Джон Ханке: «Это наша вселенная»

Джон Ханке – человек, заставивший весь мир ловить покемонов
Создатель Pokemon Go Джон Ханке
Создатель Pokemon Go Джон Ханке / Toru Hanai / REUTERS

С 6 июля, когда игра Pokemon Go стала доступна в США, Австралии и Новой Зеландии, капитализация японского производителя видеоигр Nintendo выросла более чем вдвое. Но надо заметить, что Nintendo не участвовала в создании Pokemon Go и не владеет правами на игру, пишет FT. У компании только треть в Pokemon Company, владеющей правами на бренд покемонов, и столько же в Niantic – американском стартапе, разработавшем игру. Сама Nintendo занимается консолями, а для прорыва в мир игр для смартфонов использует партнеров. Например, японская DeNA сейчас разрабатывает для нее пять игр.

Открытие земли

Pokemon Go – детище американца Джона Ханке. Его называют основоположником жанра MMORPG (массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра), благодаря ему возникли Google Earth и Google Maps, а теперь мир сходит с ума из-за покемонов.

Начало

Ханке родился в городке Кросс-Плейнс, затерянном среди хлопковых полей Техаса. Все население – около 1000 человек. Известен городок тем, что там вырос писатель Роберт Говард. Придя на работу в Google, Ханке повесил над своим столом постер с самым известным персонажем Ховарда – Конаном-Варваром.

Программирование Ханке освоил сам еще в младшей средней школе (6–8-й классы). Окончив в 1989 г. Университет Техаса в Остине, Ханке устроился в госдеп и успел поработать в Вашингтоне и Мьянме (Бирма). Поворотным моментом в его судьбе стало решение поступить в бизнес-школу им. Уолтера Хааса при Университете Калифорнии. Школу он окончил в 1996 г., но еще в 1994 г. он и его сокурсник по МВА Стив Селлерс основали в бизнес-инкубаторе вуза стартап Archetype Interactive и затеяли делать интернет-игру. В историю она вошла под названием Meridian 59 и считается первой MMORPG, в которую люди могли поиграть через интернет, а не частную сеть. Это существенно, поскольку в то время провайдеры использовали онлайн-игры, чтобы бороться за клиентов. Например, доступ к Neverwinter Nights открывался только при подключении модема к сети AOL.

Тестовый вариант Meridian 59 был выложен в сеть в декабре 1995 г. Игра использовала трехмерную графику – так же, как современные ролевые онлайн-игры. В предыстории говорилось об империи, в которой существовали порталы для колонизации других миров. Затем государство распалось на метрополию и колонии, наступил хаос, началась война за власть, появились монстры – в общем, игрокам было чем заняться.

Игра оказалась популярной и уже в июне 1996 г. была продана компании 3DO. Ханке проработал в проекте еще два года, а в 1998 г. затеял новый собственный проект, попроще. Стартап Big Network занимался созданием шашек и других казуальных игр – т. е. игр с простыми правилами для широкого круга пользователей.

Через год Ханке продал и его и отказался от идеи создавать игры. В то время он познакомился с командой программистов, решивших сделать собственную игру и основавших стартап Intrinsic Graphics. Прежде эти ребята работали в компании Silicon Graphics, разработчике софта и железа для компьютерной графики. На оборудовании этой фирмы были сделаны, например, «Форрест Гамп» и «Парк юрского периода». Они с гордостью показали Ханке свою разработку, позволяющую проигрывать графику с отличным качеством на обычном компьютере. На деморолике камера смотрела из космоса на Землю, а потом наезжала на поверхность, позволяя рассмотреть отдельные улицы, рассказывается в книге Джерома Энджела «Мировые кластеры инноваций».

Ханке был поражен. Но отнюдь не тем, на что рассчитывали стартаперы. В ту пору космические снимки поверхности нашей планеты только-только начали поступать в открытую продажу. Ханке попытался убедить их и их инвестора забыть о разработке новой игры и заняться картографией, но безуспешно. Тогда он выкупил технологию, обсчитывающую увеличение масштаба, нанял программистов – так возник стартап Keyhole. Был январь 2000 г., дотком-компаниям пророчили безоблачное будущее, и Ханке легко получил финансирование от Sony. «Наша цель проста – предоставить в распоряжение наших клиентов целый мир», – писал Ханке в пресс-релизе 2001 г. В картах его программы Earth Viewer появились трехмерные изображения. Но отнюдь не всех участков Земли, а только тех, на которые удалось выкупить спутниковые снимки и аэрофотосъемку. Картинка была привязана к географическим координатам, на ней указывались различные данные: границы районов и государств, адреса и телефоны местных фирм и т. д.

