Всадники ценового Апокалипсиса
Я давно уделяю внимание информации как значимому фактору на рынке и сырьевых материалов, и топлива. Вне зависимости от наличия «рыночной» или «нерыночной» модели экономической системы информационные факторы имеют сильное влияние на стоимость энергоресурсов. Просто в случае рыночной системы – это официальная информация, в случае нерыночной – неофициальная (слухи, догадки, предположения).
Как любые другие процессы, получение, обработка и распространение информации, особенно коммерческой, – один из видов бизнеса. Информация покупается, собирается, анализируется и продается. Это факт для любой экономики. Но главное – кто, как и с какими целями это делает. И нет ли за видимым образом построения прозрачной рыночной компании субъекта, который влияет на стоимость товаров? Попробуем разобраться.
Ценовые агентства (PRA) – это издатели, которые сообщают и обеспечивают прозрачность на физических товарных рынках. В западной системе торговли сырьем они являются давней и важной частью инфраструктуры мирового товарного рынка. Они обеспечивают столь необходимую прозрачность, позволяя рынкам функционировать эффективно, устранять излишки и оптимизировать затраты.
PRA публикуют ценовые оценки преобладающего уровня цен открытого рынка на конкретных физических рынках в соответствии с конкретными опубликованными методологиями. В сфере сырьевых товаров PRA оценивают цены на многочисленные энергетические, сельскохозяйственные, химические и металлические товары. Они публикуют свои оценки ежедневно, еженедельно или ежемесячно и предоставляют к ним доступ в обмен на абонентскую плату. PRA также публикуют базы данных, аналитические материалы и новости рынка в режиме реального времени, а некоторые из них занимаются смежными видами деятельности, такими как консультирование и организация конференций. PRA не зависят от рынков, о которых они сообщают, и не имеют личной заинтересованности в уровне какой-либо оценки цен, которую они публикуют.
Так говорят открытые источники. Все красиво и замечательно. Давайте познакомимся с основными тремя игроками: Argus, S&P Platt’s и ICIS. Три всадника ценового Апокалипсиса.
Argus Media. Работает с 1970 г., штаб-квартира в Лондоне, Великобритания.
Platt’s. Американское ценовое агентство со штаб-квартирой в Лондоне, Великобритания. Работает с 1909 г. Владелец S&P Global.
ICIS. Британское ценовое агентство.
По сути, цены всех товаров в мире формируются британскими компаниями. Да, они обладают методиками, персоналом, агрегируют данные. Им доверяют. Но это доверие такое же, как и к западной финансовой системе. Пока мы играем по их правилам, нас допускают до игры. Как только Россия начинает проявлять самостоятельность в мировой политике, получается то, что мы видим.
Несмотря на регистрацию неких независимых электронных площадок (Argus Open Market, к примеру), структура формирования цены скрыта от участников рынка. Да, декларируются методики оценки, данные этих компаний признаются участниками рынка. Но если вы играете с шулерами, то шулеры друг другу доверяют с одной целью – обыграть вас. И наряду с условиями поставки, финансовыми инструментами, биржами, страховыми компаниями, брокерами, судовыми брокерами все это части одной системы торговли, контролируемой в значительной мере иностранными разведками. И созданной для обогащения не участников рынка, а тех, кто создал эту систему. Да, и система торговли мировыми ресурсами ориентируется на определенные валюты. В значительной мере это доллар США, в меньшей степени – европейский евро. Остальные валюты хоть и могут присутствовать в качестве расчетных, носят опосредованный характер. Стоимость товара рассчитывается в долларах или евро, а потом по курсу (еще один вопрос, кто этот курс считает) проводятся платежи за поставку.
Не первый раз приходится обращаться к словам президента В. В. Путина. Фразу про торговлю энергоресурсами на российской бирже за рубли все помнят. Но торговля энергоресурсами за рубли – это целая система, о составных частях которой говорилось выше. И не дело президента указывать каждому участнику рынка и правительству, что нужно делать. Пытаться ограничивать секунды на подачу заявок при торгах бензином или создать ценовое агентство. Увеличивать штрафы за простой вагоноцистерн или организовать торговлю нефтепродуктами на экспорт за рубли на биржевой площадке. Ограничивать рост цены на АЗС инфляцией или развивать конкуренцию в сегменте независимой переработки.
Так и для начала работы необходимо создание российского ценового агентства. Существуют российские участники: «НААНС-медиа», «Инфотэк-консалт», «ОМТ-консалтинг». Они формируют повестку для топливного рынка. Но (!!!) если бы им давали хотя бы часть средств, которые министерства выплачивают недружественному агентству «Аргус» за котировки, или то, что платили операторам большой четверки за их анализ финансово-хозяйственной деятельности или советы по развитию, наши отечественные агентства давно бы захватили если не рынок БРИКС, но рынок СНГ точно.
Мы по привычке (или по чьему-то не очень дружественному совету) признали иностранных аналитиков более грамотными и более успешными. И считали нормальным развивать свой бизнес с их помощью. А насколько их советы были дружественными? Или как в ситуации с «Гринписом» (нежелательная организация в РФ) и ВВФ (иноагент в РФ), когда под маркой защиты окружающей среды нам срывали многочисленные проекты по добыче системно значимых для выживания и независимости полезных ископаемых?
Россия должна воспрять ото сна. Сна, в который ее погрузили более 30 лет назад, рассказав сказку об открытом и прозрачном конкурентном рынке. Правда, на условиях того, кто этот рынок создал. Нужно в первую очередь озаботиться созданием отечественных системных институтов развития рынка. Причем спрос на эти услуги есть не только у нас – все страны мира продолжают пользоваться данными подданных британской короны. Ибо альтернатив нет, а любые компании, пытающиеся действительно работать независимо, либо покупаются, либо уничтожаются.
Создание ценового агентства для дружественных государств – это еще и возможность наших партнеров почувствовать истинную экономическую независимость. Это возможность укрепить российскую экономику, создать наконец мировой финансовый центр в Москве. А он создается именно такими действиями, а никак не стройками «москваситей».
Ценовое агентство России – сегодня это один из факторов существования нашего государства. Даже самая сильная экономика не сможет выдержать, если ее будут неправильно считать. А пока мы не можем предложить альтернативный расчет. Пора сбросить пелену с глаз и заняться делом. Делом. Системными институтами для рынка. Иначе опять попадем в зависимость, даже дружественную.