«Пока мы продолжаем расти темпами 300% в год, мы сосредоточены на росте»
Что нельзя купить ни за какие деньги и в чем главная заслуга мобильных приложений – рассказывает Шахар ВайсерПять лет назад стартап GetTaxi по созданию виртуальной диспетчерской заказа такси казался многим скорее новой забавой предпринимателей-технарей, чем серьезным бизнесом. Выросшая на основе мобильного приложения компания Gett сейчас работает в 54 городах по всему миру, включая Нью-Йорк, Лондон, Тель-Авив, Москву и Санкт-Петербург, а ее сервисом пользуются более 10 млн человек. Сейчас Gett осваивает новые ниши услуг для потребителей – от доставки еды и маникюра до капитального ремонта. Главный принцип – мобильные приложения дают возможность людям экономить время на бытовых услугах и освобождают от рутины, чтобы они могли тратить время на то, что им действительно нравится, отмечает основатель компании Gett Шахар Вайсер: «Мобильный телефон – это уникальное конкурентное место». На этой неделе Gett преподнес сюрприз конкурентам, запустив новый тариф такси на 40% дешевле.
– Мы действительно начинали с транспорта. Но построение транспортной вертикали услуг позволило нам разработать технологию, которую можно применять и в других сегментах.
– Мы реализовали идею, которая будоражила умы нашей команды.
Технологию и операционные навыки, которые мы обкатали на заказах такси, в итоге можно применить в других нишах, которые касаются сектора услуг. Это все те услуги, которые сопутствуют вашей жизни, например покупка продуктов, заказ обеда или услуги для дома – все то, на что вы тратите время. Сейчас во всем мире один тренд – человек стремится к максимальному делегированию полномочий. Ведь нет никакой ценности в том, что вы лично уберете свою квартиру. Может, лучше, чтобы с помощью нашей компании вы могли высвободить время и максимально использовать его на то, что вам больше нравится делать?
– С июля с помощью приложения Gett можно заказывать суши, а позднее можно будет заказывать любую еду – бургеры, пиццу или базовые продукты из супермаркета. Речь идет именно о базовых продуктах. На этом этапе наша компания не собирается заменить 100% из того, что вам нужно сделать, но 80% точно – это и транспорт, и еда, и уборка, и химчистка, и мелкие бытовые задачи по дому. Согласитесь, ведь всегда хочется нажать магическую кнопку, чтобы по мановению палочки было сделано то, что вам нужно в быту. Теперь такая возможность есть.
Шахар Вайсер
– Наша цель – запускать новую вертикаль услуг каждый месяц. Это в идеале.
И кстати, после того как мы выпустили волшебного джинна – сделали объявление о новых услугах, количество потенциальных контрагентов выросло необычайно. Нам казалось, что мы сделали универсальную карту развития бизнеса по услугам, но оказалось, что есть много идей, о которых мы даже не думали.
– Потенциальных категорий, естественно, больше, чем мы способны сделать сейчас. Но выпускать новый сегмент услуг раз в месяц – это неплохой план, я вас уверяю.
В первую очередь это касается транспорта. Наша цель – быть альтернативным средством передвижения вашему личному автомобилю. Чтобы этого добиться, надо понижать цены, но при этом увеличивая загрузку водителя: чем больше поездок – тем меньше тариф. Транспорт останется основополагающим направлением бизнеса компании: речь идет о расширении линейки классов автомобилей, оптимизации цен и сохранении высокого заработка у водителей.
С продуктами питания – идея добиться того, чтобы доставка пиццы или суши занимала 10 минут. Некоторые не верят, что такое возможно. Но то же самое раньше говорили и о наших услугах такси. Когда мы заявили, что сможем подавать машину менее чем за 15 минут и минимальная стоимость составит 100 руб., многим одновременное выполнение обеих задач казалось нереальным. Но сегодня так и есть. И сегодня выполнение обоих условий кажется банальным: мы теперь подаем машину за 5–7 минут, а минимальная поездка теперь стоит всего 49 руб. На этой неделе Gett запускает новый тариф «Эконом +», который удешевил услугу такси на 40%.
– Конечно, будет использоваться та же технология, но исполнители будут другие – не наши водители, а другие специально обученные специалисты.
– Интересная тенденция наблюдается на стороне предложения. Мы заметили, что фактически даем возможность 20 000 водителей зарабатывать и содержать свою семью. Конечно, не мы платим зарплаты – это делает рынок, но мы создаем основы для рынка. И в итоге 20 000 семей водителей живут за счет этого сектора. Это само по себе удивительно, и к концу года будет более 100 000 таких семей.
Сегодня мало кто говорит о том, что технология сама по себе создает рабочие места. А это действительно так. Многие просто не обращают на это внимания.
