«Вымпелком» избавился от виртуального оператора для мигрантов
Продав контрольный пакет акций компании «Сим телеком»«Вымпелком» вышел из уставного капитала компании Eurus Holding В.V., которая контролировала компанию «Сим телеком», следует из раскрытого «Вымпелкомом» списка аффилированных лиц. Эта компания и работала под брендом Sim sim как виртуальный оператор (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) на сети «Вымпелкома».
Через Eurus «Вымпелком» контролировал виртуального оператора – в августе 2016 г. оператор приобрел 50,2% акций Eurus у основателя платежной системы Qiwi Андрея Романенко и бывшего гендиректора виртуального оператора 7К Андрея Скопинского. Но сделка не означает прекращения работы оператора: представители «Вымпелкома» и Романенко уверяют, что Sim sim продолжит работу как независимый оператор на сетях «Вымпелкома».
Контракты Sim sim были ориентированы на мигрантов. Компания представляла собой «этно-MVNO-систему для приезжих из ближнего и дальнего зарубежья со своим билингом, номерной емкостью, коммутатором и другими техническими составляющими», следовало из материалов «Вымпелкома». Помимо мобильной связи Sim sim предлагала еще и консьерж-сервис, который на нескольких языках был способен подсказать, как перевести деньги за рубеж, и помочь с покупкой транспортных билетов, говорится на сайте Sim sim.
Сумму сделки партнеры не раскрывают. Поскольку параметры рентабельности оператора не известны, сумма сделки исчисляется десятками миллионов рублей, рассуждает аналитик «Уралсиба» Константин Белов.
«Вымпелком» не раскрывает операционные и финансовые показатели Sim sim. Для «Вымпелкома» Sim sim была интересным экспериментом, однако сейчас нет необходимости в отдельном продукте для мигрантов, считает Анна Айбашева, представитель «Вымпелкома». Рынок таких продуктов стабильно снижается, утверждает она. По словам Айбашевой, на конец 2017 г. количество мигрантов в абонентской базе «Вымпелкома» снизилось на 10% по сравнению с концом 2016 г. Мигранты все чаще выбирают пакетные тарифы «Всё» – по мере распространения смартфонов в этой группе пользователей, рассказывает она. В результате растет потребление мигрантами мобильного интернета – за год трафик на абонента в этом сегменте вырос в среднем вдвое, говорит Айбашева.
ARPU (средний ежемесячный счет абонента) оператора существенно ниже среднерыночного, при этом он не входит в первую тройку российских MVNO по размеру базы, считает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. По оценкам Telecom Daily, абонентская база Sim sim составляет около 20 000 человек, а ARPU близок к среднероссийскому, рассказывает гендиректор компании Денис Кусков. В 2017 г. ARPU составил 299 руб. против 290 руб. в 2016 г., подсчитывал «ТМТ консалтинг».
Кусков обращает внимание на особенности работы с той аудиторией, на которую нацеливалась Sim sim. Во-первых, рост абонентской базы затруднен сезонным характером работы: уезжая на родину, абоненты передают сим-карту новоприбывшим, рассказывает Кусков. Во-вторых, такие абоненты стараются максимально пользоваться WiFi-сетями для звонков через мессенджеры. Поэтому Кусков согласен с доводом, что мигранты переходили на обычные тарифы операторов – в первую очередь это касается тех, кто понимал, что остается в России надолго.
Основным конкурентным преимуществом оператора Кусков называет поддержку колл-центра на родном языке многих диаспор. Выход «Вымпелкома» из капитала этого оператора может свидетельствовать о том, что большие операторы по-прежнему рассматривают MVNO как весьма нишевую историю.
У «Мегафона» есть линейка тарифов для звонков в страны СНГ «Теплый прием». При этом в тариф включены безлимитные мессенджеры, по которым тоже можно звонить, отмечает представитель оператора. У МТС также есть тариф «Твоя страна» специально для звонков в СНГ и Азию, следует из информации на сайте оператора.