Российский топливный рынок достиг стабильности
Рост розничных цен на бензин для потребителей остается на уровне инфляции
Правительство продолжает стабилизировать российский топливный рынок. Уже принятые и планируемые меры достаточны для достижения стабильности на рынке, считают эксперты.
С 1 августа в России вновь вступил в силу запрет на вывоз бензина для обеспечения топливом внутреннего рынка. Правительство уже приняло принципиальное решение продлить эту меру до конца октября 2024 г., сообщил в конце июля вице-премьер Александр Новак. Параллельно Минфин разработал законопроект, в котором предлагается отменить одновременное обнуление выплат по топливному демпферу в отношении бензина марки Аи-92 и дизельного топлива в случае превышения предельного уровня цен более чем на 10 и 20% соответственно. Таким образом, компании продолжат получать топливный демпфер по одному из этих продуктов, даже если биржевая цена второго превысит допустимый уровень.
Правительство и нефтяные компании стараются увеличить объемы производства бензина Аи-92 после его снижения в начале 2024 г. из-за инцидентов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Для этого Минэнерго и участники рынка пытаются увеличить загрузку НПЗ и обеспечить транспортировку нефтепродуктов по стране. По мнению Новака, этого будет достаточно для удовлетворения спроса на внутреннем рынке. Правительство не планирует отдельно выделять бензин марки Аи-95 в формуле расчета демпфера, добавил он. Сейчас в формуле учитываются только цены на бензин Аи-92.
Что такое демпфер
В соответствии с механизмом, если стоимость бензина и дизеля внутри страны выше экспортных альтернатив, нефтяники отчисляют выплаты в бюджет. Таким образом, демпфер позволяет поддерживать на внутреннем рынке относительно низкий уровень цен. Иными словами, это такая форма субсидирования внутреннего рынка: НПЗ получают демпфер от государства, когда им выгоднее поставлять топливо на экспорт (частичное субсидирование недополученной экспортной выручки), и наоборот (платят в пользу государства, если внутренний рынок является премиальным).
Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям за июнь 2024 г. (выплачивались в июле) составили 142,5 млрд руб., что на 29,3% больше, чем за июнь 2023 г., следует из материалов Минфина. Всего в январе – июле этого года компании получили 1,1 трлн руб. – почти вдвое больше показателя за аналогичный период 2023 г. При этом нефтяные доходы бюджета (за вычетом доходов от НДПИ на газ и газовый конденсат, экспортной пошлины на газ) увеличились в первом полугодии в 1,7 раза до 5,4 трлн руб.
Эта цифра складывается при некорректном уменьшении Минфином нефтяных доходов на величину демпфера, что является нелогичным, так как по своей сути демпфер – это субсидия, отмечает инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов. «Между тем прямые налоги от добычи и переработки нефти и прочих налогов нефтяных компаний в первом полугодии составили совокупно 6,5 трлн руб.», – отмечает он. Ведь нефтяные компании добывают газ и конденсат, платят налог на прибыль, а есть еще налоги с отраслей, функционирование которых обеспечивает нефтяная отрасль, перечисляет Суверов: «Суммарно наша казна получила свыше 8 трлн руб. налоговых поступлений от нефтянки только за первые шесть месяцев этого года. Это почти треть налоговых доходов бюджета РФ за этот срок», – подсчитал аналитик.
Демпферный подход целесообразно распространить также на производство горячекатаного проката и арматуры для внутреннего рынка, рассуждает Суверов. «Во избежание образования дефицита на внутреннем рынке механизм демпфера для горячекатаного проката и арматуры следует ориентировать на частичное изъятие в бюджет у металлургического сектора премий внутреннего рынка, а выплаты из бюджета предусмотреть за счет повышения налогообложения добывающих сегментов металлургического сектора страны», – отметил аналитик.
Разработанные инициативы помогут стабилизировать ценовую ситуацию, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе Минэнерго. Там отметили, что демпфер работает эффективно, а его донастройка сейчас не требуется. По итогам 2024 г. Минэнерго ожидает роста цен на нефтепродукты на АЗС не выше уровня инфляции. Министерство продолжит в ежедневном режиме мониторить ситуацию с обеспечением внутреннего рынка моторным топливом, добавили в пресс-службе. В июле месячная инфляция ускорилась до 1,14%, сообщил Росстат. С начала 2024 г. инфляция достигла 5,06%.
Ранее Российский топливный союз (РТС; объединяет крупнейшие сети АЗС) обратился в правительство с просьбой поручить нефтяникам нарастить производство высокооктанового бензина (Аи-95 и выше) из-за сильного роста спроса на него на территории России, сообщал ТАСС. По данным РТС, несмотря на рост производства Аи-95, доля которого в общей корзине выпуска бензина составляет уже более 45%, его потребление достигло около 57% в среднем по стране.
С начала июня этого года биржевые цены на бензин Аи-92 и Аи-95 стремительно растут, при этом динамика цен на бензин Аи-95 выше, чем на бензин Аи-92, обращает внимание эксперт «Яков и партнеры» Виктория Трифонова. Тонна бензина Аи-95 с 11 июня по 9 августа подорожала на 38% до 74 459 руб., при этом тонна Аи-92 – на 16,5% до 55 930 руб. Рост цен на летний дизель был гораздо ниже – примерно 2%, уточняет Трифонова. Стоимость 1 т дизеля достигла 61 760 руб.
