iStock

Бум розничных инвестиций

Как ни странно, но российской фондовой рынок 25 лет назад, как и сейчас, привыкал к новой реальности после глобальных потрясений. Тогда страна на фоне политико-экономической неопределенности формировала новые правила игры после дефолта 1998 г. Сейчас идет третий год после начала спецоперации, и рынок также создает лекала новой реальности: решает проблемы аллокации, ищет институциональных инвесторов и учится, как разговаривать с миллионами новых акционеров.

На рынке IPO в 1999 г. царило молчание. Все участники готовились к волне «народных» размещений – «Роснефти», Сбербанка, ВТБ: правительство планировало найти дополнительные средства в бюджет страны через новую волну приватизации и познакомить граждан с ценными бумагами. Новые эмитенты часто делали двойной листинг – на российской и иностранной биржах.

Сейчас зарубежных площадок для привлечения средств российскими компаниями можно считать, что не существует. Зато Московская биржа лишилась естественной монополии в проведении первичных размещений. В этом году на «СПБ бирже» состоялось IPO производителя микроэлектроники «Элемент», а на Санкт-Петербургской валютной бирже – онлайн-платформы для подготовки водителей «Светофор групп». И возможно, это только начало – на рынке капитала продолжается бум IPO, благодаря которому капитализация российских публичных компаний к 2030 г. должна удвоиться.

В 1999 г. на российском фондовом рынке появился новый сегмент – рынок корпоративных облигаций. В июне впервые на Московской межбанковской валютной бирже (которая позже станет Мосбиржей) первым разместил свои облигации «Лукойл». За ним последовали «Газпром», Тюменская нефтяная компания, «Алроса», «Мостотрест» и РАО «ЕЭС России». Суммарный объем размещения составил 11,4 млрд руб. Сейчас облигационный долг только одного «Лукойла» превышает 400 млрд руб. В прошлом году 206 компаний, из которых 55 вышли на рынок впервые, разместили 626 выпусков облигаций на 5,47 трлн руб.

За 25 лет фондовый рынок, который был больше похож на пустыню, превратился в живой мегаполис. В 1999 г. Ericsson впервые в рекламе назвала телефон «смартфоном» – по той причине, что в устройстве были персональный органайзер и электронная почта. В 2024 г. на Мосбирже в удобных приложениях на мобильных телефонах торгует около 4 млн активных частных инвесторов в месяц. Число физлиц с брокерскими счетами на Мосбирже по итогам апреля превысило 31,5 млн.

Основными предпосылками роста акций в 1999 г. являлось три фактора, писал Банк России в годовом отчете. Это недооцененность акций после кризисного падения котировок в 1998 г., положительные сдвиги в реальном секторе экономики и позитивные перспективы развития экспортоориентированных эмитентов. Первые две причины остаются актуальными и в наше время – по данным Росстата, рост ВВП в 2023 г. составил 3,6%, а индекс Мосбиржи в 2023 г. вырос на 44% после февральского обвала 2022 г. Что касается экспортных компаний – они заняты инвестициями в переориентацию на дружественные рынки. А вот перспективными сегодня являются акции компаний, направленных на внутренний спрос, особенно тех, которые являются бенефициарами импортозамещения и формирования технологического суверенитета страны.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024