«Если у нас не будет независимости, мы не сможем создавать красивые продукты»
Как Ив Гиймо, создатель одного из крупнейших в мире производителей компьютерных игр Ubisoft, отбивает попытки поглощения со стороны VivendiИв Гиймо превратил маленькую французскую семейную компанию Ubisoft в глобального игрока на рынке компьютерных игр. В собственности Ubisoft – студии почти в 20 странах мира, продажи компании составляют около 1,5 млрд евро, в целом по миру на нее трудится 10 000 человек. Но успех Ubisoft сыграл с ней злую шутку – компания стала лакомой добычей для более крупных игроков. Сейчас Ubisoft опасается враждебного поглощения со стороны международного концерна Vivendi, уже скупившего 11,5% акций компании. Ubisoft планирует держать оборону. Культура Vivendi чужда бизнесу Ubisoft и поставит крест на творчестве, категоричен Гиймо.
Объявление войны
Однажды у Ива Гиймо раздался телефонный звонок. Звонил Винсент Боллоре – французский промышленник, миллиардер и председатель медиагруппы Vivendi.
«Он сказал, что нам надо поговорить о потенциальной синергии», – вспоминает Гиймо. Разговор был кратким, но благожелательным по тону, добавляет он.
Гиймо задумался, как именно две компании могут сотрудничать. Через два часа после состоявшегося разговора Гиймо узнал шокировавшую его новость – Vivendi купила 6,6% Ubisoft. Он понял, что неправильно истолковал слова Боллоре: это было не дружеское предложение обсудить потенциальные возможности партнерства, а констатация желания Vivendi поглотить Ubisoft и фактически объявление войны.
О том, как Ubisoft держит оборону против попыток Vivendi поглотить ее бизнес, Гиймо рассказал в интервью FT. По его словам, с тех пор он чувствует себя как в осаде. С момента первого звонка Боллоре доля Vivendi в Ubisoft выросла почти до 11,5%. «Я сказал тогда, что на самом деле говорить мне с ними не о чем, – вспоминает те разговоры с руководством Vivendi Гиймо. – Как можно говорить о синергии с теми, кто просто пытается выломать твою входную дверь?»
Ubisoft – третий по величине в мире производитель компьютерных игр. В числе культовых – Assassin’s Creed, Prince of Persia, Rainbow Six, Ghost Recon, Splinter Cell и др. Ubisoft делает игры и для персональных компьютеров, и для мобильных устройств, и для игровых приставок. В 2011 г. компания создала киностудию Ubisoft Motion Pictures для выпуска фильмов по играм.
Vivendi – крупнейшая французская медиагруппа. Ей принадлежит всемирно известный музыкальный холдинг Universal Music Group, крупные пакеты акций второго по величине французского мобильного оператора SFR, сотового оператора Maroc Telecom, а также сеть кабельного телевидения Canal+.
По стоимости компании несопоставимы: капитализация Ubisoft – 2,2 млрд евро, а Vivendi – 24,1 млрд евро.
В последнее время Vivendi активно покупает активы. Недавно компания стала крупнейшим акционером Telecom Italia, скупив 20% ее акций. В числе ее приобретений – 26,7% в компании Gameloft, также заметном игроке в мировой индустрии видеоигр, аффилированной с Ubisoft. Во главе Gameloft стоит один из четырех братьев Гиймо. Vivendi не любит церемониться и уже предупредила, что если Gameloft не будет готова к «плодотворному сотрудничеству», то Vivendi найдет способ получить над ней контроль. Гиймо опасается, что Vivendi планирует применить такую же тактику и к Ubisoft.
Впрочем, на деле Гиймо – сильный противник, волк в овечьей шкуре. Он жалуется на «агрессора» Боллоре. Но президент Sony Computer Entertainment Europe Джим Райан так описывает Гиймо: справедливый, хороший, но жесткий человек, с которым трудно иметь дело. Руководить французской компанией, которая работает на глобальном рынке, не очень легко, отмечает Райан: французы – очень креативная нация и в музыке, и в кино, но то, что они производят, не очень хорошо расходится на мировом рынке. А 90% доходов Ubisoft обеспечивают зарубежные рынки. И это лучшее свидетельство успеха Гиймо.
Глухая оборона
Ив Гиймо родился в 1960 г. в Бретани, окончил Institut des Petites et Moyennes Entreprises по специальности «управление». Начинал карьеру в семейной компании, поставляющей компьютерную технику. В 1985 г. вместе с братьями основал компанию по доставке видеоигр. В 1986 г. братья поручили Иву создать и возглавить Ubisoft, которая занялась бы разработкой компьютерных игр. Ив загорелся этой идеей. Ubisoft стала успешно развиваться, новые игры завоевывали популярность, компания росла и радовала финансовыми показателями (см. врез). С тех пор и по сей день Ив Гиймо – президент Ubisoft.
По иронии судьбы братья Гиймо создали Ubisoft в Бретани – северо-западном регионе Франции, из которого происходит и династия Боллоре. Начав с продаж игр других производителей, Ubisoft быстро выросла: в течение нескольких лет она вышла на рынки Великобритании, Германии и даже США. Позднее компания начала собственное производство игр – первая из них называлась Zombie. За 2011–2015 гг. акции компании выросли в 4 раза. Стремительный рост прекратился после того, как Vivendi заинтересовалась бизнесом компании. Недавно Гиймо объявил о том, что прерывает традицию ежегодного выпуска новой серии игры Assassin’s Creed и после разочаровывающих результатов последней серии намерен пересмотреть условия франшизы.