– Не совсем. Один из интереснейших моментов состоит в том, что формат пользования такси поменялся фундаментально. Зарегистрировавшийся в Gett человек сначала делает X поездок в месяц, через три месяца – 2X, через 12 месяцев – 4X поездок. Только задумайтесь: когда человек понимает преимущества службы Gett, открывает для себя эту услугу, понимает комфорт, который она предоставляет, он начинает пользоваться услугой чаще и это в итоге расширяет рынок такси. Количество рабочих мест выросло пропорционально всем этим факторам.
Например, в Нью-Йорке рынок такси сейчас в два раза больше размера, который существовал на момент запуска проекта. И пользователю понятно: то же самое удобство может появиться в других областях, где наша компания начнет работать. И в конечном итоге город выигрывает, выигрывает вся экономика.
– Главная проблема города – отсутствие парковки и ее стоимость. Такси часто дешевле, чем стоимость парковки вашего автомобиля.
Стиль передвижения людей сильно изменился. Сейчас утилизация личного транспорта – всего несколько процентов от его потенциальных возможностей. Задумайтесь! Всего несколько процентов. А автомобиль – это один из самых дорогих активов человека, и при этом он не используется. Раньше была другая ситуация: наличие личного транспорта предоставляло свободу передвижения. Сейчас Gett предоставляет ту же свободу, но не требует таких расходов.
Времена, когда люди каждый день пользовались автомобилем, прошли. По выходным – да, это осталось, но среднее использование машины в течение рабочей недели невелико. Идет обратная тенденция. Например, в Калифорнии покупки автомобилей сокращаются и владение машиной уже не считается очевидным преимуществом. Дилемма перед ведущими производителями, например GM и Ford, сейчас стоит именно так – им надо думать, как они будут продавать машины в ближайшие пять лет. Не через 10–20 лет, а именно через пять лет, потому что рынок сильно изменился, отношение к автомобилям изменилось. Человек не хочет владеть машиной, поскольку это невыгодное и неэффективное вложение при наличии альтернатив. Такие компании, как наша, позволяют оптимизировать инфраструктуру и перераспределять ресурсы, которые тратились раньше на покупку автомобилей для членов семьи, на себя, семью, развлечения, другие полезные вещи.
Гражданин мира
«Я родился в Москве на Старом Арбате, уехал в Израиль в 1991 г., когда мне было 16 лет, и там заканчивал образование, служил в армии, создавал первые бизнесы, – рассказывает Вайсер о себе. – В 2000 г. я вернулся в Россию возглавить публичную телекоммуникационную компанию Comverse. Это был интересный период – построение и развертывание мобильной связи. Первый стартап я основал в 1997 г. Тогда, конечно, были совсем другие времена – половина клиентов получала информацию по телефону, поскольку не у всех был на тот момент доступ в интернет. В 2005 г. я ушел из Comverse и вернулся к построению стартапов – переехал в Кремниевую долину и семь лет создавал компании там». По его словам, идея создать GetTaxi родилась в Израиле. На вопрос, тяжело ли после Кремниевой долины возвращаться в Россию, Вайсер отвечает: «Мне всегда нравилась Москва». На вопрос, не думал ли он расширять бизнес на азиатских рынках, Вайсер замечает: «Мне кажется, в Азии надо родиться, чтобы работать».
– В конечном итоге выигрывает город и социальная структура – улучшается ситуация с транспортом, парковками, снижается уровень загрязнения и проч. Изменения на рынке фантастические, и они произошли всего за четыре года.
– Все, что связано с услугами по дому, сферой красоты, питания и транспорта. Сейчас всем важна скорость получения услуги и ее цена. Ведь время бесценно – его нельзя купить, и в этом состоит главный тренд. Компании, которые способны сэкономить время потребителя, имеют большое будущее. Например, хочет девушка сделать маникюр: нажала кнопку – и за 15 минут приехал мастер. Или еще один пример – покупка цветов: это спонтанное желание и вам обычно не хочется тратить много времени на поиск букета, а просто хочется, пока вы делаете другие дела, чтобы к вам приехал прекрасный букет, который вы заказали.
В современном мире очень быстро происходит сдвиг в потребительских предпочтениях, в поведении – как и чем пользуется человек. Социальная динамика сейчас довольно интересная: человек старается успеть как можно больше за меньшее количество времени и думает, как быть более эффективным и первым. Услуги, которые предоставляет наша компания, помогают этого добиться.
– Как раз наоборот: больше.
– Согласитесь, довольно интересные данные, что наши машины такси приезжают к людям быстрее, чем приезжает «скорая помощь» или милиция.
Мы пока не придумали, как это использовать. Но нам очень хочется помочь улучшить ситуацию в этих сферах. Ведь возникают ситуации, когда можно спасать жизнь, например своевременно сделав инъекцию инсулина или укол от аллергии, – в такие моменты минуты, когда они должны быть сделаны, критичны для жизни человека.