Проект активно рос – но тут пузырь доткома лопнул. Встал вопрос выживания. На помогла война в Ираке. Еще до того как стали падать бомбы, в Keyhole хлынуло финансирование, писала газета The Mercury News. Деньги дали разработчик графических ускорителей и процессоров NVIDIA и венчурный фонд In-Q-Tel, инвестирующий в разработки, которые могут быть использованы разведслужбами. Карты Ханке оказались интересны не только ЦРУ. Earth Viewer с удовольствием использовали CNN, ABC, CBS и другие телеканалы, чтобы иллюстрировать сюжеты о войне в Заливе.

Телекартинка привлекла внимание инвесторов. В 2004 г. Keyhole был готов закрыть раунд финансирования В. Но за несколько дней до этого Ханке позвонили из Google. В то время детище Сергея Брина и Ларри Пейджа было заметной компанией, но не таким монстром, как сейчас. Google не стремился раскрывать свои финансовые возможности, еще не провел громкое IPO, не захватил рынок ПО для смартфонов. Менеджер из подразделения бизнес-развития Google попросил Ханке устроить презентацию, тем более что их офисы располагались неподалеку. Менее чем через 24 часа после встречи Keyhole получил предложение о продаже от Google за $35 млн и отменил раунд финансирования.

Под сенью Google

Ресурсы Google сыграли важнейшую роль для развития проекта. В 2002 г. годовая подписка на Earth Viewer стоила $1200. Как только отпала нужда в деньгах, цену снизили до $30, а когда в июне 2005 г. проект вышел под именем Google Earth, он был бесплатным. В книге «Мировые кластеры инноваций» приводится такой пример: Ханке попросил у Брина разрешение приобрести часть из выставленных на продажу спутниковых снимков. Брин велел скупать все, что попадется.

В Google Ханке занимал должность вице-президента по развитию продукта подразделения Geo. Он разрабатывал один интересный проект за другим: Google Earth, Google Maps, Local, Street View, SketchUp (программа для моделирования несложных трехмерных объектов, купленная Google в 2006 г.), Panoramio (фотосервис с привязкой снимков к географическим координатам). Под началом Ханке была не одна сотня сотрудников, но не было прежней свободы. В 2010 г. он решил бросить все и снова заняться собственным бизнесом. Но Google не хотел отпускать ценного работника. Стороны договорились, что Ханке запустит свой стартап внутри Google.

Новый проект окрестили Niantic Labs (см. врез). Первым проектом стало мобильное приложение Field Trip. Оно отслеживает, где идет пользователь, и рассказывает ему интересные события из истории, происходившие на этой улице, советует сделать крюк и взглянуть на ту или иную достопримечательность – а попутно зайти в ресторан или магазин.

Следующим детищем Niantic стала игра Ingress, построенная на принципе дополненной реальности. Вы включаете видеокамеру на гаджете и смотрите на изображение на экране. Но к реальным пейзажам и предметам программа дорисовывает выдуманные объекты.

«У меня ощущение, что мы присутствуем при зарождении нового жанра <...> как в случае с Flight Simulator и Doom», – цитирует The Independent Ханке. Ingress стала не первой игрой с дополненной реальностью, но и Flight Simulator и Doom тоже не были пионерами, однако во многом заложили законы жанра.

В Ingress есть две фракции – «просвещенные» и «сопротивление». Первые помогают некоему таинственному разуму – шейперам – проникнуть в наш мир. Якобы они принесут с собой новую эпоху просвещения. Сопротивление считает, что цель шейперов – поработить людей. Обе фракции борются, захватывая порталы. Отличие от обычных компьютерных игр в том, что порталы – это реальные объекты. Как правило, культурные – от памятников истории до граффити на стене.

Самой большой проблемой игры было побудить игрока дойти до первого портала. «Многие скачивали игру, не понимая, что в ней нужно добираться в разные места. [Люди спрашивали] где кнопки управления? Как заставить персонажа двигаться?» – рассказывал Ханке The Independent. Потом до них доходило, что приходится включать GPS и двигаться самому, чтобы твой персонаж начал перемещаться. Правда, и здесь не обошлось без жульничества. Были написаны программы, сообщающие игре неверные координаты GPS. С их помощью можно было путешествовать по городу, не выходя из квартиры, как по Google Earth. Но если обман раскрывался, лентяя банили.

Добравшись до места, игрок смотрел через камеру смартфона, и программа дорисовывала к картинке изображение портала. Потом игрок делал в смартфоне отметку о его захвате. Правила захвата различались, порой для этого необходимо было объединяться в группы.

Ресурс Pocket Gamer уверяет, что один продвинутый геймер Ingress преодолел, играя, в реальном мире 100 000 миль (около 161 000 км). Был случай, когда геймеру наняли частный самолет, чтобы он смог добраться до удаленного портала и связать его с порталом в родном городе – на полет скинулись его товарищи по игре («Даже я был поражен», – признает Ханке). Ханке поделился историями, когда лезли на гору, чтобы добраться до портала, а также знакомились и женились благодаря игре. Как и с Pokemon Go, это и была одна из целей: вытащить людей из-за домашних компьютеров на улицы и подтолкнуть в общению в реальном мире.