Динамика цен на топливо на АЗС зависит от изменения биржевых цен, а целью правительства остается сдерживание роста розничных цен на топливо для потребителей внутри страны в пределах инфляции, напоминает Трифонова. Но с начала года по 5 августа розничные цены на бензин выросли уже на 5,5% при инфляции в 5%, обращает внимание она. Для дизеля такой проблемы пока нет: розничная цена на АЗС удерживается в пределах инфляции – с начала года она выросла на 2,8%. Рентабельность АЗС сильно зависит от колебаний оптовых цен на топливо, при этом владельцам заправок нужно конкурировать с другими игроками, замечает эксперт.
Для АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, соотношение оптовых и розничных цен не так важно, утверждает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Возможные убытки на стадии розничной реализации окупаются получением прибыли от переработки нефти.
По расчетам «Яков и партнеры», в середине июля маржинальность продаж на АЗС бензина Аи-95 была отрицательной – минус 1,2 руб./л, а Аи-92 и дизельного топлива положительной – 2,2 и 3,1 руб./л соответственно, рассказывает Трифонова. Разница в трендах обусловлена меняющимся балансом сезонного спроса и предложения. На объем предложения, в свою очередь, влияет объем мощностей по производству нефтепродуктов в России: НПЗ производят вдвое больше дизтоплива, чем необходимо внутреннему рынку, но производство бензина лишь немного превышает спрос на него внутри страны, поясняет она.
В последние годы механизм демпфера работает и доказывает свою эффективность, считает Кауфман.
Но одного демпферного механизма, по его словам, может быть недостаточно. Это происходит потому, что демпфер лишь частично компенсирует разницу между внутренними ценами и экспортной альтернативой. Поэтому правительству приходится использовать дополнительные меры – ограничение на экспорт или повышение нормативов продаж топлива на бирже – для поддержания стабильности на внутреннем рынке.
По мнению Кауфмана, альтернативой демпферу могут стать значительное увеличение нормативов продаж топлива на бирже и квотирование экспорта. Также помогло бы устранение посредников в экспорте, рассуждает инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов: «Право экспорта должно быть только у тех, кто производит топливо».
Дополнительные меры
Для обеспечения внутреннего спроса на нефтепродукты и реализации экспортного потенциала необходима реализация планов по модернизации НПЗ, считает Трифонова. По ее словам, это будет возможно при поддержании рентабельности заводов – с помощью как скорректированных демпферных выплат, так и дополнительных рассматриваемых мер.
Минфин по поручению Новака разработал законопроект о продлении выплаты инвестиционной надбавки к «обратному» акцизу на нефть до 1 января 2033 г. Еще до этого поручения правительство рассчитывало, что к 2030 г. новые производственные мощности должны привести к увеличению выпуска бензина на 5 млн т в год и дизельного топлива – на 30 млн т. В 2023 г. производство бензина в России, по данным Росстата, составило 44 млн т, дизтоплива – 88,2 млн т.
Что такое инвестнадбавка
Обратный акциз на нефть был введен в 2018 г. в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли для компенсации роста налога на добычу полезных ископаемых и поддержания приемлемой доходности нефтеперерабатывающих заводов. Его целью также является стимулирование инвестиций в нефтепереработку и модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей. Инвестнадбавку получают компании, участвующие в госпрограмме модернизации НПЗ.
Продление запрета на экспорт бензина и внедрение механизмов по предотвращению серого экспорта дизеля (экспорта нефтепродуктов, купленных на бирже) являются мерой для сдерживания оптовых цен и предотвращения дефицита в период ремонтов НПЗ, уверена Трифонова. Эти меры должны повысить рентабельность АЗС, одновременно сдерживая рост розничных цен, отмечает она.
По мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, у регуляторов осталась одна дополнительная мера – резкое повышение нормативов биржевых продаж с текущих 15% для бензина и 16% для дизеля «хотя бы до 33%». Это обеспечит рост конкуренции на бирже и повышение доступности топлива для независимых АЗС и трейдеров, считает он. Последние могут сыграть важную роль в разрушении региональных топливных монополий, закупая бензин на бирже и перепродавая его мелкооптовым потребителям по более низким ценам, считает он.
СПбМТСБ для борьбы с недобросовестными участниками рынка применяет механизм блокировки их участия в торгах. Например, в октябре 2023 г. биржа отстранила от участия в торгах 15 трейдеров из-за неоднократного срыва сроков поставок нефтепродуктов, а 29 трейдерам вынесла предупреждение. В феврале этого года СПбМТСБ приостановила допуск к торгам для трех трейдеров из-за использования ими биржевых роботов.
Благодаря принятым мерам рост розничных цен на бензин будет находиться в пределах инфляции, а рост цен на дизель немного превысит ее, прогнозирует Родионов. По прогнозу Кауфмана, в ближайшее время темпы роста розничных цен замедлятся, а по итогам года топливо подорожает примерно на 7%.