Минэнерго ускорит газификацию Сибири и Дальнего Востока

По итогам 2022 года средний по стране уровень газификации достиг лишь 73%
Пресс-служба Госдумы

Минэнерго и «Газпром» скорректируют Восточную газовую программу для ускорения газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока. Об этом заявил 15 марта министр энергетики РФ Николай Шульгинов в Госдуме. Министр отметил, что корректировка программы ведется «для консолидации ресурсной базы добычных проектов и создания единой системы транспортировки, переработки и реализации газа». «Цель – ускорение газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока независимо от внешней конъюнктуры», – сказал Шульгинов. И добавил, что создание инфраструктуры для газификации Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии является «важнейшей задачей».

Восточная газовая программа («Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР») утверждена в сентябре 2007 г. приказом Минпромэнерго России. Работу по ее реализации курирует «Газпром».

Программа предусматривает создание нескольких центров газодобычи – Якутского, Иркутского, Красноярского, Сахалинского и Камчатского. Сахалинский и Камчатский центры, по данным «Газпрома», уже созданы. Базовым для формирования Иркутского центра газодобычи является крупнейшее на Востоке России Ковыктинское месторождение (запасы – 1,8 трлн куб. м), а Якутского центра – Чаяндинское (запасы – 1,2 трлн куб. м газа). Оба месторождения являются ресурсной базой экспортного проекта «Сила Сибири» по поставкам газа в Китай.

5 трлн куб. м

превышают запасы газа промышленных категорий (А + В + С1 + С2) на лицензионных участках «Газпрома» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Суммарные ресурсы газа, по данным компании, на сухопутных участках востока России составляют 52,4 трлн куб. м, на шельфе – 14,9 трлн куб. м.

Одновременно с развитием газодобычи программа предусматривает развитие газотранспортных мощностей. В ее рамках «Газпром» построил газотранспортную систему (ГТС) «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» и запустил экспортный газопровод «Сила Сибири». В перспективе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» и «Сила Сибири» могут быть соединены в районе Хабаровска. Создаваемую на востоке систему транспортировки газа предполагается также объединить с Единой системой газоснабжения России.

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в августе 2022 г. заявлял, что компания намерена выполнить задачу по соединению газотранспортной системы в европейской части страны с ГТС на востоке. В октябре Миллер отчитывался, что «Газпром» уже приступил к строительству необходимого для этого газопровода-перемычки.

Эксперты считают, что газификация Восточной Сибири и Дальнего Востока «будет так или иначе» увязана с экспортными проектами «Газпрома», особенно с проектом «Сила Сибири – 2». Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что разработка Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в рамках проекта «Сила Сибири» уже обеспечивает трубопроводным газом регионы, по которым идет этот газопровод. Проект «Сила Сибири – 2», по его словам, позволит перенаправить в Китай выпадающие из-за санкций экспортные объемы газа, ранее поставляемые в ЕС, газифицировать регионы вдоль газопровода и соединить европейскую и дальневосточную части ГТС. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин также считает, что «Сила Сибири – 2» открывает «широкие возможности» по газификации регионов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напоминает, что ресурсной базой «Силы Сибири – 2» должны стать месторождения Западной Сибири (Ямала и Надым-Пур-Тазовского района ЯНАО), которые уже разрабатываются. Поэтому никаких проблем с ресурсной базой для газификации регионов, по мнению аналитиков, быть не должно. По мнению Кауфмана, в будущем ресурсной базой для газификации также могут стать месторождения Красноярского центра газодобычи.

Эксперты отмечают, что «Газпром», вероятно, будет использовать как трубопроводный, так и сжиженный (СПГ) газ для снабжения топливом регионов Сибири и Дальнего Востока. Юшков предполагает, что газопроводы будут строиться «до относительно крупных населенных пунктов», для газификации малонаселенных районов можно строить малотоннажные или среднетоннажные СПГ-заводы. В начале марта 2023 г. на Красноярском экономическом форуме «Газпром» представил проект строительства завода по производству СПГ на территории Красноярского края мощностью 2 млн т в год для газификации региона. Капзатраты на добычу газа и строительство завода оцениваются в 181,6 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 2 марта).

Проблемы газификации

По итогам 2022 г., заявил Шульгинов, средний по стране уровень газификации достиг 73% (по итогам 2021 г. – 72%. – «Ведомости»). «К концу 2025 г. фактически в 35 регионах Российской Федерации будет достигнута 100-процентная технически возможная газификация. А к 2030 г. такой результат мы достигнем в целом по стране», – пообещал Миллер президенту Владимиру Путину на совещании, посвященном Дню работников нефтяной и газовой промышленности, в сентябре 2021 г.

Эту же цель ставил перед «Газпромом» Дмитрий Медведев, будучи первым вице-премьером РФ и председателем совета директоров «Газпрома». «Уровень газификации страны оставляет желать лучшего, несмотря на то что Россия является крупнейшей газовой державой. Такое положение дел, конечно, нужно менять», – говорил он еще в 2005 г. В тот же год компания инициировала масштабную программу газификации страны, а правительство – принятие закона об экспорте газа.

Введение монополии на поставки газа за рубеж призвано было обеспечить финансирование программы газификации, получившей статус национального проекта. По замыслу властей, строительство разветвленной системы газоснабжения в российских регионах должно было осуществляться «Газпромом» за счет экспортной премии, рассчитываемой как разница в нетбэках (это цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя) поставок на внешний и внутренний рынки за вычетом экспортной пошлины и НДПИ.

Уровень газификации активно рос только в начале и середине 2000-х гг., фактически до введения экспортной монополии, рассказывал ранее «Ведомостям» гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев: «В 2001–2007 гг. средний уровень газификации в стране вырос более чем на 10% – с 51,7 до 62% соответственно».

После введения экспортной монополии в 2006 г. темпы газификации страны сократились вдвое (с 1,5 до 0,7%), хотя инвестиции в развитие газотранспортной системы возросли в 7 раз (403,73 млрд руб. за 2008–2020 гг.), а объем внутреннего потребления газа населением и коммунально-бытовым хозяйством практически не изменился (85-89 млрд куб. м в год), следует из отчетности «Газпрома».

Все эти годы компания активно завоевывала внешние рынки. С середины 2000-х «Газпром» потратил на развитие экспортной инфраструктуры более $140 млрд, запустив пять крупнейших трубопроводных проектов общей мощностью порядка 195 млрд куб. м газа в год («Северный поток – 1», «Северный поток – 2», «Голубой поток», «Турецкий поток» и «Сила Сибири») и выкупив долю в единственном на тот момент в России СПГ-проекте «Сахалин-2».

Но в 2022 г. из-за политики ЕС по сокращению потребления российского газа, а также диверсии на «Северных потоках» экспорт «Газпрома» начал сокращаться. По итогам 2022 г. трубопроводные поставки компании в дальнее зарубежье снизились в 1,8 раза до 100,9 млрд куб. м газа. Поставки «Газпрома» в Европу (включая Турцию), по расчетам «Ведомостей», составили 85,4 млрд куб. м, что вдвое ниже, чем в 2021 г.

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго и «Газпром».