МГТС удвоила доходы от сотовой связи

В прошлом году они составили чуть менее 1,45 млрд рублей, или 4% от выручки
МГТС с конца 2014 г. работает как виртуальный оператор на сети материнской МТС/ Евгений Разумный / Ведомости

МГТС сообщила, что заработала на сотовой связи в прошлом году чуть менее 1,45 млрд руб. Это вдвое больше, чем в 2017 г. А вся выручка МГТС в 2018 г. незначительно снизилась в сравнении с 2017 г.: 38,7 млрд руб. (по РСБУ) против 38,9 млрд.

Мобильная выручка составила чуть более 3,8% дохода МГТС в прошлом году – а в 2017 г. было чуть менее 1,9%. Кроме того, мобильная выручка впервые превысила выручку от платного ТВ – включая платежи за аренду оборудования, подчеркивает представитель МГТС Татьяна Мартьянова: в 2018 г. она составила около 1,35 млрд, а в 2017 г. – 1 млрд руб. Показатель рентабельности мобильной связи Мартьянова не назвала, но уверяет, что эта часть бизнеса выгодна и МГТС, и группе МТС.

МГТС с конца 2014 г. работает как виртуальный оператор (MVNO) на сети материнской МТС. На конец прошлого года она обслуживала более 480 000 сотовых абонентов, за год база подписчиков оператора увеличилась более чем на 50%, сообщает МГТС. MVNO в МГТС позволил создать новые продукты – конвергентные пакеты, куда входят домашний интернет на скорости до 1 Гб/с и цифровое ТВ, рассказывает Мартьянова, эти пакеты позволяют клиентам сэкономить на услугах, а компании – существенно снизить отток пользователей, увеличить средний ежемесячный чек абонента. Насколько ниже отток абонентов MVNO, чем у традиционных сотовых операторов, и каков показатель ARPU, она не говорит, но сообщает, что отток из конвергентных пакетов – менее 3% в год.

В 2018 г. показатель оттока сотовых абонентов в России составил 39%, сообщала AC&M-Consulting.

По данным «ТМТ консалтинга», в 2018 г. в России было 7 млн пользователей MVNO. 67% этой базы подключено «дочкой» «Мегафона» «Скартелом» (Yota), 16% пользовалось услугами «Ростелекома» (виртуальный оператор на сети Tele2). МГТС, третья по числу абонентов, обслуживала чуть менее 7% подписчиков MVNO. «Ростелеком» не раскрывает выручку от услуг MVNO. По данным «Скартела», его доходы в 2017 г. составили 28,5 млрд руб., более свежих данных компания не предоставляет.

В 2018 г. МГТС активно продвигала свои конвергентные пакеты с сотовой связью, отмечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: их покупка выгоднее абоненту, чем подключение различных услуг связи по отдельности – пользователи получают скидки. Кроме того, за все услуги можно заплатить по единому счету. Такие абоненты значительно реже меняют оператора, чем пользователи моноуслуг, согласен Анкилов с Мартьяновой: отказаться от двух и более услуг на одном договоре сложнее, чем от одной.

Выручка в 1,4 млрд руб. – существенная для рынка проводного интернета, считает консультант iKS-Consulting Максим Савватин, она соответствует годовому доходу крупного независимого регионального интернет-провайдера. MVNO сейчас развивают как федеральные, так и локальные фиксированные операторы, продолжает Савватин, и эти проекты в первую очередь направлены на повышение лояльности абонентов и их удержание. Идеологически сходный с такими MVNO продукт – «Все в одном» «Вымпелкома», считает Савватин. Подписчики этого пакета, пользуясь сотовой связью оператора, имеют бесплатный домашний интернет-доступ. Но в этом случае проект направлен на удержание сотовых абонентов, объясняет Савватин.

За 2018 г. количество мобильных абонентов «Ростелекома» выросло на 43%, говорит его представитель Валерий Костарев. Компания успешно продвигает мобильные услуги в бизнес-сегменте, что обусловлено многолетними прочными связями с корпоративными клиентами в сфере фиксированной связи, объясняет он. Таким клиентам удобнее и выгоднее получать весь комплекс цифровых услуг от одного провайдера, считает Костарев, да и в целом проект развивается успешно – растет как база пользователей виртуального оператора, так и их лояльность.