«Отпускной» дисбаланс
Российский топливный рынок в период высокого спроса смещается в сторону бензина Аи-95Биржевые котировки Аи-95 росли в течение лета. Если их пересчитать из рублей за 1 т в рубли за 1 л, то на пике (24 июля) они составляли 58 руб., а 9 августа – 57 руб. Это оптовая цена 95-го бензина (без транспортных расходов и прочих составляющих), который через 2–3 недели доедет до АЗС. При текущих розничных ценах продавать такое топливо в плюс невозможно. Однако это не означает, что розница поднимется до уровня опта. У нашего рынка есть регулирующие механизмы, которые не позволят такому произойти. Но «отпускной» дисбаланс, который опять наблюдается на бирже, – это важный маркер, который говорит, что смещение в сторону Аи-95 на внутреннем рынке нарастает, и это необходимо учитывать при накоплении запасов на время плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов.
Парадокс российского рынка
Парадокс российского рынка заключается в том, что у нас нет прямой трансляции оптовых цен в розничные. Биржевые котировки напрямую влияют на оптовые цены, а оптовые цены напрямую влияют на маржинальность автозаправочного бизнеса, в то время как стоимость топлива в рознице они определяют лишь частично. Наибольшее влияние на нее оказывает налоговая составляющая.
Налоги могут занимать до 70% розничной цены. Притом они ежегодно увеличиваются. 1 января каждого года растут акцизы на бензин и дизтопливо, которые используются для наполнения дорожных фондов. К примеру, в 2025 г. акциз на бензин увеличится с текущих 15 048 руб. до 15 755 руб. за 1 т (в 2014 г. акциз на бензин пятого экологического класса составлял 6450 руб./т). Иными словами, удорожание бензина заложено на уровне налогового законодательства.
При этом сохраняется воздействие иностранных топливных котировок и курса рубля к доллару на налоги и налоговые вычеты. А с ними – на себестоимость моторного топлива и рентабельность нефтепереработки.
В 2018 г. была заключена договоренность с нефтяными компаниями, что те будут сдерживать рост цен на своих заправочных сетях в пределах инфляции. Их сети обеспечивают в среднем реализацию 60–70% всего моторного топлива в стране, поэтому они вполне могут выступать ориентиром для независимых автозаправок. Во всяком случае, в регионах, где есть АЗС крупнейших игроков. Для понимания масштаба: у крупнейшей сети АЗС – сети компании «Роснефть» – насчитывается порядка 3000 заправок, которые расположены в 61 регионе России.
Договоренности не предопределяют неизбежный уровень роста цен. К примеру, в 2022 г. средние розничные цены на бензин поднялись менее чем на 1%. Инфляция в том году была, мягко говоря, выше.
Эмбарго и автотуризм
Налоги и регулирующие договоренности в наибольшей степени влияют на розничные цены. Лишь на третьем месте по влиянию расположились биржевые котировки.
Действующая система не лишена изъянов. В ходе ценового кризиса 2023 г. биржевые котировки оказались чрезвычайно высоки, а розничные цены сдерживались в рамках существующих договоренностей. В результате внутренний розничный рынок стал приносить убытки, из-за чего часть независимых заправок летом 2023 г. приостановили свою деятельность. Но это не создавало сложностей в масштабе всего рынка. Проблемой для него стал отток топлива с биржи за рубеж – серый экспорт. На тот момент он не был запрещен. Но в августе – сентябре его масштаб, по оценкам государства, стал угрожающим, что заставило ввести запрет на любой экспорт. Независимо от его «цвета».
И здесь возникает вопрос логистики. Европейское эмбарго на российские нефтепродукты, которое вступило в силу 5 февраля 2023 г., привело к перераспределению потоков. Объемы, которые раньше шли в Европу, пришлось перенаправить в сторону портов северо-запада и юга страны. А летом 2023 г. южное направление дополнительно загрузили отдыхающие.
Автотуризм как значимый фактор для внутреннего рынка начал проявляться с середины июня 2020 г. К периоду высокого спроса 2021 г. этот фактор был учтен. Государство и производители обеспечили дополнительные запасы моторного топлива. Но это не уберегло от локальной паники, когда бензин Аи-95 на бирже дорожал сверх меры.
Топлива нет, но топливо есть
Долгие годы в автобензиновом балансе доминировал Аи-92. Но доля 95-го бензина постепенно увеличивается. Фактически сейчас повторяются события лета 2021 г., только в чуть большем масштабе. Резко выросли котировки 95-го, разница с 92-м оказывается аномально высока. Обычно этот показатель составляет 8000–10 000 руб. за 1 т. Но сейчас «Регуляр-92» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоит 55 930 руб./т, а «Премиум-95» – 74 459 руб./т. Разница более 18 000 руб./т. Это можно считать характерным маркером «отпускного» дисбаланса.
Когда представители правительства сегодня говорят, что объемы производства достаточны и никакого дефицита нет, они не лукавят и не ошибаются. Но произвести – одно дело. Другое – доставить топливо до точки розничной торговли. Мы сталкиваемся с повторением в меньшем масштабе ряда прошлогодних проблем, связанных в первую очередь с логистикой.
Государство учло этот риск, заранее повысив приоритетность доставки моторного топлива. Сейчас на повестке дня – рост количества цистерн, расширение железнодорожных мощностей и нефтебаз. То есть риск был учтен, но технических средств парировать его на все 100% не было. Значит, работу в этом направлении надо продолжить и в будущем году.
Запрет
Стоит упомянуть плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах. Максимум работ стараются завершить до традиционного начала сезона высокого спроса, т. е. до июня. Но теперь май тоже становится частью высокого сезона. Судя по тому, что объем запасов бензина и дизельного топлива, по сообщениям правительства, был больше прошлогоднего, этот фактор учли.
На этом фоне можно более настойчиво требовать, чтобы производители нарастили поставки автобензина и дизтоплива на биржу. Вопрос лишь в том, что они и без того поставляют больше, чем требует действующее законодательство. Например, крупнейший поставщик топлива на внутренний рынок России – «Роснефть» в I квартале поставила на биржу 2,2 млн т бензина и дизельного топлива, что более чем в 2 раза выше норматива. А ее доля в совокупном объеме биржевых продаж топлива составила 35%.
По данным СПбМТСБ, продажи бензина «Премиум-95» в июне выросли до 322 000 т (на 2,6% больше, чем в июне прошлого года), «Регуляр-92» – до 481 000 т (+15%), дизтоплива – до 1,62 млн т (+34,2%).
Кстати, и запасы на время летних ремонтов сделаны в больших объемах, чем в прошлом году. На начало июля рост запасов автобензина относительно того же периода прошлого года составил 2% (накоплено 1,96 млн т), дизельного топлива – на 8% (накоплено 3,38 млн т).
Может сложиться впечатление, что правительство говорит, будто дефицита нет и что экспорт (в дружественные страны) на 70% меньше, чем год назад, и тут же как бы опровергает само себя, вводя запрет. Ведь если нет дефицита, спросит ушлый участник рынка, то зачем ограничивать экспорт?
Полагаем, эту меру используют, чтобы снять часть логистической напряженности до окончания отпускного периода. И чтобы дать сигнал тревожным участникам торгов, что дефицита совершенно точно нет. Но это не отменяет необходимости продолжать работу над расширением транспортных возможностей (включая строительство нефтебаз, которое сейчас сопряжено с особыми проблемами из области безопасности). Также надо повышать запасы Аи-95 и иных видов моторного топлива. То есть стоит двигаться в том же направлении, что и сейчас. Но чуть быстрее и учитывая изменения, которые происходят на рынке.