Ingress была запущен в бета-версии в ноябре 2012 г. В начале 2013 г. Ханке понял, что игроки назначают дивертиализации – собираются вместе в реальном мире. У них возникла идея сделать эти встречи частью игры, пишет The Independent. В феврале 2013 г. такой сбор, оформленный как миссия в игре, был назначен на территории исторического памятника Кахокия – группы из 109 курганов североамериканских индейцев в штате Иллинойс. Как назло, день выдался холодным и дождливым, а от города до курганов было не очень близко. Создатели игры решили, что встреча провалилась. Каково же было их удивление, когда около 60 человек провели чуть ли не целый день, бегая между курганами и играя в Ingress. Со временем такие мероприятия стали собирать многотысячные толпы не только в США, но и в Японии и Испании.

Игрокам Ingress дали возможность самим предлагать места для порталов. Главный критерий – это должно было быть людное, примечательное или красивое место. Ханке не учел одного – только за первые два года игру скачали 8 млн раз. Так что его команде поступило около 15 млн заявок на места для порталов. «Мы одобрили около 5 млн из них по всему миру», – рассказывал Ханке медиапорталу Mashable. В прошлом году в Niantic работал 41 человек, они физически не справлялись с потоком предложений и убрали из игры возможность сделать заявку. Но сеть порталов и статистика перемещений игроков сыграли крайне важную роль в другом проекте – на основе этой информации была построена следующая игра, Pokemon Go.

Покемоны наступают

Игра Pokemon Go возникла благодаря шутке. В 2014 г. на день дурака 1 апреля Google и Pokemon Company объединились, запрятали в разных местах на мобильной версии Google Maps покемонов и предложили пользователям их найти. Успех акции заставил Ханке задуматься. Права на покемонов принадлежат The Pokemon Company – совместному предприятию, которым в равных долях владеют разработчик игр с покемонами Game Freak, производитель игрушек Creatures и Nintendo. Ханке отправился договариваться с генеральным директором The Pokemon Company Цунекацу Исихарой о новой игре с его зверушками и дополненной реальностью, и неожиданно выяснилось, что Исихара и его жена страстные игроки в Ingress. Их герои более прокачаны, чем персонаж самого Ханке. Это сильно облегчило переговоры.

Почему Ханке назвал свой стартап Niantic Labs

Ханке выбрал название для стартапа, которое показывало бы, что вокруг нас скрыто множество интересного, рассказывает The Mercury News. Niantic – это название китобойной шхуны, спущенной на воду в 1832 г. В 1849 г. ей не посчастливилось приплыть в Калифорнию в разгар золотой лихорадки. Почти вся команда сбежала с корабля на золотые прииски. Новых матросов найти не удалось, так что корабль вытащили на сушу и переделали в отель. Тогда это была распространенная практика. Гостиница несколько раз горела, потом опять отстраивалась, увеличивался культурный слой – и со временем корабль буквально врос в улицу. На его останки наткнулись в 1978 г. при рытье котлована рядом с 260-метровым небоскребом «Трансамерика» в Сан-Франциско.

В 2015 г. произошло еще одно важное для разработчика событие. Google задумал реорганизацию своего бизнеса в холдинг Alphabet, которая завершилась в октябре прошлого года. Различные направления были выделены в отдельные компании. Прежде Google развивал свои сервисы вроде Google Maps как горизонтальную, низкоуровневую платформу, жаловался Ханке Business Insider. Иными словами, Niantic не имела права сотрудничать с другими разработчиками, если в их совместном продукте использовались разработки Google. Теперь же он обрел свободу.

В ноябре 2015 г. Niantic провела раунд финансирования серии А, получив $20 млн от Pokemon Company Group, Google и Nintendo. «Мы не ушли далеко от гнезда. Мы всего в пяти минутах пути, – говорил Ханке ресурсу VentureBeat. – Но для нас очень важно, что мы вне корабля-матки Google. Это наша вселенная»

В феврале этого года Niantic получила еще $5 млн инвестиций от венчурного фонда корпорации Fuji Television и фонда Alsop Louie. Важны были не только деньги, но и знания. Японская телекорпорация разбирается в азиатском маркетинге. А основатель Alsop Louie Луи Гилман – специалист по брендированию, объяснял Ханке в блоге Niantic. С Гилманом он знаком не понаслышке – тот был сооснователем и первым генеральным директором фонда In-Q-Tel, инвестировавшим в Keyhole.

