Российский топливный рынок достиг стабильности
Рост розничных цен на бензин для потребителей остается на уровне инфляцииПравительство продолжает стабилизировать российский топливный рынок. Уже принятые и планируемые меры достаточны для достижения стабильности на рынке, считают эксперты.
С 1 августа в России вновь вступил в силу запрет на вывоз бензина для обеспечения топливом внутреннего рынка. Правительство уже приняло принципиальное решение продлить эту меру до конца октября 2024 г., сообщил в конце июля вице-премьер Александр Новак. Параллельно Минфин разработал законопроект, в котором предлагается отменить одновременное обнуление выплат по топливному демпферу в отношении бензина марки Аи-92 и дизельного топлива в случае превышения предельного уровня цен более чем на 10 и 20% соответственно. Таким образом, компании продолжат получать топливный демпфер по одному из этих продуктов, даже если биржевая цена второго превысит допустимый уровень.
Правительство и нефтяные компании стараются увеличить объемы производства бензина Аи-92 после его снижения в начале 2024 г. из-за инцидентов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Для этого Минэнерго и участники рынка пытаются увеличить загрузку НПЗ и обеспечить транспортировку нефтепродуктов по стране. По мнению Новака, этого будет достаточно для удовлетворения спроса на внутреннем рынке. Правительство не планирует отдельно выделять бензин марки Аи-95 в формуле расчета демпфера, добавил он. Сейчас в формуле учитываются только цены на бензин Аи-92.
Что такое демпфер
Демпфирующий механизм на российском топливном рынке начал действовать в 2019 г. НПЗ получают выплаты из бюджета, когда экспортная альтернатива (нетбэк) превышает цены на внутреннем рынке. Источником средств для выплат по демпферу при этом являются налоги, поступающие от тех же нефтяных компаний.
В соответствии с механизмом, если стоимость бензина и дизеля внутри страны выше экспортных альтернатив, нефтяники отчисляют выплаты в бюджет. Таким образом, демпфер позволяет поддерживать на внутреннем рынке относительно низкий уровень цен. Иными словами, это такая форма субсидирования внутреннего рынка: НПЗ получают демпфер от государства, когда им выгоднее поставлять топливо на экспорт (частичное субсидирование недополученной экспортной выручки), и наоборот (платят в пользу государства, если внутренний рынок является премиальным).
Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям за июнь 2024 г. (выплачивались в июле) составили 142,5 млрд руб., что на 29,3% больше, чем за июнь 2023 г., следует из материалов Минфина. Всего в январе – июле этого года компании получили 1,1 трлн руб. – почти вдвое больше показателя за аналогичный период 2023 г. При этом нефтяные доходы бюджета (за вычетом доходов от НДПИ на газ и газовый конденсат, экспортной пошлины на газ) увеличились в первом полугодии в 1,7 раза до 5,4 трлн руб.
Эта цифра складывается при некорректном уменьшении Минфином нефтяных доходов на величину демпфера, что является нелогичным, так как по своей сути демпфер – это субсидия, отмечает инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов. «Между тем прямые налоги от добычи и переработки нефти и прочих налогов нефтяных компаний в первом полугодии составили совокупно 6,5 трлн руб.», – отмечает он. Ведь нефтяные компании добывают газ и конденсат, платят налог на прибыль, а есть еще налоги с отраслей, функционирование которых обеспечивает нефтяная отрасль, перечисляет Суверов: «Суммарно наша казна получила свыше 8 трлн руб. налоговых поступлений от нефтянки только за первые шесть месяцев этого года. Это почти треть налоговых доходов бюджета РФ за этот срок», – подсчитал аналитик.
Демпферный подход целесообразно распространить также на производство горячекатаного проката и арматуры для внутреннего рынка, рассуждает Суверов. «Во избежание образования дефицита на внутреннем рынке механизм демпфера для горячекатаного проката и арматуры следует ориентировать на частичное изъятие в бюджет у металлургического сектора премий внутреннего рынка, а выплаты из бюджета предусмотреть за счет повышения налогообложения добывающих сегментов металлургического сектора страны», – отметил аналитик.
Разработанные инициативы помогут стабилизировать ценовую ситуацию, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе Минэнерго. Там отметили, что демпфер работает эффективно, а его донастройка сейчас не требуется. По итогам 2024 г. Минэнерго ожидает роста цен на нефтепродукты на АЗС не выше уровня инфляции. Министерство продолжит в ежедневном режиме мониторить ситуацию с обеспечением внутреннего рынка моторным топливом, добавили в пресс-службе. В июле месячная инфляция ускорилась до 1,14%, сообщил Росстат. С начала 2024 г. инфляция достигла 5,06%.
Ранее Российский топливный союз (РТС; объединяет крупнейшие сети АЗС) обратился в правительство с просьбой поручить нефтяникам нарастить производство высокооктанового бензина (Аи-95 и выше) из-за сильного роста спроса на него на территории России, сообщал ТАСС. По данным РТС, несмотря на рост производства Аи-95, доля которого в общей корзине выпуска бензина составляет уже более 45%, его потребление достигло около 57% в среднем по стране.
С начала июня этого года биржевые цены на бензин Аи-92 и Аи-95 стремительно растут, при этом динамика цен на бензин Аи-95 выше, чем на бензин Аи-92, обращает внимание эксперт «Яков и партнеры» Виктория Трифонова. Тонна бензина Аи-95 с 11 июня по 9 августа подорожала на 38% до 74 459 руб., при этом тонна Аи-92 – на 16,5% до 55 930 руб. Рост цен на летний дизель был гораздо ниже – примерно 2%, уточняет Трифонова. Стоимость 1 т дизеля достигла 61 760 руб.
