ и уголь), некоторые виды сырья (в частности, медь), перечисляет она.

Уверенный рост

Исторически Китай импортировал из России в основном минеральное топливо и нефть, подтверждает слова Шавшиной Банникова. В 2019–2023 гг. на долю данной группы товаров в общем импорте Китая из России приходилось от 58% в 2020 г. до 75% в 2022 г., уточнила эксперт. Следом идут металлические руды (3–6%), медь и изделия из нее (3–5%), древесина (2–7%), рыба и ракообразные (2–4%) и т. д., перечисляет Банникова.

Шавшина обращает внимание на рост доли Китая в структуре внешней торговли России: если в 2013 г. она была на уровне 10%, то в 2023 г. увеличилась уже до 33%.

В целом товарооборот России и Китая «уверенно растет», добавляет Шавшина. С января по июнь 2024 г. показатель увеличился на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. до $116 млрд, говорит она. По итогам 2023 г. товарооборот вырос на 26,3% до $240 млрд. Минэкономразвития летом 2023 г. анонсировало планы по увеличению товарооборота с Китаем к 2030 г. до $300 млрд.

В то же время Шавшина отмечает позитивные тенденции в части несырьевого экспорта в Китай. Эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Антон Тренин обращает внимание, что одной из наиболее значимых несырьевых статей экспорта из России в Китай в последние годы стала сельскохозяйственная продукция.

В 2023 г. Россия более чем в 2 раза увеличила экспорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Китай в натуральном выражении, став третьим крупнейшим поставщиком этой товарной группы, говорит он, ссылаясь на данные центра «Агроэкспорт». В денежном выражении поставки увеличились до $8,8 млрд, что составляет порядка 7% от всего объема китайского импорта из России, уточнил аналитик. Основная доля приходится на рыбу и морепродукты, а также масложировую продукцию, подчеркнул он.

По словам Шавшиной, по итогам 2023 г. вдвое увеличились поставки в Китай растительного масла (основные объемы пришлись на подсолнечное и рапсовое масло). Абсолютные значения она не привела. Эксперт добавляет, что в январе – марте 2024 г. Россия экспортировала в Китай более 276 т мороженого, что почти в 5 раз больше показателя аналогичного периода прошлого года.

Развитию российского экспорта в Китай будет способствовать расширение номенклатуры товаров, снижение регуляторных барьеров со стороны КНР, а также увеличение провозной способности российских железных дорог

Перспективы несырьевого экспорта в Китай

Для дальнейшей оптимизации товарооборота необходимо наращивать поставки из России в Китай продукции сельского производства, а также иных несырьевых товаров, считает Шавшина. На это же указывает и Салихов, который обращает внимание на размер китайского рынка.

«Россия могла бы существенно нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. За последние два года объемы такого экспорта значительно выросли, но остаются относительно небольшими», – говорит эксперт. По его мнению, есть потенциал увеличения экспорта в Китай зерновых, а также потенциал «масштабных поставок свинины».

Есть и другая продукция с высоким экспортным потенциалом, которая сейчас поставляется в Китай в небольших объемах, продолжает Банникова. Среди таких товаров эксперт со ссылкой на ITCTrademap называет необработанное золото (нереализованный экспортный потенциал составляет $1,2 млрд при объеме поставок в 2023 г. около $160 млн, следует из данных портала), полуфабрикаты из железа или нелегированной стали ($768 млн против $102 млн), железную руду и концентраты ($630 млн против $118 млн), медные катоды ($1,4 млрд), немороженые крабы ($703 млн), нелегированный никель ($602 млн), хлористый калий ($527 млн).

Что мешает наращивать экспорт в Китай

Одна из основных причин, которая мешает наращивать экспорт ряда товаров в Китай, – различные ограничения со стороны КНР, говорит Салихов. Например, Китай достаточно жестко регулирует вопросы импорта продовольственных товаров и защищает внутренний рынок. Подобные барьеры, по мнению эксперта, должны сниматься за счет межгосударственного взаимодействия. С российской стороны ключевыми являются вопросы логистики и обеспечения платежей, уточняет он. Шавшина согласна с Салиховым. «Важно вовремя реагировать на трудности, связанные логистикой из-за увеличения нагрузки на маршруты перевозки товаров», – подчеркивает она.

Также, по мнению Тренина, развитие экспорта в целом и расширение номенклатуры товаров сдерживают инфраструктурные ограничения железной дороги, которые «не позволяют в полной мере загрузить мощности морских портов Дальнего Востока».

На правительственном уровне запланировано увеличение провозной способности Восточного полигона (БАМ и Транссиб) до 210 млн т к 2030 г. Но, по словам Тренина, планы строительства отстают от планов экспортеров. В 2023 г. номинальная провозная способность Восточного полигона составила 173 млн т при фактическом использовании на уровне 150,5 млн т из-за ряда причин, среди которых нехватка локомотивной тяги, отмечает эксперт.

Для дальнейшего развития экспорта товаров из России в Китай необходимо расширение номенклатуры производимых несырьевых товаров, грамотное позиционирование российской продукции, маркетинг, который будет выстроен с учетом особенностей менталитета импортеров из Китая, и, конечно, обеспечение узнаваемости качества российской продукции, резюмировала Шавшина.

В Минпромторге и Минэкономразвития не ответили на запрос «Ведомостей».