«Билайн» покидают абоненты и топ-менеджеры
Вице-президент «Вымпелкома» Арташес Сивков, курировавший розницу, уходит из компанииО том, что первый исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Арташес Сивков уходит со своего поста, «Ведомостям» рассказали источники в компаниях – партнерах сотовых компаний. В пресс-службе оператора информацию подтвердили. «У «Билайна» все хорошо, компания набрала хорошую форму, но мы действительно расходимся», – прокомментировал ситуацию сам Сивков.
Говорить о причинах ухода он не стал. Так же поступили и в пресс-службе.
Сивков работает в «Вымпелкоме» с 2015 г. На посту первого исполнительного вице-президента (с августа этого года) он возглавил работу по трансформации и развитию коммерческих функций оператора, сообщается на сайте компании. В подчинении у Сивкова находятся все подразделения маркетинга, бренда, продаж и обслуживания на массовом рынке. Именно на нем у «Вымпелкома» проблемы. В III квартале 2020 г. количество абонентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 9,2% до 49,7 млн, следует из отчета нидерландского холдинга Veon, контролирующего российского оператора. Количество пользователей мобильного интернета уменьшилось на 11% до 32,4 млн. Выручка от услуг мобильной связи за год уменьшилась на 9% до 60 млрд руб. Сокращение абонентской базы Veon объясняет «недостаточным уровнем восприятия качества связи и сервиса в прошлом».
Отток абонентов «Билайна» по итогам III квартала этого года был, конечно, колоссален, но это не худший для оператора показатель, рассуждает менеджер компании – партнера сотовых операторов. Новый глава «Вымпелкома» Александр Торбахов, вернувшийся в компанию в начале этого года, очевидно, выстраивает свою менеджерскую команду – с этим, возможно, связаны кадровые перестановки, добавляет источник.
Преемника Сивкова собеседники «Ведомостей» назвать затруднились. У «Вымпелкома» на протяжении 10 лет постоянно меняется менеджмент, тем не менее показатели в последние годы падают, отмечает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.
Руководство «Вымпелкома» подчиняется менеджменту Veon и не принимает стратегических решений, поэтому, помогут ли кадровые перестановки изменить этот тренд, сказать трудно, рассуждает он. В 2020 г. Veon начал активно инвестировать в развитие российской сети, но и конкуренты тоже не дремлют, отмечает Либин.
Новому руководителю придется серьезно перестраивать розничный бизнес компании, указывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Речь идет о повышении лояльности, повышении качества сервиса – обо всем, что позволит остановить отток, отмечает эксперт. При правильной стратегии это позволит даже увеличить число новых пользователей. Но если этого не будет сделано, позиции операторов на российском сотовом рынке могут измениться – третьей по количеству абонентов может стать другая компания, предупреждает он.
В Tele2 не раскрывают точных параметров своей абонентской базы.
В III квартале 2020 г. число ее подписчиков превысило 49 млн – по этому показателю она вплотную приблизилась к «Вымпелкому», утверждает собеседник «Ведомостей», знакомый с деятельностью компании. При сохранении динамики развития абонентских баз обоих операторов Tele2 опередит «Билайн», уверен он.
Другой источник, близкий к Tele2, утверждает, что в III квартале оператор достиг отметки в 50 млн абонентов, т. е. вошел в большую тройку. Это с учетом подписчиков виртуальных операторов (MVNO), работающих на сети компании: их около 4 млн, утверждает источник.
На конец 2019 г. у Tele2 было 48,35 млн абонентов (44,6 млн собственных абонентов и 3,75 млн MVNO), отмечает топ-менеджер компании – партнера нескольких сотовых операторов. Если в этом году абонентская база оператора увеличивалась на 1% в квартал, т. е. примерно в 2 раза медленнее, чем в 2019 г., тогда на конец III квартала 2020 г. у Tele2 должно было быть 49,8 млн абонентов, считает он.
Аналитики не уверены, что переломить ситуацию «Вымпелкому» помогут кадровые перестановки. «Сложно сказать, насколько проблемы в персоналиях, – говорит аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович. – Пока что положение «Вымпелкома» продолжает быть слабым. Падение мобильной выручки продолжилось в III квартале 2020 г., и единственное, что мы увидели, – это стабилизация базы по сравнению со II кварталом и рост доходов в фиксированном сегменте».