Ubisoft Entertainment S.A.
Производитель компьютерных игр
Капитализация – 2,2 млрд евро.
Акционеры (данные Bloomberg): Vivendi SA (11,51%), FMR LLC (9,7%), Fidelity Management & Research (9,35%), Guillemot Brothers Se (6,28%).
Финансовые показатели (9 месяцев 2015/16 финансового года, завершившиеся 31 декабря 2015 г.):
выручка – 769,1 млн евро.
Покупка Ubisoft выглядит логичным шагом со стороны Vivendi, которая хочет стать игроком номер один в европейской индустрии развлечений. Разница между играми и кино становится все меньше, признает Гиймо: «Индустрия видеоигр умеет создавать мифические миры, а Голливуд – создавать истории». У Vivendi есть деньги на новые покупки. В ее распоряжении около 2 млрд евро наличными, которые компания получила от продажи активов в последние два года. У нее есть опыт работы в индустрии игр – Vivendi владеет контрольным пакетом акций калифорнийской компании по производству видеоигр Activision Blizzard.
Сам Боллоре имеет репутацию хитрого и безжалостного бизнесмена, который умеет создавать акционерный капитал. Но Гиймо планирует переиграть Боллоре и сохранить независимость семейной компании, так долго и так старательно выстраиваемой.
Головной офис Ubisoft находится в восьмиэтажном современном здании в пригороде Парижа, и на первый взгляд его можно принять за социальное жилье. Офис выстроен по принципам открытого пространства, в нем множество больших деревянных столов, за которыми сотрудники обсуждают творческие идеи. Как и следовало ожидать, дресс-код в компании весьма непринужденный.
Потягивая кофе в своем офисе, украшенном фигурами сказочных персонажей из видеоигр Ubisoft (некоторые из них – в натуральную величину), Гиймо категорично заявляет: контроль Vivendi над Ubisoft был бы катастрофой.
С Vivendi Гиймо не хочет иметь никаких дел: «Если мы захотим снять кино для международного рынка, мы будем вести переговоры с Fox, Warner или Sony Pictures. Они специалисты в этой отрасли. И мы не будем говорить с Canal+».
Принципы ведения бизнеса Боллоре не вполне прозрачны. Зато это позволяет ему достигать поставленных целей. «У Vivendi совершенно другой способ вести бизнес, который вы никогда не увидите в Великобритании, США и даже азиатских странах, – жалуется Гиймо. – Если вы хотите приобрести компанию, вы сначала проведете переговоры с ней и потом купите ее. Вы не просто приходите и забираете всю ее систему».
Что достанется победителю
По прогнозам компании Newzoo, стоимость рынка видеоигр вырастет с $91,5 млрд в 2015 г. до $107 млрд в 2017 г. Средний американец будет тратить на компьютерные игры 28,3 минуты в день в 2018 г. против 23,2 мин в 2013 г.
Видеоигры в ближайшие пять лет изменятся до неузнаваемости благодаря росту мощности компьютерных процессоров, считает Гиймо. Нужны технологии, способные отправлять пользователя в виртуальную реальность в любой ситуации и в любой момент. Например, дисплеи, которые с помощью специальных приспособлений можно будет надевать на голову.
«Игры станут ближе к реальной жизни, – рассуждает он. – Вы действительно обретете возможность путешествовать в разных мирах и будете считать, что эти миры действительно существуют. В реальной жизни ваши возможности ограничены, игры позволят вам жить жизнью других – без вредных последствий».
Vivendi S.A.
Медиакомпания
Капитализация – 24,1 млрд евро.
Акционеры (данные на 31 июля 2015 г.): Bollore Group (14,36% голосующих акций), BlackRock (9,7% голосующих акций).
Финансовые показатели (9 месяцев 2015 г.):
выручка – 7,6 млрд евро,
чистая прибыль – 1,8 млрд евро.
Родители не должны быть чрезмерно обеспокоены тем, что дети играют в игры, считает Гиймо: «Видеоигры полезны для детей, если они используют их для развлечения, но не переходят этой границы».
Он утверждает, что видеоигры могут помочь детям развить лидерские качества: «Если вам даже 12 лет, в игре вы можете стать лидером для людей любого возраста. Когда вы играете, никто не знает, сколько вам лет. Имеет значение, как вы действуете».
Развивая дальше логику Гиймо, можно предположить, что он видит возможности значительного роста финансовых показателей Ubisoft. И делиться доходами с «агрессорами» не собирается.
«Многие компании практикуют стиль управления по принципу «больших боссов», которые требуют слепого исполнения приказов, но мы работаем в творческой индустрии, а творчество опирается на то, что позволяет людям рисковать, чтобы они могли добиться выдающихся результатов, – говорит он. – Если нашей компанией начнет управлять группа, которая не понимает отрасль, а просто хочет контролировать бизнес, это быстро убьет творчество».
Как же Гиймо намерен защищаться, если Vivendi решит взять Ubisoft под свой контроль? В ближайшие дни Гиймо собирается представить акционерам среднесрочный план развития. Они и будут принимать решение, говорит Гиймо. Пакет братьев Гиймо не будет решающим, крупнейшие акционеры – несколько институциональных инвесторов (см. справку). Понять главную суть плана Гиймо можно из его высказывания: «В индустрии видеоигр успеха добиваются те компании, которые способны быстро принимать решения, и на это не способны, как правило, те, кто является частью больших групп». «Если у нас не будет независимости, мы не сможем создавать красивые развлекательные продукты или будем делать это гораздо медленнее», – заключает Гиймо.