Динамика цен на топливо на АЗС зависит от изменения биржевых цен, а целью правительства остается сдерживание роста розничных цен на топливо для потребителей внутри страны в пределах инфляции, напоминает Трифонова. Но с начала года по 5 августа розничные цены на бензин выросли уже на 5,5% при инфляции в 5%, обращает внимание она. Для дизеля такой проблемы пока нет: розничная цена на АЗС удерживается в пределах инфляции – с начала года она выросла на 2,8%. Рентабельность АЗС сильно зависит от колебаний оптовых цен на топливо, при этом владельцам заправок нужно конкурировать с другими игроками, замечает эксперт.
Для АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, соотношение оптовых и розничных цен не так важно, утверждает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Возможные убытки на стадии розничной реализации окупаются получением прибыли от переработки нефти.
По расчетам «Яков и партнеры», в середине июля маржинальность продаж на АЗС бензина Аи-95 была отрицательной – минус 1,2 руб./л, а Аи-92 и дизельного топлива положительной – 2,2 и 3,1 руб./л соответственно, рассказывает Трифонова. Разница в трендах обусловлена меняющимся балансом сезонного спроса и предложения. На объем предложения, в свою очередь, влияет объем мощностей по производству нефтепродуктов в России: НПЗ производят вдвое больше дизтоплива, чем необходимо внутреннему рынку, но производство бензина лишь немного превышает спрос на него внутри страны, поясняет она.
В последние годы механизм демпфера работает и доказывает свою эффективность, считает Кауфман.
Но одного демпферного механизма, по его словам, может быть недостаточно. Это происходит потому, что демпфер лишь частично компенсирует разницу между внутренними ценами и экспортной альтернативой. Поэтому правительству приходится использовать дополнительные меры – ограничение на экспорт или повышение нормативов продаж топлива на бирже – для поддержания стабильности на внутреннем рынке.
По мнению Кауфмана, альтернативой демпферу могут стать значительное увеличение нормативов продаж топлива на бирже и квотирование экспорта. Также помогло бы устранение посредников в экспорте, рассуждает инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов: «Право экспорта должно быть только у тех, кто производит топливо».
Дополнительные меры
Для обеспечения внутреннего спроса на нефтепродукты и реализации экспортного потенциала необходима реализация планов по модернизации НПЗ, считает Трифонова. По ее словам, это будет возможно при поддержании рентабельности заводов – с помощью как скорректированных демпферных выплат, так и дополнительных рассматриваемых мер.
Минфин по поручению Новака разработал законопроект о продлении выплаты инвестиционной надбавки к «обратному» акцизу на нефть до 1 января 2033 г. Еще до этого поручения правительство рассчитывало, что к 2030 г. новые производственные мощности должны привести к увеличению выпуска бензина на 5 млн т в год и дизельного топлива – на 30 млн т. В 2023 г. производство бензина в России, по данным Росстата, составило 44 млн т, дизтоплива – 88,2 млн т.
Что такое инвестнадбавка
Инвестиционную надбавку могут получить НПЗ, которые подписали соглашения с Минэнерго о строительстве новых установок по переработке нефти. Надбавка подразумевает получение повышенного обратного акциза на нефть.
Обратный акциз на нефть был введен в 2018 г. в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли для компенсации роста налога на добычу полезных ископаемых и поддержания приемлемой доходности нефтеперерабатывающих заводов. Его целью также является стимулирование инвестиций в нефтепереработку и модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей. Инвестнадбавку получают компании, участвующие в госпрограмме модернизации НПЗ.
Продление запрета на экспорт бензина и внедрение механизмов по предотвращению серого экспорта дизеля (экспорта нефтепродуктов, купленных на бирже) являются мерой для сдерживания оптовых цен и предотвращения дефицита в период ремонтов НПЗ, уверена Трифонова. Эти меры должны повысить рентабельность АЗС, одновременно сдерживая рост розничных цен, отмечает она.
По мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, у регуляторов осталась одна дополнительная мера – резкое повышение нормативов биржевых продаж с текущих 15% для бензина и 16% для дизеля «хотя бы до 33%». Это обеспечит рост конкуренции на бирже и повышение доступности топлива для независимых АЗС и трейдеров, считает он. Последние могут сыграть важную роль в разрушении региональных топливных монополий, закупая бензин на бирже и перепродавая его мелкооптовым потребителям по более низким ценам, считает он.
СПбМТСБ для борьбы с недобросовестными участниками рынка применяет механизм блокировки их участия в торгах. Например, в октябре 2023 г. биржа отстранила от участия в торгах 15 трейдеров из-за неоднократного срыва сроков поставок нефтепродуктов, а 29 трейдерам вынесла предупреждение. В феврале этого года СПбМТСБ приостановила допуск к торгам для трех трейдеров из-за использования ими биржевых роботов.
Благодаря принятым мерам рост розничных цен на бензин будет находиться в пределах инфляции, а рост цен на дизель немного превысит ее, прогнозирует Родионов. По прогнозу Кауфмана, в ближайшее время темпы роста розничных цен замедлятся, а по итогам года топливо подорожает примерно на 7%.