Доля нефтегазовых доходов бюджета в 2024 году растет выше плана

Почти 80% поступлений в январе – сентябре обеспечила добыча нефти
Основная часть нефтегазовых доходов приходится на добычу, переработку и экспорт нефти
Основная часть нефтегазовых доходов приходится на добычу, переработку и экспорт нефти / iStock

Доля нефтегазовых доходов в наполнении федерального бюджета России в январе – сентябре 2024 г. достигла 31,7% против 28,3% за аналогичный период прошлого года, следует из данных Минфина. Это выше планового показателя на этот год – 31,3%.

В предыдущие годы отмечалась тенденция по снижению доли нефтегазовых доходов. В 2014 г. их доля превышала 50%, в 2015–2019 гг. составляла 36–46,4%, а в 2020 г. упала до 28%. Затем показатель восстановился до 35,8% в 2021 г. и 41,6% в 2022 г. В прошлом году он вернулся на уровень в 30%, составив 30,3%.

Объем доходов федерального бюджета в январе – сентябре 2024 г. составил 26,3 трлн руб., что на 33,1% выше показателя за аналогичный период 2023 г. Нефтегазовые доходы за девять месяцев увеличились в 1,5 раза и превысили 8,3 трлн руб. По оценке Минфина, в ближайшие месяцы ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем. Ненефтегазовые доходы в январе – сентябре выросли на 26,9% до 18 трлн руб.

За счет чего формируются нефтегазовые доходы

Нефтегазовые доходы бюджета формируются за счет поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход (НДД) и экспортных пошлин. При этом доходы сокращаются на сумму выплат нефтяным компаниям по обратному акцизу на нефть с учетом демпфирующей и инвестиционной надбавок.

Основную часть нефтегазовых доходов составляют поступления по НДПИ. В 2022 г. они сформировали 71,7% нефтегазовых доходов (без учета расходов на выплаты по обратному акцизу), в 2023 г. – 80,7%. В январе – сентябре показатель достиг 83,5%.

Второе место при формировании нефтегазовых доходов бюджета традиционно занимали поступления от экспортных пошлин. В 2022 г. на поступления от вывозных пошлин при поставках газа, нефти и нефтепродуктов пришлись 21,6% нефтегазовых доходов (без учета выплат по обратному акцизу), в 2023 г. – 11%. Но с 2023 г. ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты обнулились в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли (предполагал снижение экспортной пошлины в 2019–2024 гг. при одновременном повышении НДПИ). В результате в январе – сентябре этого года доля поступлений от пошлин снизилась до 2,5%.

Одновременно растет роль в наполнении бюджета поступлений от НДД. В 2022 г. их доля в нефтегазовых доходах составляла 11,4%, в 2023 г. – 11%, а в январе – сентябре этого года – уже 13,9%.

При этом основная часть нефтегазовых доходов приходится на добычу, переработку и экспорт нефти: в 2022 г. доля нефтяного сектора в общей сумме доходов составляла 66,5%, в 2023 г. – 74,6%, а в январе – сентябре этого года достигла 77,7%.

Поступления налогов от добычи и экспорта газа в 2022 г. обеспечили 30,2% нефтегазовых доходов, в 2023 г. – 20,2%, в январе – сентябре 2024 г. – 16,3%, поступления от добычи газового конденсата – 3,3, 5,2 и 6% соответственно.

Снижают нефтегазовые доходы бюджета выплаты по обратному акцизу, особенно выплаты в рамках демпфирующего механизма на топливном рынке (применяется для сглаживания роста цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке). В 2022 г. соответствующие расходы составили 3,2 трлн руб. при поступлениях в 14,8 трлн, в 2023 г. – 2,9 трлн при доходах в 11,7 трлн.

Но не все участники рынка согласны с методикой, в соответствии с которой доходы отрасли снижаются на величину демпфера, отмечает инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов. «Уменьшение Минфином нефтяных доходов на величину топливного демпфера является некорректным. Демпфер по своей экономической природе является компенсацией потерь нефтяных компаний от сдерживания внутренних цен на топливо, т. е., по сути, это субсидия от государства», – говорит он.

Добыча нефти наполняет бюджет

Основной вклад в рост нефтегазовых доходов в этом году вносит нефтяная отрасль. Нефтяные доходы бюджета (с учетом выплат обратного акциза) в январе – сентябре увеличились в 1,6 раза к показателю за аналогичный период прошлого года до 6,5 трлн руб. Поступления по НДПИ при этом выросли в 1,5 раза до 9,3 трлн руб., по НДД – в 2,2 раза до 1,6 трлн руб. Объем выплат из бюджета по обратному акцизу увеличился на 42,2% и достиг 2,8 трлн руб.

Поступления по НДПИ и экспортной пошлине в газовой отрасли в январе – сентябре увеличились лишь на 8,6% до 1,4 трлн руб. В том числе доходы бюджета от НДПИ при добыче газа выросли на 22,3% до 1,1 трлн руб., а поступления по экспортной пошлине снизились на 23,2% до 290,2 млрд руб. из-за падения экспортных цен на газ.