– Наш транспортный сервис используется в России, Великобритании и Нью-Йорке. Но услуга, по сути, локальна, и, если у компании нет в наличии 10 000 автомобилей, как, например, у Gett в Москве, а есть всего 1000 автомобилей, обеспечить рынок ее услугами невозможно, какой бы красивой идея ни была в принципе: при небольшом количестве машин любая подача автомобиля все равно займет уже другое время. Если машин нет, никакая концепция не сработает на большом рынке – это будет всего лишь компания, которая работает только в пределах Садового кольца.
– За счет большого оборота Gett может предложить более выгодные цены, а после сегодняшнего запуска новых тарифов и подавно.
– Мобильный телефон – это уникальное конкурентное место, но нельзя заставить человека делать что-то, если он этого не хочет. Если удобно и выгодно работать на одной платформе, потребителя не заставишь пользоваться другой услугой. Uber, например, высококонкурентен в CША – занимает около 90% рынка, но на крупнейших рынках, в числе которых Россия, их покрытие составляет всего 3–5%.
– Нью-йоркский рынок такси составляет половину таксомоторного рынка Америки, но он малоконкурентен. Там работает всего одна компания, и монополист, как известно, обычно максимизирует прибыль и не думает о качестве или конкурентности своих услуг. Зайти на такой рынок обычно легко, предложив более выгодную услугу.
При этом половина таксомоторного рынка Нью-Йорка востребована корпорациями. Gett там известен именно за счет лучшего продукта для корпораций (b2b). Половина списка Fortune 500 – это наши клиенты, и мы добились этого за три года. Весной мы запустили сегмент b2b в Нью-Йорке. Мы понижаем стоимость услуг, увеличиваем эффективность и прозрачность транспортных услуг, и компании это очень ценят. Поверьте, 2500 клиентов b2b в корпоративном мире – хороший результат.
– Все рынки важны и равносильны. Два рынка – России и Великобритании – самые крупные в Европе.
Израиль, правда, также оказался крупным рынком, и это удивительно. Там люди пользуются такси очень много, стоимость рынка составляет около $2 млрд, Это было большой неожиданностью для нас.
– Был пиар-акт – объявление о том, что будет забастовка. Но на самом деле забастовки не было.
– Водитель в Gett может заработать около 120 000 руб., но вы должны брать во внимание, что это очень тяжелый труд.
– Такси стало доступным для очень многих, произошел огромный скачок заказов.
– Люди с криминальным прошлым действительно занимались этим, правоохранительными органами были приняты меры. Но говорить об этом не хочу.
– Да, в нас инвестировали лучшие фонды, работающие в России. Последние $150 млн инвестировали фонды Baring Vostok и Vostok Nafta. Среди инвесторов есть Creos – лондонский венчурный фонд. Access Industries Леонарда Блаватника также была в числе инвесторов.
– Не могу. На начальном этапе мы с первоначальным партнером вкладывали много собственных средств. У нас остается существенный пакет.
– Нет.
– $207 млн, это фантастическая на самом деле сумма.
– Пока нет.
– Нет, это доступная дорога. Но пока мы продолжаем расти темпами 300% в год, мы сосредоточены на росте.
Gett Inc. (бывшая GetTaxi)
Интернет-компания
Финансовые показатели не раскрываются.
Годовой оборот (оценка компании на август 2014 г.) – $150 млн.
Компания основана в 2010 г. Роем Мором и Шахаром Вайсером. В 2014 г. вошла в тop-15 среди самых быстрорастущих компаний мира по версии Forbes. Общий объем привлеченного финансирования – $207 млн. Развивает сервис по вызову такси через мобильное приложение. Сервис доступен в США, Великобритании, России, Израиле (всего в 54 городах). В июле 2015 г. компания объявила о ребрендинге и сменила название на Gett.
– Я родился в Москве на Старом Арбате, уехал в Израиль в 1991 г., когда мне было 16 лет.
– Один. Там я заканчивал образование, служил в армии, создавал первые бизнесы. В 2000 г. я вернулся в Россию возглавить публичную телекоммуникационную компанию Comverse. Это был интересный период – построение и развертывание мобильной связи. В 2005 г. я ушел из Comverse и вернулся к построению стартапов – переехал в Кремниевую долину и семь лет создавал компании там.
– Первый стартап я основал в 1997 г. Тогда, конечно, были совсем другие времена – половина клиентов получала информацию по телефону, поскольку не у всех был на тот момент доступ в интернет.
– В Израиле.
– Мне всегда нравилась Москва.
– Я никогда не занимался там бизнесом. Там культура сильно отличается от всех других рынков, в том числе и культура бизнеса. Мне кажется, в Азии надо родиться, чтобы работать.
– Как раз этим летом компания объявила о выходе на рынки городов-миллионников по всей России. Наш сервис уже запущен в Питере, Новосибирске и Нижнем Новгороде, а также готовятся запуски в нескольких новых городах.