Объем онлайн-продаж в России в 2024 году достигнет 9–11 трлн рублей

Рост рынка замедляется, но развитие отрасли продолжается за счет регионов
Freepik
Freepik

Объем рынка онлайн-продаж в январе – октябре 2024 г. достиг 7 трлн руб., что на 43% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Об этом «Ведомостям» рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. За полный 2024 год российский рынок электронной коммерции, по его оценке, преодолеет планку в 9 трлн руб., что более чем на 40% выше показателя прошлого года.

Свой прогноз Соколов объясняет тем, что ноябрь и декабрь традиционно являются месяцами высокого спроса. «Рынок вернулся к своему стабильному динамическому росту и продолжил развитие», – считает Соколов.

Ожидания аналитической компании Data Insight по объемам продаж выше. По словам партнера компании Бориса Овчинникова, в денежном выражении рынок электронной коммерции вырастет в 2024 г. почти на 40% и составит около 11 трлн руб. При этом средний чек почти не изменится и останется на уровне около 1500 руб. В 2019–2023 гг. средний чек ежегодно уменьшался в среднем на 18 п. п., отмечает Овчинников. Он объясняет это ростом доли маркетплейсов с их относительно небольшими чеками, но в 2024 г. этот тренд был почти полностью нивелирован ростом цен.

По данным Data Insight, рост рынка в январе – октябре 2024 г. составил 46% к тому же периоду 2023 г. Всего за год наберется около 7,2 млрд онлайн-заказов, отмечает Овчинников. Он прогнозирует, что по итогам года рост показателя составит примерно 40–42%, что близко к прогнозу Data Insight, опубликованному в начале года: тогда прогнозировался рост на 43%.

Но, по его словам, на рынке наблюдается заметное замедление роста. Если в начале 2024 г. количество заказов на 55–60% превышало показатели начала 2023 г., то к октябрю рост замедлился до 30%. Овчинников объясняет это тем, что онлайн-торговля, в первую очередь маркетплейсы, уже «отъели» у офлайна от 50 до 65% от всей розницы в большинстве непродовольственных товарных категорий. «Продолжающийся, но уже в меньшем объеме переток из офлайна в онлайн уже не может обеспечить прежние темпы роста», – заключил партнер Data Insight.

Freepik

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров в разговоре с «Ведомостями» также называет замедление темпов роста онлайн-продаж одним из ключевых трендов 2024 г. По его словам, этот тренд сформировался во втором полугодии 2024 г. Бурмистров связывает его с дефицитом складских площадей. «Скорость роста онлайн-продаж оказалась настолько высокой, что инфраструктуры просто критически не хватает», – отмечает эксперт.

По его словам, дефицит касается не только инфраструктуры логистических центров, но и кадров. На рынке наблюдается сильный дефицит курьеров и рост расходов на «последнюю милю», которые «серьезно ограничивают» рост онлайн-торговли, говорит Бурмистров.

С ним соглашается старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова. По ее словам, дефицит персонала в сегменте «синих воротничков» ведет к перегреву зарплат и росту стоимости доставки, вследствие чего растет доля платной доставки. Эксперт прогнозирует, что дефицит кадров и рост платной доставки сохранится и в 2025 г.

По ее словам, в 2025 г. сохранятся и другие ключевые тренды: доминирование универсальных маркетплейсов, консолидация рынка, усиление тренда на госрегулирование. Пашкова также отмечает, что инфляционное давление на цены ведет к росту среднего чека, а доля товаров по промоакциям в предложении снижается.

Экспансия в регионы

При этом сильную динамику роста онлайн-продаж в 2024 г. показывают регионы, отмечают эксперты. По словам Бурмистрова, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках основным драйвером роста онлайн-продаж является сегмент экспресс-доставки. «В то же время драйвером всего рынка становится ситуация в регионах, где мы видим большой эффект от развития сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Ozon и Wildberries», – говорит аналитик. Он поясняет, что в регионах отсутствует другая торговая инфраструктура – нет розничных торговых сетей и других возможностей доставки, кроме «Почты России», поэтому с открытием ПВЗ происходит бурный рост онлайн-продаж.

Соколов из АКИТ тоже называет рост продаж в регионах одним из главных трендов 2024 г. «Фактически сегодня бизнес ориентирован на развитие региональной инфраструктуры. Активно строят и открывают распределительные центры и фулфилмент-центры маркетплейсы, региональные производители и продавцы подключаются к новой инфраструктуре, традиционная торговля совершенствует доставку из магазинов и собственных распределительных центров и дарксторов», – говорит эксперт.

По его словам, благодаря развитию региональной инфраструктуры рост рынка в некоторых регионах в этом году превышает 60–80%, тогда как в целом по России показатель составляет примерно 40%. Как следствие, меняется структура рынка. Сейчас 76% объема в интернет-торговле генерируют регионы, а на Москву и Санкт-Петербург приходится всего 24% (против 80% ранее), отмечает Соколов.

Тренды будущего

Другим важным трендом президент АКИТ называет развитие финтеха и сопутствующих ему сервисов, создание экосистем с объединением технологий интернет-торговли и финансовых услуг, где пользователь может «в одном окне» решать сразу несколько задач.

По словам Соколова, еще одним трендом является универсализация бизнес-моделей: онлайн-ритейлеры открывают розничные магазины, а сетевая розница работает не только в офлайне. «Фактически мы находимся на следующем этапе технологического развития, и сегодня уже нет одного чистого формата торговли. Гибридный формат торговли – то, что сегодня актуально и отличает российский ритейл», – отмечает он.

Кроме того, ни одна из компаний интернет-торговли сейчас не обходится без искусственного интеллекта (ИИ), утверждает Соколов. По его словам, ИИ используют при создании рекламного контента, в клиентской поддержке, для персонализации предложений и решения многих повседневных задач. Например, оптимизация маршрутов с помощью ИИ позволяет экономить до 30% расходов на топливо и запчасти к автомобилям, говорит эксперт. Он ожидает, что «в обозримом будущем» технологии также позволят точно рассчитывать спрос и продажи.

Пашкова отмечает еще один тренд рынка электронной коммерции – развитие Retail Media, т. е. собственных рекламных платформ от онлайн-ритейлера для продавцов и брендов для продвижения продукции. Retail Media уже есть у ключевых игроков рынка электронной коммерции, а в 2024 г. свои рекламные платформы для продавцов запустили «Лэтуаль», «Лемана ПРО», «Авторусь» и др. По оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы, объем рынка Retail Media в 2024 г. вырастет до 437 млрд руб.

По словам Пашковой, компании активно интегрируют рекламные инструменты в свои платформы, превращая их в полноценные медийные площадки. При этом ритейлеры получают дополнительный источник дохода, компенсируя рост операционных затрат. «Доля e-commerce в структуре интернет-активности пользователей выросла на четверть, что косвенно свидетельствует об эффекте Retail Media», – добавила она.