Но работа с Гилманом подготовила богатую почву для сторонников теории заговора. In-Q-Tel работает на ЦРУ, ворчат они. Благодаря Google Maps американская разведка засняла наши улицы, но не смогла заглянуть внутрь зданий. Эту задачу решили игры вроде Ingress и Pokemon Go. Теперь достаточно послать в нужное помещение редкого покемона – и готова онлайн-трансляция.

Три задачи покемонов

Кроме коммерческой у игры Pokemon Go есть три важные задачи, пишет Business Insider.

Первая – физические тренировки. Разнообразные фитнес-приложения оставляют послевкусие, будто ты спортсмен, облажавшийся на Олимпиаде, иронизирует Ханке. Pokemon Go не настаивает, что ты должен пробежать столько-то километров или сжечь столько-то калорий, иначе проиграешь. Наоборот, игра предлагает вкусный приз, покемона, если все-таки соберешься с силами. В игре есть такой квест: найти яйцо и пройти с ним определенное расстояние. Тогда из него вылупится покемон.

Вторая – посмотреть на мир новым взглядом. Многие точки в игре привязаны к историческим или просто красивым местам, таким образом даже родной город можно открыть для себя заново.

И наконец, игра настраивает людей на общение. В погоне за покемонами или на стадионах, где их тренируют, люди встречаются в реальном мире. А на определенном этапе они по условиям игры просто вынуждены объединяться, чтобы победить.

Сама игра состоит из нескольких частей. Сначала вы ищете и ловите покемонов. Для этого нужно бросать в них виртуальным мячиком. Покемоны могут быть везде, одного недавно нашли на рабочем столе сотрудника «Ведомостей». Но больше всего их в местах скопления игроков (например, возле офиса «Яндекса») и возле так называемых Pokеstops. Это точки, где игроки могут пополнять запас мячиков и находить другие полезные виртуальные предметы. После определенного уровня игроки могут выставлять своих покемонов на схватки на специальных площадках, а потом биться и команда против команды. Места этих действий определились как раз благодаря порталам Ingress. «Два с половиной года люди посещали места, где, по их мнению, удобнее играть в Ingress, так что среди них встречаются достаточно удаленные локации. Есть порталы в Антарктике и на Северном полюсе», – констатировал Ханке в беседе с Lazygamer.net.

Но смешение игры с реальным миром порождает и некоторые трудности, признает Ханке на страницах The Time: «Наши инструкции для игроков не только о том, как играть, но и необходимости соблюдать закон и уважать частную собственность, вежливо общаться с другими пользователями. Последнее мы стараемся внушить нашим пользователям всеми способами. Сам дизайн продукта специально заточен под это. Это не игра о том, как кого-нибудь побить. Геймплей (сценарий компьютерной игры. – «Ведомости») дружелюбен и, думаю, способствует позитивному социальному взаимодействию».

Ошеломляющий интерес

«Мы рассчитывали на успех и готовили для этого инфраструктуру. Но, если быть честным, были слегка ошеломлены масштабами интереса, – говорил Ханке The Time. – Мы сейчас пытаемся поддерживать инфраструктуру, чтобы она справлялась с наплывом желающих поиграть». Русская геймерша жаловалась «Ведомостям», что, как только в США наступает утро, появляются проблемы с доступом к серверу игры.

Pokemon Go – бесплатная игра, но за деньги пользователи могут упростить себе жизнь, купив услуги и артефакты, например для ускоренной прокачки монстров. Похожая стратегия была у King Digital, выпустившей в 2012 г. хит для смартфонов Candy Crush, пишет FT. В 2013 г. она признала, что 96% пользователей не платят ни цента. Правда, оставшиеся 4% позволяли показывать такие финансовые результаты, что в 2015 г. King Digital была продана компании Activision Blizzard, производителю World of Warcraft, за $5,9 млрд.

Взгляды на рекламу Ханке сформулировал еще во времена Ingress на страницах The Independent. Реклама должна работать в тесной связи с продуктом, убеждал он и приводил в пример контекстную рекламу. Она выдает рекламные ссылки ровно по теме, интересующей пользователя: «Представьте, что Google Search <...> показывал бы всплывающий баннер или 30-секундный видеоролик перед каждым поиском. В Google Maps мы не один раз обдумывали, какая реклама совместима с картами. Одна из ошибок, которую мы тогда совершили, – мы не ввели рекламу с самого начала, когда запустили Google Maps. У пользователей всегда вызывает протест, когда продукт запускается без мысли о монетизации, а потом ее вводят. Так что в Ingress мы продумали систему рекламы и заключили первые договоры с партнерами уже при запуске игры».

И в Ingress, и в Pokemon Go за определенную сумму любая компания может сделать свой магазин или офис местом для портала и появления редких покемонов. Партнерами Ingress стали McDonald’s, телекоммуникационная и медиакорпорация SoftBank, банковская группа Mitsubishi UFJ Financial Group. Когда покемоны появятся в России, в этот список, видимо, войдут и отечественные компании.