iStock
Работа транспортной системы России на рубеже XX и XXI вв. формировалась на фоне существенной трансформации экономики. Транспортная инфраструктура страны к началу 2000-х гг. обветшала во всех сферах: практически остановились строительство и ремонт дорог, снизились перевозки по внутренним водным путям, почти исчезла региональная авиация. Перевозки грузов железнодорожным транспортом по России с 1990 по 2000 г. упали в 2 раза с 2140 млн до 1047 млн т, автомобильным – в 3,5 раза с 15 347 млн до 5878 млн т.
Ограничивало развитие логистики и сосредоточение всех основных магистралей страны на Московской агломерации. Это приводило к низкой мобильности населения, большим региональным различиям в инвестициях на душу населения, доходах и уровне жизни. Из-за неразвитости межрегиональных магистралей средняя скорость движения грузов по России была в 3–5 раз ниже, чем в странах ЕС и США.
Приток нефтедолларов в страну в 2000-е гг., рост ВВП и благосостояния населения способствовали постепенному развитию транспорта. В 2003 г. призрак советского времени – Министерство путей сообщения перестало существовать и было создано ОАО «РЖД». Стали активно появляться частные операторы подвижного состава, формировался рынок коммерческих перевозок. В декабре 2009 г. было запущено движение «Сапсанов» (поезда Siemens Velaro) между Москвой и Санкт-Петербургом. По сей день эти поезда остаются самыми быстрыми из эксплуатируемых в России.
На дорогах тем временем росло количество личных машин, и к середине 2000-х более половины федеральных трасс эксплуатировалось в режиме сверхнормативной нагрузки. Это побудило Минтранс начать обсуждение проектов строительства платных скоростных автодорог с привлечением частных средств. Пионером здесь стал 50-километровый участок обхода Задонска и села Хлевное в Липецкой области на трассе М-4 «Дон», открытый в конце 2010 г. А уже в 2011 г. была создана госкомпания «Автодор», которая управляет платными дорогами. Сейчас их уже почти 3000 км по всей стране.
Развитие сырьевой базы на востоке России и благоприятная экспортная конъюнктура требовали расширения Восточного полигона железных дорог – Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Соответствующая программа по реконструкции была принята РЖД в 2013 г. В этом году завершается второй ее этап, предполагающий расширение провозной способности полигона вдвое до 180 млн т. В рамках третьего этапа этот показатель должен достигнуть почти 200 млн т к 2027 г.
Параллельно с этим власти обратили внимание на Северный морской путь (СМП). В конце 2010-х гг. основные полномочия по управлению им были переданы «Росатому».
В августе 2022 г. правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 г., в который вошло более 150 мероприятий объемом финансирования 1,8 трлн руб.
Перевозки по СМП выросли с 1,8 млн т в 1990-х гг. до 36,3 млн т по итогам 2023 г.