Россия в 2022 году почти вчетверо увеличила поставки СУГ в Азию

В этом году рост продолжится на фоне профицита внутреннего рынка
Vasily Fedosenko / Reuters

Российские экспортеры на фоне санкционных ограничений в 2022 г. увеличили поставки сжиженных углеводородных газов (СУГ; смесь пропана и бутана) в страны Азии в 3,8 раза до 392 000 т. Об этом свидетельствуют данные исследовательской группы «Петромаркет», с которыми ознакомились «Ведомости».

Поставки в европейском направлении (включая Турцию) снизились на 19,2% до 3,06 млн т. При этом поставки в Турцию по морю выросли в 2,3 раза до 206 000 т, свидетельствует статистика.

В число топ-7 импортеров российских СУГ в 2022 г. вошли Китай и Афганистан, пояснили в «Петромаркете». Экспорт в Китай увеличился в 2,9 раза к уровню 2021 г. до 138 000 т. В Афганистан было поставлено 104 000 т (в 2021 г. поставок в эту страну не было).

Старший консультант «Петромаркета» Александра Зубачева сообщила «Ведомостям», что в 2022 г. Россия также поставляла СУГ в Монголию, но величина этих поставок «существенно не изменилась». По ее словам, умеренно выросли поставки в страны СНГ, в частности в Киргизию и Таджикистан.

Несмотря на снижение поставок СУГ из России в Европу, их крупнейшим покупателем осталась Польша: в 2022 г. поставки в эту страну увеличились на 23,7% до 1,17 млн т. В материалах «Петромаркета» отмечается, что в 2022 г. в Польшу перенаправили часть объемов, которые ранее поставлялись на Украину и в Белоруссию.

Поставки на Украину в 2022 г., по данным «Петромаркета», упали в 12,8 раза до 51 000 т, в Белоруссию – в 2,8 раза до 262 000 т. Также сократился экспорт в Финляндию – на 43,9% до 213 000 т.

Общий экспорт СУГ из России в прошлом году снизился на 11,3% до 3,45 млн т, следует из данных «Петромаркета». Доля стран Азии в общем объеме экспорта по итогам 2022 г. увеличилась с 2,7 до 11,4%, доля Европы (включая Турцию) снизилась с 97,3 до 88,6%.

Снижение экспорта привело к профициту СУГ на внутреннем рынке, сообщается в материалах «Петромаркета». В результате цены на глобальном рынке оказались значительно выше внутрироссийских, и экспорт «стал высокопремиальным». Эта тенденция наметилась еще в первом полугодии 2022 г. и сохраняется до сих пор, говорит Зубачева. По ее словам, 14 марта 2023 г. разница между ценой на автомобильный пропан-бутан для внутреннего рынка на базисе FCA («поставка на транспорт продавца в указанном месте») Сургут без НДС и экспортным нетбэком на этом же базисе была на уровне 13 800 руб./т.

Рост поставок в Азию Зубачева объясняет тем, что российские поставщики, «не надеясь на покупателей в Европе», ищут новых потребителей и развивают инфраструктуру для поставок, в том числе в Китай. По оценке «Петромаркета», дефицит СУГ в приграничных с Россией китайских провинциях сейчас составляет около 3 млн т в год.

Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит отмечает, что Китай и другие азиатские страны заинтересованы в российских поставках СУГ из-за скидок. Но, по его мнению, доля поставок в Азию будет расти даже без существенного дисконта, поскольку предложение российского продукта на рынке выросло, а часть поставок из стран Ближнего Востока пошла в Европу.

Партнер практики стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков отмечает, что переориентация поставок в Азию аналогична ситуации с экспортом других видов углеводородов и топлива. Он поясняет, что в Китае и Афганистане СУГ используются в качестве моторного топлива для автотранспорта. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин добавляет, что Китаю СУГ «интересны также в качестве сырья для производства полимерной продукции».

По мнению Малкова, в 2023 и 2024 гг. Россия продолжит наращивать объемы поставок СУГ в азиатском направлении. Определенный потенциал, по его мнению, есть для экспорта в Индию, но для таких поставок «нужно решить вопросы по логистике». Динамика снижения экспорта СУГ в Европу будет зависеть от поиска альтернативных поставщиков.

По мнению Гришунина, разница цен на СУГ в России и на мировом рынке позволит увеличить экспорт в 2023 г. на 10–12%. Поставки в Китай, по его оценке, могут вырасти до 150 000–180 000 т (на 9–30%), а рост поставок в Афганистан «вряд ли превысит 5%» из-за небольшой емкости этого рынка.

Гришунин допускает, что наблюдаемое в 2022 г. снижение поставок в Европу в этом году может быть компенсировано за счет продаж в Турцию и страны Северной Африки. Польша, по его мнению, пока вряд ли откажется от российских СУГ.

Цены на СУГ на мировом рынке будут снижаться на фоне падения цен на нефть, прогнозирует Гришунин, что должно снизить премиальность экспорта. 20 марта майские фьючерсы на нефть Brent торговались по $72,8/барр., что на 14% меньше, чем в начале января. «Но если инфляционная спираль на глобальных рынках продолжит раскручиваться, премиальность экспорта СУГ может сохраниться как минимум до середины 2024 г.», – резюмирует аналитик.

«Ведомости» направили запросы в «Сибур», «Газпром», «Новатэк», «Татнефть» и «Лукойл».