Сможет ли возобновляемая энергетика обеспечить мир энергией

Рентабельность инвестиций в ВИЭ в десятки раз ниже, чем развитие энергии на основе нефти, газа и угля
По прогнозу экспертов, к 2050 г. мощности генерации на основе ВИЭ вырастут втрое, но доля ископаемых источников энергии все еще будет составлять около 55%
По прогнозу экспертов, к 2050 г. мощности генерации на основе ВИЭ вырастут втрое, но доля ископаемых источников энергии все еще будет составлять около 55% / iStock

В последнее десятилетие в мировой энергетической повестке активно обсуждался вопрос вытеснения ископаемых видов топлива – нефти, газа и угля – возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). Большинство нефтегазовых компаний вкладывали миллиарды долларов в проекты по строительству ветровой и солнечной генерации. Но ускоренный энергопереход от ископаемого топлива к ВИЭ в основном связан не с естественными процессами в энергетике, а с государственными политиками развитых стран, продвигающими зеленую повестку.

Несмотря на все усилия, будущее «чистой» энергетики в краткосрочной перспективе становится более неопределенным, констатируют аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) в своем ежегодном докладе World Energy Outlook 2024 (WEO-2024). Возобновляемая энергетика развивается беспрецедентными темпами, соотношение инвестиций в нее вдвое превышает затраты на развитие ископаемых видов топлива, подчеркивается в обзоре. При этом вплоть до 2050 г. ископаемое топливо сохранит за собой лидерство в объеме производства энергии в мире – на него будет приходиться порядка 58%. Доля нефти в энергобалансе в 2050 г. составит 24%, газа – 21%, угля – 13%.

В то же время реальный рост мощности ВИЭ может оказаться не таким впечатляющим, как ожидалось ранее. По оценке МЭА, генерирующие мощности ВИЭ вырастут с 4,25 ТВт почти до 10 ТВт в 2030 г., что в 3 раза ниже целевого показателя, установленного Конференцией ООН по изменению климата 2023 г. (COP28).

ВИЭ проигрывают конкуренцию

Благодаря бóльшей энергоемкости и транспортабельности ископаемое топливо практически в любой момент направляется туда, где оно более всего востребовано, отмечал в своем докладе на Веронском Евразийском экономическом форуме – 2024 главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Например, объем энергии, которую можно переместить на 1000 миль за $1 для трубопроводной нефти составляет до 4,4 МВт ч, для трубопроводного газа – до 1,2 МВт ч, а для водорода – лишь 0,2 МВт ч.

Кроме того, ископаемое топливо обладает высокой плотностью потока энергии, отметил он. По этому показателю дизельное топливо превосходит водород почти в 30 раз, а газ превосходит ветровую и солнечную энергию в 270 и 70 раз соответственно, сказал Сечин, ссылаясь на данные минэнерго США и научную статью, опубликованную в международном научном журнале Energy Policy.

За счет этих свойств использование ископаемого топлива дает гораздо более высокую эффективность инвестиций, измеренную в единицах энергии, заметил глава «Роснефти». По этому показателю угольные и газовые электростанции с энергоотдачей от инвестиций в размере 30 и 28 раз оказываются более чем в 10 раз эффективнее субсидируемой ветряной и солнечной электроэнергетики (энергоотдача от инвестиций – примерно 4 и 2 раза).

Сечин подчеркнул, что современная мировая энергетическая система базируется на ископаемом топливе, на долю которого приходится более 80% всей потребляемой первичной энергии. «Именно благодаря ископаемому топливу глобальная энергетическая система стала основой современной жизни. За последние 200 лет использование углеводородов сделало энергию более доступной, что, в свою очередь, наряду с улучшениями в сфере здравоохранения и питания человека привело к увеличению продолжительности жизни с 30 до 70 лет, а доля населения планеты, живущего в крайней нищете, сократилась с 90 до 10%», – заметил он.

Глава «Роснефти» обратил внимание, что для реального энергоперехода к возобновляемой энергетике потребуется серьезная структурная перестройка всех частей экономики – инфраструктуры, технологий, цепочек поставок. Кроме того, чтобы нарастить долю генерации с использованием ВИЭ, необходимо заранее решить проблемы, связанные со стабильной работой энергосетей, созданием мощностей хранения электроэнергии и сглаживанием пиков потребления. Все это требует масштабных инвестиций, подчеркнул он. Для достижения целей Парижского соглашения к 2050 г. электроэнергетическому сектору будет необходимо более $70 трлн инвестиций, сказал Сечин.