Поступления по НДПИ на газовый конденсат выросли в 1,7 раза до 498,4 млрд руб.

По оценке правительства, которая содержится в проекте бюджета на следующую трехлетку, доходы от НДПИ в этом году запланированы на уровне 12,6 трлн руб. (+32,9% к показателю прошлого года), в том числе от НДПИ при добыче нефти – 10,43 трлн руб. (+33,9%), газа – 1,45 трлн руб. (+18,7%), газового конденсата – 704,1 млрд руб. (+53,3%).

Поступления по НДД должны составить 2 трлн руб. (+58,3%). Доходы бюджета от экспортной пошлины на газ, как ожидается, снизятся на 19,7% до 454,7 млрд руб. Объем выплат по обратному акцизу оценивается в 3,8 трлн руб. (+29,2%).

Будет ли расти доля нефти и газа в бюджете

По итогам 2024 г. доля нефтегазовых доходов может превысить плановый уровень за счет снижения дисконтов в цене на российскую нефть к мировым бенчмаркам, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По оценке главного экономиста рейтингового агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, она будет немного выше планового показателя, составив 32%.

При этом в проекте бюджета на 2025 г. и плановый период 2026 и 2027 гг. запланировано снижение доли нефтегазовых доходов. По прогнозу правительства, она снизится с 31,3% в 2024 г. до 27,1% в 2025 г., 25,2% в 2026 г. и 22,6% в 2027 г. Доля ненефтегазовых доходов увеличится с 68,7% в этом году до 72,9% в 2025 г., 74,8% в 2026 г. и 77,4% в 2027 г.

Запланировано и снижение самих нефтегазовых доходов. В проекте бюджета отмечается, что они сократятся с 11,3 трлн руб. в 2024 г. до 10,9 трлн в 2025 г., 10,6 трлн в 2026 г. и 9,8 трлн в 2027 г. При этом предполагается, что общие доходы бюджета в следующие три года будут расти за счет ненефтегазовых доходов. В 2027 г. общие доходы должны достичь 34,2 трлн руб. (+19,5% к 2023 г.).

Ожидаемое снижение доли нефтегазовых доходов обусловлено проведением в следующем году налоговой реформы, поясняет руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Одно из ключевых положений реформы – увеличение ставки налога на прибыль организаций с 20 до 25%. Это должно принести в бюджет дополнительные налоговые поступления, относящиеся к ненефтегазовым доходам, отмечает Беленькая. При этом нести дополнительную нагрузку в виде повышенной ставки налога на прибыль будут и нефтегазовые компании, обращает внимание она. По оценке эксперта, при текущей структуре экономики оптимальная доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета – 30%.

По мнению гендиректора Open Oil Market Сергея Терешкина, ожидаемое правительством сокращение нефтегазовых доходов бюджета будет отчасти связано с отменой надбавки к НДПИ на газ для «Газпрома», который с 2023 г. ежемесячно доплачивал в бюджет 50 млрд руб.

Также в проекте бюджета заложено сокращение доходов от НДД, что обусловлено рисками падения цен на нефть, отмечает он. Согласно параметрам проекта бюджета на следующую трехлетку, средняя экспортная цена на российскую нефть снизится с $70/барр. в этом году до $69,7/барр. в 2025 г., $66/барр. в 2026 г. и $65,5/барр. в 2027 г. По оценке Терешкина, в 2025 г. средняя цена российской нефти сорта Urals не превысит $60/барр. на фоне сохранения скидок к международным бенчмаркам и роста добычи нефти странами, не участвующими в соглашении ОПЕК+.

В то же время аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко не исключает возможности роста цен на нефть в 2025 г. из-за геополитических конфликтов, что может стать фактором для роста нефтегазовых доходов.

Определяющее значение для нефтегазовых доходов бюджета в будущем будет иметь НДПИ, отмечает Терешкин. Он напоминает, что договоренности стран ОПЕК+ предусматривают увеличение квоты России на добычу нефти в 2024–2025 гг. После 2025 г. страны ОПЕК+, скорее всего, также будут наращивать добычу из-за опасений потери доли на рынке, прогнозирует эксперт.

Лидер по добыче нефти в России – «Роснефть», на нее приходится более трети всей добычи в стране.

Влияние экспортных пошлин на рост нефтегазовых доходов будет скромнее. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты обнулены с 2024 г., а потенциал роста экспорта газа, монопольным правом на который обладает «Газпром», ограничен. Сейчас экспорт газа существенно ниже уровня 2021 г., напоминает Терешкин.

Суверов обращает внимание, что в нефтегазовые доходы бюджета не включен ряд бюджетных поступлений от деятельности компаний этой отрасли. По его мнению, помимо НДПИ, НДД и экспортных пошлин к ним также можно отнести другие налоги компаний сектора и налоги поставщиков и подрядчиков нефтегазовых компаний. Дивиденды компаний нефтегазового сектора также являются существенной статьей бюджетных доходов, которые не относятся Минфином к нефтегазовым доходам, отмечает Суверов. Таким образом, реальный вклад нефтегазовой отрасли в доходы бюджета существенно выше, констатирует он.