При этом потребление энергии в мире продолжит расти, обратил внимание он. Например, по прогнозу Bank of America, экономический рост в развивающихся странах и развитие центров обработки данных приведут к годовому приросту потребления энергии до 9 млн барр. нефтяного эквивалента (н. э.) в сутки при текущем мировом потреблении в 300 млн барр. н. э. Инвестбанк JPMorgan, в свою очередь, ожидает увеличение мирового спроса на нефть почти на 6 млн барр. в сутки к 2035 г. Это, по словам главы «Роснефти», придает особую важность инвестициям в нефтедобычу. По оценке ОПЕК, обеспечение потребностей рынка потребует увеличения инвестиций в добычу нефти почти на 50% до $550 млрд в год к 2050 г., напомнил Сечин.

ВИЭ vs. ископаемое топливо: что дальше

Доля возобновляемых источников энергии будет расти, причем глобальный рост до 2050 г. в среднем составит 4% в год, говорит эксперт аналитического центра «Яков и партнеры» Анна Волкова. Ключевым фактором распространения ВИЭ является продолжающееся снижение нормированной стоимости производства электроэнергии (LCOE) солнечной и ветровой наземной генерации за счет эффекта масштаба производства, поясняет она.

По прогнозу «Яков и партнеры», к 2050 г. мощности генерации на основе ВИЭ вырастут втрое, но доля ископаемых источников энергии все еще будет составлять порядка 55%. При этом, по словам Волковой, параллельно будет происходить «озеленение» использования ископаемого топлива и развитие технологий нового поколения – атомных станций малой мощности, термоядерного синтеза, использования водорода, аммиака и метанола.

Пик спроса на ископаемое топливо, по оценке эксперта «Яков и партнеры», произойдет после 2030 г., что будет вызвано ростом спроса на энергию со стороны развивающихся регионов (стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки).

В мире растет спрос не на ВИЭ, а на энергию в целом, обращает внимание доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. По его мнению, в обозримой перспективе ВИЭ не смогут перегнать ископаемое топливо в мировом энергобалансе. Для энергоснабжения мировых потребностей необходим прирост предложения на 9 млн барр. н. э. ежегодно, а ВИЭ могут обеспечить только 2 млн барр. н. э., отмечает эксперт.

Для борьбы с «энергетической бедностью» необходим рост потребления нефти и других ископаемых видов топлива, считает он. «Бум альтернативной энергетики длится уже не первое десятилетие, но его результаты по-прежнему скромны – доля ВИЭ составляет считанные проценты, несмотря на миллиардные инвестиции в данную сферу», – отмечает Андрианов.

По его словам, ВИЭ имеют множество ограничений, главные из которых – финансовые и ресурсные. Сумма инвестиций, необходимых для достижения целей Парижского соглашения к 2050 г., в $70 трлн «в принципе недостижима», подчеркивает эксперт. Более того, отвлечение средств на развитие ВИЭ способно привести к глобальному экономическому кризису, превосходящему по масштабу Великую депрессию, добавляет он.

Азия и Африка: точка роста

Традиционно высокий потенциал роста спроса на энергию прогнозируется в странах Азии и Африки. По мнению Андрианова, растущий спрос в этих регионах можно покрыть только за счет ископаемого топлива. ВИЭ могут обеспечить снабжение электроэнергией отдельные населенные пункты, но они не способны стать основой для ускоренного промышленного развития, считает он.

Для строительства заводов, фабрик, создания инфраструктуры нужны мощные и, главное, стабильные источники энергии, а ВИЭ не отвечают ни одному из этих критериев, уверен эксперт. Сегодня 95% всех товаров высокого передела производится с использованием продуктов переработки нефти и газа, напоминает Андрианов.

Волкова отмечает, что доля ВИЭ в развивающихся странах будет расти, но покрытие растущего спроса исключительно за счет возобновляемой энергетики делает энергосистему менее надежной и приводит к затруднению обеспечения бесперебойного снабжения, считает она. Для надежного обеспечения электроэнергией от ВИЭ потребуется рост запасающих мощностей (строительство дорогостоящих ГАЭС или батарейных систем хранения), но такие инвестиции требуют перетока средств бюджетов развивающихся стран с других стратегических направлений развития, отмечает эксперт.

Обеспечение растущего спроса на энергию в Азии и Африке за счет ВИЭ с экономической точки зрения пока невозможно, уверен инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Возобновляемое топливо по-прежнему в 3–7 раз дороже ископаемого топлива, подчеркивает он. Хотя в будущем ожидается снижение стоимости водорода и некоторых видов биотоплива, в 2030 г. возобновляемое топливо, по прогнозу МЭА, будет оставаться в 2–4 раза дороже ископаемого, замечает эксперт.

Вместе с тем увеличение выработки электроэнергии ветряками и солнечными батареями приводит к росту перегрузок сети и перебоев в подаче электроэнергии, говорит Суверов. В странах, где инвестиции в сетевую инфраструктуру отстают от роста генерации, перебои могут стать большой проблемой, заключает он.